Слово Будды. Обзор учения Будды словами палийского канона.
Благородная истина о страдании.
по книге:
Слово Будды
Нартанг
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2002
Аббревиатуры
Источник каждой цитаты указан слева вверху над цитатой.

Аббревиатура Текст, на который указывает ссылка
Д.
М.
А.

С.

Дхп.
Уд.
Снп.
Вис М.
Б. Сл.
Осн.
Дигха Никая. Номер относится к сутте.
Мадджхима Никоя. Номер относится к сутте.
Ангуттара Никая. Римский номер относится к разделу или «Нипате»; второй номер — к сутте.
Самьютта-Н икая. Римский номер относится к разделу или «Самьютте», например Девата-Самьютта = I, и т. д.; второй номер относится к сутте.
Дхаммапада. Номер относится к стиху.
Удана. Римский номер относится к главе, второй номер — к сутте.
Сутта Нипата. Номер относится к стиху.
Висуддхи-Магга («Путь очищения»).
Буддийский словарь, автор Ньянатилока
Основы буддизма, автор Ньянатилока Махатхера.


I. БЛАГОРОДНАЯ ИСТИНА О СТРАДАНИИ
Д. 22
Что же такое «Благородная истина о страдании»?
Рождение — это страдание; старение — это страдание; смерть — это страдание; печаль, плач, боль, скорбь, отчаяние — это страдание; неполучение желаемого — это страдание; одним словом, «Пять групп привязанности» — это страдание.
Что же такое рождение? Рождение существ, принадлежащих к тому или иному виду, в котором происходит их рождение, их зачатие и вхождение в жизнь, проявление «групп привязанности», появление чувственной активности: это называется рождением.
А что такое старение? Старение существ, принадлежащих к тому или иному виду существ; они становятся старыми, хилыми, седыми и покрываются морщинами; ослабление их жизненной силы, истощение их чувств: это называется старением.
А что такое смерть? Уход и исчезновение существ того или иного вида, их разложение, исчезновение, смерть, завершение их жизненного цикла, распад «групп привязанности», отбрасывание тела: это называется смертью.
А что такое печаль? Печаль, которая возникает у существа при столкновении с той или иной потерей или неудачей, при беспокойстве, тревоге, внутренней печали, умственной удручённости: это называется печалью.
А что такое плач? Когда у кого-то при той или иной потере или неудаче возникают жалобы и слёзы, он сетует и плачет, полон скорби и грусти: это называется плачем.
А что такое боль? Телесная боль и неудобство, болезненное и неприятное чувство, происходящее из телесного ощущения: это называется болью.
А что такое скорбь? Умственная боль и неудобство, болезненное и неприятное ощущение, происходящее из умственного ощущения: это называется скорбью.
Что такое отчаяние? Горе и отчаяние, возникающие при столкновении с той или иной потерей или неудачей, безысходность и безрассудство: это называется отчаянием.
Что такое «страдание неполучения желаемого»? К существам, подверженным рождению, приходит желание: «О, пусть мы не будем подвержены рождению! О, пусть нас не ждет новое рождение!» К ним, подверженным старению, болезни, смерти, печали, плачу, боли, скорби и отчаянию, приходит желание: «О, пусть мы не будем подвержены этим вещам! О, пусть нас не ожидают эти вещи!» Но этого не достичь одним лишь желанием; а неполучение желаемого есть страдание.
Пять кхандх, или «групп привязанности»
Что такое, вкратце, «пять групп привязанности»? Это материальность, чувство, восприятие, (умственные) конструкции и сознание.
М. 109
Все материальные явления, будь то прошлые, настоящие или будущие, внутренние или внешние, грубые или тонкие, возвышенные или низкие, далёкие или близкие, все они принадлежат к «группе материальности»; все чувства
принадлежат к «группе чувств»; все восприятия принадлежат к «группе восприятия»; все умственные конструкции принадлежат к «группе конструкций»; всё сознание принадлежит к «группе сознания».
Эти группы являются пятеричной классификацией, в которой Будда подытожил все физические и умственные явления существования, и в частности те, которые кажутся невежественному человеку его «эго» или личностью. Следовательно, рождение, старение, смерть и т. д. также входят в эти пять групп, охватывающих в действительности всё мироздание.
Группа материальности
(rupa-kkhandha)
М.28
Что же такое «группа материальности»? Это четыре первичных элемента и происходящая из них материальность.

