ПУТЕШЕСТВИЕ НА БЫСТРОМ КОНЕ БХАЛАХА

Наставления о пути в Чистые Земли на случай внезапной смерти, когда практикующий не смог обрести стабильность в стадиях

Зарождения и Завершения


монах Рага Аси

Намо Амитабхая!

Мой духовный сын Дзондуй Джамцо спросил меня, старого монаха Рага Аси, о том, как практиковать стадии зарождения и завершения, в случае если придётся умирать, не прожив свой срок жизни? О том, как практиковать по сути перемещение сознания? В какую Чистую Страну направлять свой ум и ригпа, когда наступят страдания разделения тела и ума? О том, как отбросить страдания в этот решающий час? С состраданием даю тебе эти наставления, мой духовный сын, упорно практикующий путь!

Время практики Пхова

В наше время, когда средняя продолжительность жизни равна 40 годам, где же людям дожить до ста лет? Большинство людей, живущих сейчас на Земле, не имеют чистой кармы прожить такой срок. Итогом нового рождения является смерть, и я не знаю никого, кто не прошёл сквозь этот опыт страданий ухода из жизни в свой смертный час. Даже если смерть была мгновенной и человек не почувствовал ничего, то за ней следуют ужасы состояния бардо.

Хотя проповеданы некоторые методы для избежания встречи с этими ужасами путешествия в бардо, большинство людей, вступивших во врата практики Дхармы, отвлекаются от того, чему они учились на пути, когда наступают муки смертного часа. Хотя они и получают множество посвящений, устных передач и наставлений, они всегда воспринимают это просто как книги. Хотя они и знают все наставления о двух стадиях тантры, они не достигают стабильности в этих практиках, не создавая, таким образом, условий для Освобождения. Когда однажды наступают страдания смертного часа, такой практикующий судорожно цепляется за внешние вещи, прося совершить ритуалы защиты и отбрасывания смерти, или надеется на помощь разных лекарств и пилюль. Его любимые ученики проливают слезы печали и говорят о том, как много пожертвований монастырю они уже проели, и просят его ради мирян попытаться из последних сил сесть в посмертной медитации на Ясный Свет. Не обретя устойчивости в практиках зарождения и завершения, как он сможет довести до конца свою медитацию на Ясный Свет после смерти? Что он сможет сделать, когда он уже труп, что начал гнить? Когда некоторые говорят: «Меня уже здесь нет, я совершил перемещение!», то они продолжают обманывать себя, даже находясь так близко от смертных врат. Ведь говорится в комментарии на тантру «Четыре трона Блистательного Ваджрабхайравы»: «Перемещение нужно делать до того, как начнутся муки умирания, а, заболев, ты не сможешь переместить своё сознание!» Поэтому я считаю, что нет нужды обманывать себя, что ты сможешь совершить пхова в такой момент.

Наставления, которые смогли бы помочь в это время, передал Владыка Дхармы Дагпо Лха Дже Гамбопа. Я, конечно, в этой жизни не имею опыта умирания, но всё же, даже без него, я надеюсь, что эти наставления окажутся весьма полезны для таких людей, каким являюсь я. Поэтому я храню эти наставления в сердце. Так как их весьма легко понять, я много раз их разъяснял по разным случаям, и если говорить вкратце, собрав самую суть этих наставлений, то они примерно таковы.

Перемещение в Чистую Землю - Пхова Нирманакайи

Когда воистину придёт наш смертный час, визуализируй своё тело как Идам Джелва Джамцо. Он пустой и сияющий внутри, словно хрустальный сосуд. В центре тела своего представь центральный канал, подобный колонне внутри пустого дома. Он белый снаружи и слегка красный внутри. Его нижний конец находится ниже пупка, он закрыт переборкой, как стебелёк травы. Его верхний конец, открытый и сияющий как маленький проём для света, упирается в макушку головы. На расстоянии одного локтя над ним в пространстве находится роскошный трон с луной и лотосом. Поверх него восседает Учитель вместе с сыновьями, неотделимый от Трёх Драгоценностей Владыка в форме Победоносного Будды Амитабхи. Его тело красного цвета со всеми знаками совершенства, он одет в одежды монаха и сидит в позе Ваджры. Поверх рук, сложенных в жесте медитации, находится чаша монаха.

Медитируй, что он неотделим по сути от Будды Безграничного Света, сидящего в Стране Сукхавади. Если можешь, произноси слова молитвы, а если не можешь, то мысленно молись, принимая трижды Прибежище в нём.

Молись об очищении обычной смерти в путь Дхармакайи на благо всех живых существ. Молись о том, чтобы пробуждение в бардо явилось как путь Самбхогакайи. Молись о том, чтобы новое рождение стало путём Нирманакайи в Сукхавади, и ты, чудесным образом родившись там, смог бы поднести свои дары Будде Безграничного Света.

Когда достигнешь десятой земли бодхисаттвы, то пусть мириады твоих эманации во всех мирах ведут к спасению матерей наших - живых существ. Пусть будешь ты неотделим от Авалокитешвары. Так трижды молись, от всего сердца порождая Бодхичитту.

Все свои добродетели, собственность и тело, всё, к чему ум твой привязан крепко сетями - к вещам, богатству, к священным книгам, к родной земле, к твоим почитателям и ученикам, к своим близким, друзьям и соратникам - объедини в единой мандале и мысленно поднеси Будде Безграничного Света. Трижды произнеси стихи подношения мандалы. Как мирянин, поднёсший храму все свои священные книги, больше не думает о них, так и ты не беспокойся о том, что будет: кто будет новым владельцем твоих вещей, что будет с ними он делать и прочие думы отбрось. Считай, что ты их поднёс своему божеству. Если ум будет привязан к чему-то ещё, то это очень вредно для практики пхова, поэтому уничтожь привязанность в самом её корне.

Представь в своём сердце, внутри центрального канала красный слог «Хри», сияющий лучами света. Когда этот слог будет постепенно продвигаться по каналу вверх, закрой пути движения кала, мочи и спермы, эти врата трёх дурных участей, а также закрой верхние врата, ведущие сквозь рот к рождению в трёх благих участях сансары. В середине тела закрой пути людей и асуров. Закрой пути божеств, что обитают в Мире Желаний. Зак¬рой пупочные врата, левую ноздрю и правое ухо - все эти пути рождения в облике Царя Правителя Вселенной или духа класса Дул Бум. Закрой эти пути рождения в Мире Форм. Закрой глаза и левое ухо, ибо это врата, откуда идут искушения и рождаются сомнения. Это врата в Мир Форм и Мир без Форм. Закрой между бровями точку - это врата Мары. Закрой всё это по порядку мощными лучами света, что исходят от красного слога в сердце.

В месте, откуда тело зарождается и умирает, ниже пупа в центральном канале представь красный четырёхлистный лотос и поверх него луну в виде маленького сияющего диска. Представь на нём сферу размером с горошину - воплощение сознания и энергии праны. Представь, что эта сияющая капля красно-белого цвета, очень лёгкая и готовая воспарить, вылетает, подобно стреле, выпущенной из лука, через световой проём далеко вверх, прямо в сердце Будды Безграничного Света, и затем возвращается снова вниз, подобно падающей звезде или метеору.

Визуализируй это не меньше двадцати одного раза. С этого момента считай своё тело Авалокитешварой и порождай его божественную гордость. Я также медитирую с помощью этих наставлений, порождая божественную гордость и оставляя привязанность. Считай, что нет никого на свете счастливей тебя, ибо нет никого на свете, кто избежал бы смерти. Говорят, что очень важно иметь такую установку.

Единство стадий Зарождения и Завершения - Пхова Самбхогакайи

Визуализируй в центре своего сердца на лотосе и луне красный слог «Хри», окружённый шестислоговой мантрой. Свет и лучи, идущие от слога, подобны встающему солнцу. Представь, что они наполняют тело внутри сиянием.

Даже если ты и не достиг прямого постижения природы своего ума, то даже одним этим способом возможно упрочить медитацию в момент смерти. Многие Геше, что не смогли на практике познать состояния покоя и движения ума, когда настал их смертный час, сумели всё же упрочить лишь этим способом свою практику посмертной медитации. Затем тела их долго не теряли свежести. Будь уверен, что достигается это лишь медитацией на слоге-семени Идама, а не каким-либо иным способом, отличным от этого.

Узнавание Ясного Света - Пхова Дхармакайи

Затем сосредоточься на практике всматривания в сущность потока проявлений своего ума и не созерцай ничего помимо того, что сказано!

Хотя существует множество разных объяснений о стадиях растворения первостихий, о внешних и внутренних знаках умирания и о последующих проявлениях белого и красного света, все они могут быть мгновенны, как щелчок пальцами. Поэтому нет нужды сосредоточиваться на них по отдельности, ведь нет ничего, кроме проявлений ума! Что бы ни проявлялось, всматривайся в его сущность!