Четыре элемента
И что такое четыре первичных элемента? Это «элемент твердости», «элемент жидкости», «элемент тепла», «элемент вибрации (ветра)».
Четыре элемента (dhatu или maha-bhuta), которые популярно называют «землей», «водой», «огнем» и «ветром», нужно понимать как элементарные качества материи. На пали они называются pathavi-dhatu, apo-dhatu,tejo-dhatu, vayo-dhatu, и могут быть переведены как «инерция», «сцепление», «излучение» и «вибрация». Все четыре, в разной степени, присутствуют в любом материальном предмете. Если, к примеру, преобладает элемент «земли», то материальный предмет называется «твёрдым» и т.д.
«Материальность, происходящая из четырёх первичных элементов» (upadaya rupa или upada rupa), состоит, согласно Абхидхимме, из следующих 24 материальных явлении и качеств: глаз, ухо. нос, язык, тело, видимая форма, звук, запах, вкус, мужское начало, женское начало, жизненная сила, физическая основа ума (hadaya-vatthu; см. Б. Сл.), телодвижение, речь, пространство (полости уха. носа и т. д.). старение, изменение и пища.
Телесные ощущения (photthabha, осязание) не выделены среди этих двадцати четырёх, так как они идентичны «элементу твердости», «тепла» и «вибрации», познаваемым через ощущения давления, холода, тепла, боли и т. д.

1. Что такое «элемент твёрдости» pathavi-dhatu)? Твёрдый элемент может быть как внутренним, так и внешним. Что такое внутренний элемент твёрдости? Всё, находящееся внутри человека или тела, кармически приобретшее твёрдость, плотность, такое как волосы головы и тела, ногти, зубы, кожа, мышцы, сухожилия, кости, костный мозг, почки, сердце, печень, диафрагма, селезёнка, лёгкие, желудок, кишки, брыжейка, экскременты и т. д., — всё это называется внутренним твёрдым элементом. Итак, будь то внутренний элемент твёрдости или внешний элемент твёрдости, и тот, и другой являются просто элементом твёрдости.
И в соответствии с действительностью и истинной мудростью можно сделать вывод: «Это не принадлежит мне, это не я, я не являюсь этим».
2. Что такое «элемент жидкости» (apo-dhatu)? Элемент жидкости может быть как внутренним, так и внешним. Что такое внутренний элемент жидкости? Всё, находящееся внутри личности или тела, кармически приобретшее жидкость или текучесть, такое как желчь, слизь, гной, кровь, пот, жир, слёзы, сальные выделения, слюна, носовая слизь, суставная смазка, моча и т. д., — всё это называется внутренним элементом жидкости. Итак, будь то внутренний элемент жидкости или внешний элемент жидкости, и тот, и другой являются просто элементом жидкости.
И в соответствии с действительностью и истинной мудростью можно сделать вывод: «Это не принадлежит мне, это не я, я не являюсь этим».
3. Что такое «элемент тепла» (tejo-dhatu)? Элемент тепла может быть как внутренним, так и внешним. Что такое внутренний элемент тепла? Всё, находящееся внутри личности или тела, кармически приобретшее тепло или жар, такое как нагревание, охлаждение, перегрев, всё, что было съедено, выпито, разжёвано, опробовано, переварено и усвоено и т. д., — всё это называется внутренним элементом тепла. Итак, будь то внутренний элемент тепла или внешний элемент тепла, и тот, и другой являются просто элементом тепла.
И в соответствии с действительностью и истинной мудростью можно сделать вывод: «Это не принадлежит мне, это не я, я не являюсь этим».
4. Что такое «элемент вибрации (ветра)» (vayo-dhatu)? Элемент вибрации может быть как внутренним, так и внешним. Что такое внутренний элемент вибрации? Всё, находящееся внутри личности или тела, кармически приобретшее ветер или дуновение, такое как восходящие и нисходящие ветры, ветры желудка и кишечника, ветер, пронизывающий члены, вдыхание и выдыхание и т. д., — всё это называется внутренним элементом вибрации. Итак, будь то внутренний элемент вибрации или внешний элемент вибрации, и тот, и другой являются просто элементом вибрации.
И в соответствии с действительностью и истинной мудростью можно сделать вывод: «Это не принадлежит мне, это не я, я не являюсь этим».
Так же как называется «домом» пространство, ограниченное деревом и тростником, соломой и глиной, так и мы называем «телом» пространство, ограниченное костями и сухожилиями, мышцами и кожей.
Группа чувства
(vedana-kkhandha)
С. XXXVI. 1
Существует три вида чувства: приятное, неприятное и ни приятное, ни неприятное т. е. (нейтральное).
Группа восприятия
(sanna-kkhandha)
С. XXII. 56
Что такое восприятие? Существует шесть классов восприятия: восприятие форм, звуков, запахов, вкусов, телесных ощущений и идей.
Группа умственных конструкций
(sankhara-kkhandha)
Что такое «умственные конструкции»? Существует шесть классов волевых актов (cetana): воля, направленная к формам (rupa-cetana), к звукам, запахам, вкусам, телесным ощущениям и к идеям.
«Группа умственных конструкций» (sankhara-kklumdha) — это общий термин для множества (функций или аспектов умственной деятельности, которые в дополнение к чувству и восприятию присутствуют в отдельном моменте сознания. В Абхидхамме различаются пятьдесят «умственных конструкций», семь из которых являются постоянными факторами ума. Количество и состав остальных варьируют в зависимости от характера и соответствующего класса сознания (см. таблицу в Б. Сл.). В «Сутте о правильном понимании» (М. 9) упоминаются три основных образца «Группы умственных конструкций»: воля (cetana), чувственный контакт (phassa) и внимание (manasikara). И снова здесь воля, будучи принципиально «конструирующим» фактором, является особой характеристикой «группы конструкций» и, следовательно, является ее примером в вышеприведенном фрагменте. О других применениях термина санкахра см. Б. Сл.
Группа сознания
(vinnana-kkhandha)
С. XXII. 56
Что такое сознание? Существует шесть классов сознания: сознание форм, звуков, запахов, вкусов, телесных ощущений и идей (букв.: глазо-сознание, ухо-сознание и т. д.).
Взаимообусловленное возникновение сознания
М. 28
Итак, если глаз остается неповрежденным, но внешние формы не попадают в его поле зрения и не происходит соответствующего взаимодействия (глаза и формы), то в данном случае не возникает конструкция соответствующего аспекта сознания. Или, если глаз остается неповрежденным и внешние формы попадают в его поле зрения, но все же не происходит соответствующего взаимодействия; в данном случае также не возникает конструкция соответствующего аспекта сознания. Если же глаз остается неповрежденным и внешние формы попадают в его поле зрения, и происходит соответствующее взаимодействие, то в данном случае возникает соответствующий аспект сознания.
М.38
Следовательно, я говорю: возникновение сознания зависит от условий; и при отсутствии этих условий не возникает сознание. А название этого сознания зависит от того, при каких условиях оно возникает.
Сознание, возникновение которого зависит от глаза и форм, называется «сознанием глаза» (cakkkhu-vinnana).
Сознание, возникновение которого зависит от уха и звуков, называется «сознанием уха» (sota-vinnana).
Сознание, возникновение которого зависит от органа обоняния и запахов, называется «сознанием носа» (ghana-vinnana).
Сознание, возникновение которого зависит от языка и вкусов, называется «сознанием языка» (jivha-vinnana}.
Сознание, возникновение которого зависит от тела и телесных контактов, называется «сознанием тела» (кaуа-vinnana).
Сознание, возникновение которого зависит от ума и идей, называется «сознанием ума» (mano-vinnana)-М. 28
В таком случае всё, что относится к «материальности» (rupa), принадлежит к «группе материальности». Всё, что относится к «чувству» (vedana), принадлежит к «группе чувства». Всё, что относится к «восприятию» (sanna), принадлежит к «группе восприятия». Всё, что относится к «умственным конструкциям» (sankhara), принадлежит к «группе умственных конструкций». Всё, что относится к сознанию (vinnana), принадлежит к «группе сознания».