Последнее желание умирающего

В этом состоянии, как только дыхание оборвётся, и тело перестанет чувствовать что-либо вообще, а сущность сознания в беспамятстве двинется во тьму, поддерживай страстное желание достичь Чистой Земли. Хотя это может и не исполнится в тот же миг, тем не менее ум у Врат Смерти чрезвычайно силён, поэтому он двинется туда, куда пожелаешь! Некоторые очень чистые практики Дхармы силой некоторых обстоятельств своей смерти из-за гневного пожелания в момент последнего вздоха перерождаются в виде свирепых демонов и богов. Посмотри внимательно вокруг и убедись, что это так! Дряхлые старики у врат смерти не беспокоятся осенью об урожае, а собирают то, что успело вырасти; посмотри внимательно вокруг и убедись, что это так!

Последнее затворничество

Подобно человеку, отправляющемуся в путь и силой своего намерения и обещания просыпающегося рано утром, едва погаснут первые звезды, дай обещание, что, начиная с полуночи, в те¬чение семи суток будешь сидеть в последней медитации у Врат Смерти.

Всё свершится в момент переживания ухода из этого мира, когда закончится озабоченность своим умирающим телом. Вы не должны отвлекаться от своей последней медитации, вступая в разговоры о чём бы то ни было. Даже если в этот миг восемь

сознаний пребывают в неясном состоянии, все равно там есть Ясный Свет Основы, что обнаженно проявляет сущность свою, приходя изнутри человека. Пребывай сосредоточенно в этом состоянии, когда придут громовые раскаты и прочие ужасы бардо.

Даже если они вновь не пробудят грубые уровни мышления, то достаточно тончайшего следа двойственных мыслей, чтобы помешать освободиться в посмертной медитации.

Время применения «Бардо Тхойдол»

В этот период нужно применить метод «Ознакомления с ригпа», указанный в тексте «Бардо Тхойдол». Применяй его до появления знаков выхода сознания из тела и, не касаясь губами уха, с помощью слов проведи для умершего «Ознакомление с ригпа». Это также согласуется с системой «шестичленнои йоги». Как только наставления будут пережиты, цель будет достигнута. Если ученики и окружающие искусны в заботе о теле умершего, тогда освободившись в посмертной медитации, умерший не завершает свое дальнейшее движение по пути. Если же они не искусны в заботе о теле умершего и он не достиг освобождения в момент смерти, тогда всё завершается и дальнейшее продвижение останавливается. Об этом говорит опыт, и поэтому как можно чаще применяйте этот метод ознакомления умершего с состоянием ригпа.

Знаки освобождения в посмертной медитации

Необходимо очень тщательно исследовать знаки освобождения или неосвобождения в посмертной медитации.

Когда тело не обезвоживается и аппетит не исчезает, есть много лекарств, помогающих при посмертной жажде. Если принять это лекарство, изо рта, носа и отверстий тела проступает влага, несмотря на то, что он не достиг освобождения в посмертной медитации.

После приема особых лекарств, когда тело умирающего заставляют обезвоживаться и аппетит исчезает полностью, отсутствие жидкости уже является знаком освобождения в посмертной медитации, и знаки этого освобождения проявляются на этот раз как отсутствие капли «жёлтой жидкости» на кончике носа.

Обычно при отсутствии двух вышеописанных вариантов знаком освобождения является появление капли «жёлтой жидкости» на кончике носа. Если умирающий был на высоких ступенях бодхисаттвы, то из его носа капает много капель «жёлтой жидкости», образуя священные реликвии - «рингселы». В некоторых исключительных случаях «жёлтая жидкость» проступает на макушке, а для тех, у кого были закрыты отверстия выхода жидкостей и кала, знаком освобождения в посмертной медитации является истекание мочи из тайного места. Если всё это будет проделано, то цель будет достигнута.

Ни в одном каноне или терма традиций Сарма и Нингма не говорится, что знаком завершения медитации на Ясный Свет в момент смерти является тело, остающееся прямым и сохраняющее позу медитации.

В писании говорится о знаках следующим образом. Внешний знак освобождения - это когда не выпадает иней при чистом, ясном небе, несмотря на осень на дворе. Внутренний знак - это когда тело долго сохраняется свежим. Тайный знак - это появление «рингселов» со слогами «Хум» и «А». Поэтому нужно уметь понимать внешний вид умершего, а целью осмотра является определение этой свежести тела. Даже если умерший был старым, и вид его был очень дряхлым, в этот период тело его выглядит значительно моложе. Даже сверх того, оно становится значительно красивее и свежее, чем было при жизни. Даже умерший был человеком молодым, внешний вид его тела сияет свежестью сильнее, чем при жизни. Глаза его чуть приоткрыты на лице тончайшая улыбка, нос не проваливается, уши не прилипают к голове, вены на лбу не выступают вперёд, при надавливании кожа расправляется сама собой без ямки. Даже если на дворе лето, над телом не кружатся мухи, а зимой тело сохраняет гибкость членов. Люди, которые выполняют практику перед умершим, чувствуют опыт медитации и прозрения более ясно. На это уверенно можно указать, как на знаки подлинного освобождения в посмертной медитации.

Пение молитв с музыкой и воскурениями - это способ избегания встречи с Ясным Светом, и упорствовать в течение недели после смерти в такой практике подобно задуванию маленького огонька узнавания Ясного Света, который только начал разгораться с того момента. Поэтому в писании говорится, что не нужно выполнять никаких действий в этот момент. Много раз на опыте увидев это, ты всё поймёшь, мой сын.

Всё же встреча в этот период умирания с Высоким Учителем или же с человеком, рьяно соблюдающим свои клятвы, может создать внешнее условие для освобождения в посмертной медитации. Присутствие любого другого человека не принесёт вреда. В этот период возможно так же ошибиться, когда некий осквернённый человек, не постигший свой ум, во время умирания сумел сохранить своё тело сидящим прямо, а лицо без гримасы болезни, свежим и приятным, но это не означает знаков завершённой посмертной медитации. Это означает пребывание вредоносного духа-гандхарва в скандхах умершего, или даже умерший может стать восставшим мертвецом. Это разъясняется в обширном учении шести йог Наропы. Много раз увидев это на опыте, ты всё поймёшь, мой сын.

Труп слышит все слова окружающих и все шорохи. Что касается знаков освобождения в посмертной медитации, когда тело умершего обезвоживается и усыхает, то тогда, даже если нет проступившей крови, «жёлтой воды» и прочего, если цвет тела ухудшился, а глаза глубоко ввалились в череп, если летом вокруг умершего кружатся насекомые, а зимой тело стало негибким - всё равно можно быть уверенным в достижении умершим освобождения в посмертной медитации.

Ритуалы прощания и кремации тела йога

Для умершего йога нужно совершать кремацию останков и ритуал призывания Ясного Света посмертной медитации. Это ритуал слияния божественного тела умершего и божеств посвящения. Необходимо выполнить это призывание вместе с пуджей и чтением вслух молитв восхвалений. Затем снова визуализируйте умершего в форме одиночного Будды Вайрочаны, но не визуализируйте растворение изначальной мудрости в нём. С этого момента необходимо выбрать место кремации и выполнить все ритуалы, что сопутствуют ему.

Если же тело сжечь без визуализации в виде идама, то говорится, что это большая ошибка разрушения полной мандалы божеств, находящихся в теле. Если сделать так, то полученные после кремации реликвии, не будут иметь большой благословляющей силы.

Если визуализировать тело и божеств неделимыми и затем выполнить обряд кремации, то от этого будет большая польза, а полученные реликвии будут иметь большую силу.

В некоторых случаях можно сразу приступить к кремации и созданию священной реликвии из праха умершего без обряда прощания с телом.

Если же мы выполняем ритуал призывания Ясного Света посмертной медитации, то на период трёх суток можно разрешить доступ к телу для прощания и поклонения. В этот период визуализируйте умершего в виде божественного идама в своей мандале и в течение всех трёх суток выполняйте ритуалы «Приглашения божеств мудрости», «Подношения даров» и «Подношения торма». В конце вы не должны визуализировать, что божества уходят в Чистые Страны, а визуализируйте их растворение в теле умершего.С музыкой и барабанами пойте ритуал «Нисхождения благодати». Мантрой «двенадцати звеньев взаимозависимости» освятите тело покойного. Затем совершите молитвы «Пожелания счастья», открыв лицо покойного, направьте зеркало на него и совершите обряд «Омовения нектаром мудрости».

Затем делайте реликвию из мощей и выполняйте обряд «Освобождения через касание» согласно своим священным текстам. Если же из-за особенностей кармы прошлых жизней умерший не проявил в своих мощах и прахе изображений божеств, различных мантр и прочих результатов медитации в этой жизни или же явил другие мантры и изображения, то не порождайте сомнений в его реализации, ибо сущность всех божеств едина.

Кто практиковал в этой жизни сущностную медитацию и растворил в себе энергию этапов реализации и множества мантр - явит священные реликвии, согласно сказанному в писаниях. Созерцавший только пустоту не явит никаких реликвий, кроме чистоты ясного неба после своего ухода. Так говорится в писаниях!

Священные мощи йога

Хотя в писаниях также указывается много методов создания реликвий, в случае если они не проявятся, для того, чтобы укрепить веру у покровителей Дхармы, лучше не делать этого, ибо опасность клеветы может быть весьма велика, а также можно нарушить свои обеты!

Хотя воистину проявляются священные рингселы, они тоже могут быть трёх сортов: высшие, средние и обычные рингселы. Высшие рингселы проявляются из останков Арья-бодхисаттвы, достигшего прямого постижения пустоты. Они прочны, тверды и нерушимы, и если вы хотите проверить таковы ли они на самом деле, то нужно поместить их в ступку из металла и плавно, не стуча, нажать на них, приложив весьма свирепое усилие. Если они оставят свой след на пестике, не поломавшись, то это знаки того, что рингселы принадлежали Будде, Пратьекабудде или Архату - Победившему своих врагов. Они могут быть пяти цветов: белые, жёлтые, красные, цвета зелёной травы, а также небесного цвета, и их называют «шарирам», «чурирам», «мерирам», «няриям», «панчарам», - всего пять сортов. Эти рингселы пяти сортов из останков святых предназначены для обозрения и прикасания с верой.

Хотя в некоторых писаниях говорится, что чёрные рингселы есть причины ада, а рингселы красно-чёрного, бурого и дымчатого цветов означают рождение в виде демона или ракшаса, вообще-то нельзя быть твёрдо уверенным в этом, ведь даже великий Атиша в далёком прошлом явил при сожжении много чёрных рингселов. А также много людей, которых не считали святыми, являли рингселы пяти цветов, круглые шарики маленького размера, блестящего вида, легко разрушающиеся при ударе. Поэтому будь аккуратен при обращении с ними. В солнечное утро собери их с помощью ложки из меди и верёвки в чистый сосуд. Всё это знаки рингселов, имеющих благодать. Рингселы, сделанные из камня и других материалов, не нужно собирать в медную коробку для реликвий.

Ложные реликвии

Теперь, что касается ложных рингселов из останков обычных людей, имевших множество препятствий к Освобождению. Они являются из останков тех, кто совершил пять тягчайших проступков, ведущих прямо в ад. Кроме того, когда огню предают тело человека - эманации Мары, обладателя дурной кармы, то огню не даёт разгореться, препятствует сам Пехар Джелбо - Могучий Царь из мира духов. Из останков такого человека являются множество неподходящих рингселов. В дурную участь попадёт тот, кто будет хранить их, поклоняясь и благоговея перед ними. Кроме того, при сожжении останков рингселы являет любой человек, который в течение семи своих жизней непрерывно рождался в мире людей без промежуточных существований в виде свиньи, птицы, рыбы и прочих животных. Эти останки называют «ценма зэи ги рингсел». Если, тайно убив, отведать плоти человека, после кремации которого могут явиться рингселы, то это путь, ведущий прямо в адский мир. Это знают все в Тибете .

Тот, кто семь своих жизней имел драгоценное рождение человеком и встречался с Дхармой Будды, тоже, конечно, являет рингселы. Плоть и кости такого семь раз рождённого называют «Рурзий Зэ». Хотя из них нет нужды создавать реликвии, всё же не будет ошибкой их сделать, если проявятся формы божеств или буквы и слоги священных мантр. Если же в месте, где была голова, останутся образы «бумбы», «рилбу» или образы белой раковины, что закручена вправо, то, конечно же, не будет ошибкой сделать из них объекты поклонения - ведь это очень хороший знак! Что касается оставшихся не сгоревшими в пламени кремации сердца, глаз и языка, то это очень известное явление, и всё же будьте внимательны, ведь всё зависит от силы и жара огня. В наше время сердцем, глазами и языком, что не сгорели во время сожжения тела, называют то, что лепят помощники из золы и пепла, оставшихся в конце. Конечно же, это большая ошибка! Здесь очень важен толковый помощник, который всё сделает правильно со священными останками, явившими реликвии после огня.

Затем выполняйте обряд «Омовения нектаром» для новых реликвий, совершите их освящение. Если же вы не поступите так, то буквы и образы, явленные на этих мощах, могут быстро исчезнуть, хотя ясно были видны, а рингселы могут стать меньше и раствориться. Почему не явиться, как священной реликвии, горлу человека, сохранившего веру и чистоту своих клятв? На кусочках его костей являются слоги мантр и священные образы божеств созерцания. Точно также могут явиться рингселы, которых как будто бы не было раньше. Горло того, кто нарушил клятвы пути и впал в большие заблуждения, оставаясь в начале, исчезает потом.

Как удивительно это, не так ли? Знания такого рода обретаются только опытом. Много раз услышав, искушённым ты станешь, мой сын!

Второй приход Ясного Света и начало переживания ментального тела бардо

Эмахо!

Если кто не сумел завершить свою практику устойчивого узнавания Ясного Света Врат Смерти, то спустя трое суток, во второй половине дня, до того, как он обретёт ментальное тело бардо, сущность Махамудры и Ясного Света будет явлена ему обнаженно и ясно. Если он сумеет удержаться надолго в устойчивом узнавании своей природы, то он завершит этот второй приход Ясного Света. Спустя короткое время, независимо от завершения или незавершения медитации узнавания Ясного Света, человек обретает рождение в виде ментального тела бардо. Не имея оков из плоти и крови, его тело похоже на тело из снов. Не узнавая своё состояние и не ведая точно - жив он ещё или мёртв, как прежде приходит он к близким домой.

Хотя говорится в текстах традиции, что являются образы мирных и гневных божеств состояния бардо по порядку, но если пред этим завершена практика Ясного Света врат смерти, то может и не явиться ни одно божество.

Явление Будды Безграничного Света

Лишь к завершению восьмых суток второго этапа состояния бардо дхарматы является Будда Безграничного Света. Если практика узнавания Ясного Света не была завершена, то он является днём на седьмые сутки бардо дхарматы. В традиции Бардо Тхойдол это называют «Проявлением Будды Безграничного Света», а в традиции сутр именуют «Явлением на небесах впереди Будды Безграничного Света», создающего причину для рождения в Стране Сукхавади. Это одно и то же явление, происходящее на восьмые сутки состояния бардо дхарматы. Поэтому посмертная медитация в течение семи суток, Освобождение и проявление Будды Безграничного Света приходят в одно и то же время. Силой устремлённости ума и молитв, что практиковал ты в этой жизни, всё проявится наверняка - и ты завершишь медитацию за порогом смерти своей.

Знаки достижения перерождения в Сукхавади

Знаком успеха будет явление радуги в небе, где самыми яркими среди пяти цветов будут жёлто-красные лучи блистающего света. Убедись в этом на практике, сын мой! И воистину, это знаки рождения в Чистой Стране Великого Блаженства. Такого практика уже можно считать достигшим средней ступени среди людей, которые пребывают на уровне обычных способностей.

Краткие наставления по Пхова

Теперь я снова вкратце перечислю все моменты о том, как вершить практику у смертных врат, и как удержать свой ум на Ясном Свете!

Сначала, проделав практику Прибежища, вы создаёте прочную основу для пути. Затем, рождая Устремлённость к Пробуждению, вы создаёте форму своего намерения. Подобно человеку, который практикует щедрость и не испытывает жадности к любым вещам, вы подносите в мандале всё, к чему стремится ваш ум, пока не разорвутся путы, оплетающие вас! Закрыв все девять врат на теле, вы не позволяете своему сознанию пойти по ложному пути движения. Практикуя визуализацию пхова, вы не позволяете своему сознанию быть увлечённым чем-либо и выйти наружу через другие двери, кроме дверей Брахмы на макушке головы, вне зависимости от того, завершили вы свою практику на Ясный Свет или нет. Когда вы привыкаете воспринимать как божество своё бренное тело человека, неуклонно сосредоточив свой ум на букве «Хри», то медитация на Ясный Свет станет прочна и завершится, а отвлечению будет нелегко проникнуть к вам.

Если будешь твёрдо пребывать в состоянии медитации на Ясный Свет и ясно завершишь все знаки, то углубится вера всех, кто почитает Дхарму, оказывает помощь Сангхе, и станет выше престиж всех учеников. Также окажешь помощь тем, кто будет практиковать Учение Будды вслед за тобой.

Применение всех уровней Пхова одновременно

Спустя семь дней, на исходе восьмых суток, узрев явление Будды Амитабхи, ты обретёшь как удовлетворение для себя, так и возможность показать своим ученикам-последователям удобный способ и момент для объединения практик «Перемещения» и «Узнавания Ясного Света». Некоторые люди, недостаточно хорошо разбирающиеся в учении, слыша утверждение о противоречивости одновременного применения «Перемещения» и «Узнавания Ясного Света» в момент смерти, не ведают, что «Пхова Дхармакайи» и практика «Узнавания Ясного Света» являются в сущности одним и тем же. Нет ни перемещающегося, ни перемещаемого: прямо в этом теле пребывает Изначальное Знание - не выразимая словами Махамудра! Нет никакого Пробуждения помимо этого. Да достигнут самоосвобождения, которому учат в традиции Дагпо Кагью, все те, кто постиг эти слова. Обдумай тщательно всю значимость всего вышесказанного.

Если ты породишь сомнения, думая, что практика «Пхова Самбхогакайи», означающая преображение себя в божественную форму, и практика «Пхова Дхармакайи», означающая пребывание в состоянии, свободном от понятий, являются противоречащими друг другу, то это означает, что ты не достиг объединения двух практик стадий зарождения и завершения! Весь путь этой жизни, бардо и перерождения нужно пройти с помощью одной практики. Представив Будду Амитабху у себя на макушке и преобразив своё бренное тело в божественную форму Авалокитешвары, сосредоточившись на слоге «Хри», что пребывает в сердце, старайся сохранить сущность и продвигайся к состоянию, где объединены две практики стадий зарождения и завершения.

Это глубочайшие наставления о том, как объединить в единой практике «Перемещение» и «Узнавание Ясного Света».

Метод, помогающий освободиться людям обычных способностей

Если же умер человек, имевший опыт созерцания, но ему не удалось остаться в ясном уме у смертных врат, подобно жаждущему, что умер недалеко от воды, попав в суровые условия, если он не смог в этих суровых условиях довести до конца медитации зарождения и завершения, то нужно применить наставления, что приводят к Освобождению людей даже самых низких способностей, хотя умерший мог быть человеком высших и средних способностей на пути. Если такой человек не смог обрести Освобождение у смертных врат или в бардо, то, возможно, он не сможет использовать метод Освобождения на пути Нирманакайи. Он может либо суметь выполнить «Перемещение» в момент умирания, либо не суметь сделать это; либо завершить «Узнавание Ясного Света», либо не завершить; либо узнать проявления мирных и гневных божеств как свои эманации, либо не узнать. Лишь через полторы недели после последнего вздоха он убедится в собственной смерти. Обладая сверхясностью сансарического ясновидения, магическими силами и свободой беспрепятственного путешествия, куда сердце желает, умерший страдает от осознания бесповоротной кончины и питает сильную тягу к близким и родным. Он наполнен воспоминаниями о совершённых дурных деяниях, сожалеет, что совершал их, и полон ужаса от ожидания вестников Владыки Мёртвых. Он полон гнева и раскаяния за то, что не следовал при жизни по пути Священной Дхармы, и преисполнен тяги к своим родным местам. Печалясь и тоскуя по своим друзьям, он считает, что не осилит долгий путь до Чистых Стран. Имея шанс дойти, он тем не менее держится за привычные места. Желая вновь родиться где-то среди близких, он надеется начать практику в новом обличье. Он торопится обрести успокоение в новом теле и не имеет ни времени, ни терпенья долго ждать. Как ошибается усопший! Он не ведает о том, как много разной кармы он накопил к тому моменту, когда предстанет перед Владыкой Мёртвых, ведомый его слугами, и тот будет вершить тщательный суд.

Припомни эти наставления, когда вжимая тело в землю и камни, ты будешь искать новое обличье. И в этот час взывай со страстью к Учителю и божествам с такими словами:

«О, как печально, что в течение стольких кальп

Я не достиг свободы от сансары

И всё ещё в естественном паденье пребываю.

Учение стольких Будд, пришедших в прошлом,

Не привело меня к Освобождению,

Воистину ведь это - плод дурных деяний,

Заставляющий вкушать поток рождений и смертей.

Это испорченное сердце не ведает печали

Даже в такой ужасный миг.

Как страшно, если вновь мне суждено

Переродиться в участях дурных!

Как сон непостоянно блаженство тех,

Кто обитает в трёх участях благих сансары.

В дурное время нынешней эпохи,

Когда Учение движется к упадку неуклонно,

Если обрету рожденье человеком,

Не слишком ли высокую цену я заплачу за те же муки?

И если даже Буддам нелегко

Работать во благо всех живущих,

То, если я отброшу о других заботу,

Как велика опасность в три низких участи упасть!

Сейчас, когда в Круг Сансары

Я новый готов начать виток,

Я не могу отправиться в Страну Великого Блаженства,

Где полностью отсутствуют страдания.

О мой Учитель - Идам, которого созерцал я,

Дакини, Дхармапалы, к которым приближался я, -

Все те, кого достиг я во время медитации в пути,

Узрите странника в бардо.

Настало время в действии явить вам сострадание своё

И указать мне путь, что приведёт

В Страну Великого Блаженства - Сукхавади!»

Если Будда Высший Лекарь был тем божеством, что вы созерцали и связаны с ним обетом, то восемь бодхисаттв явятся к вам в этот миг и поведут в Страну Великого Блаженства - Сукхавади! Так говорится в сутре семи аспектов Будды Медицины. Если вы практиковали четыре стадии пути преображения Махакалы, Охранителя Земли или любого другого божества, то они явятся, чтобы вести вас в Сукхавади! Так говорится в тантре «Нож Четырёхрукого Махакалы» и в тантре «Жизненная сила Охранителей Земли». Но если вы нарушили свои самайя на пути, то не увидите божества, которые должны были бы повести вас. Если вы не можете понять, где запад, во тьме бардо без света солнца и луны, то двигайтесь, взывая в сердце к Будде Амитабхе и вообразив, что Сукхавади где-то впереди. И вы сможете дойти туда - так говорится в записях Владыки Уддияны о сущности Авалокитешвары и других божеств, что указуют путь к Освобождению. Далёкий путь проходит сквозь сплетенья множества миров бесчисленных числом, словно песчинки Ганга, но нет нужды бояться не дойти, ведь можно весь этот дальний путь пройти в один миг! Поэтому будь свободен от страсти, что привязывает нас крепкими цепями к этому миру, отбрось сомнения в душе! Взлети в простор небес, направив взгляд на запад, подобно горному орлу, свободному от всяких колебаний, летящему, оставив позади все мирские заботы.

Препятствия на пути в Страну Великого Блаженства

По дороге в ту Чистую Страну ты увидишь своих друзей, любимых, близких, взывающих о помощи, кричащих: «Это я - иди сюда!», зовущих тебя по имени и плачущих от горя. Всё это проявления Мары, препятствия в пути. Иди, не глядя в их сторону и не отвечая на любые их попытки отвлечь тебя от твоего пути. Не думай ни о чём, кроме Будды Амитабхи. Пусть ничей образ не отвлечёт тебя! И пусть не останется в тебе никаких иных желаний, кроме устремленности в Страну Великого Блаженства. Действуя таким образом, ты наверняка сможешь дойти до цели.

В той Стране Великого Блаженства Татхагата Амитабха восседает, как гора, пылая рубиновым сиянием. У того, кого касаются лучи и кто видит его Тело, очищается большая часть кармических скверн. У тех, кто видит позади Будды Древо Бодхи, рождаются все виды благих способностей. Затем, увидев закрытый бутон лотоса, тот, кто достиг той Страны, страстно восклицает: «Он мой», - и порождает в сердце пылкое желание. И в тот же миг чудесным образом происходит рождение, с момента которого он имеет все знаки совершенства. Но если же человек имеет сомнения: «родится он сейчас или не сможет», то лотос будет закрытым пять сотен лет. Хотя и в этом случае человек также пребывает в блаженстве, он не сможет видеть лик Будды. А если не было сомнений, то лотос, в тот же миг открывшись, позволит человеку явить свои подношения, услышать речи Священной Дхармы и получить пророчество от Будды Амитабхи о том, что он однажды достигнет Пробуждения. Хотя у того, кто родился там ради спасения тех, кто связан с ним тесными узами, больше нет падений, своей магической силой он может спуститься в Ад, явиться в бардо, т. е. проникнуть в другие миры и даровать шанс на спасение всем тем, кто не совершил пять смертных падений и не повернулся спиной к учению Будды.

Если, лелея Устремлённость к Высшему Пробуждению, молиться о рождении в той Чистой Земле, направив стрелой свою веру к Будде Безграничного Света, если мощь добродетели в вас сильнее недобродетели, то вы обязательно сможете достичь Чистой Земли энергией молитвы, накопленной вами за всю вашу жизнь! Таковы эти наставления, и нет в них сомнений.

Практику этой молитвы нельзя совершать без твёрдых обетов пути Бодхисаттвы. В принципе это не является большой ошибкой; но если человек даже не вступил во Врата Дхармы, то что же он получит в итоге такой молитвы? Если человек всё же следовал пути, который он получил с посвящением, слышал имя Будды Амитабхи и размышлял о благах рождения в Чистой Земле, то это, в конце концов, благодаря магической силе молитв и посвящений заслуг, станет причиной для рождения в Чистой Стране Сукхавади! Так говорится в тексте о взаимовлиянии всех явлений. Поэтому, если человек получил посвящение, слышал имя Будды Амитабхи и затем узрел в чистом видении лик своего Учителя, то он обязательно получит рождение в той Стране. Это чистая правда. Подумай над этим! Знай, что там можно обрести рождение, даже если добродетель невелика.

В таких словах ответил монах Рага Аси на те вопросы, что задал Геше Дзондуй Джамцо.

Эту сущность, что собрал Учитель из наставлений всех учений, - как сутр, так и тантр, украшенную доступными примерами, записал Геше Дзондуй Джамцо в год коня, в 11-ый день месяца Трумдод. Здесь нет никакого греха, так что каяться тоже не в чем. Пусть добродетелью этой работы все те, кто увидит, услышит, вспомнит или коснётся этого текста, получит рождение в Чистой Стране Сукхавади, минуя пропасть других рождений, и возрадует своими дарами Защитника - Будду Безграничного Света!

Текст оригинала
via Rita Redsky

Созвучные материалы:


Обсудить   Библиотека    Главная  страница



Rambler's Top100