Обусловленность сознания другими четырьмя кхандхами
С. XXII. 53
И невозможно, чтобы кто-либо смог объяснить уход из существования и вхождение в существование или рост, увеличение и развитие сознания независимо от материальности, чувства, восприятия и умственных конструкций.

Три характеристики существования
(ti-lakkhna)
Все конструкции «непостоянны» (anicca); все конструкции «подвержены страданию» (dukkha), все явления «безличны» (anatta).
С. XXII., 59
Материальность непостоянна, чувство непостоянно, восприятие непостоянно, умственные конструкции непостоянны, сознание непостоянно.
А то, что непостоянно, подвержено страданию; а о том, что является непостоянным и подвержено страданию и изменениям, нельзя справедливо сказать: «Это принадлежит мне, это я, я являюсь этим».
Следовательно, что бы ни относилось к материальности, чувству, восприятию, умственным конструкциям или к сознанию, будь оно прошлым, настоящим или будущим, внутренним или внешним, грубым или тонким, возвышенным или низким, далёким или близким, к нему нужно отнестись и соответствии с действительностью и истинной мудростью: «:)то не принадлежит мне, это не я, я не являюсь этим».

Доктрина «анатта»

Индивидуальное существование, так же как и весь мир, в действительности являются не чем иным, как вечно изменяющимися явлениями, которые входят в «пять групп привязанности». Этот процесс длился с незапамятных времён, до нашего рождения, и так же будет продолжаться после нашей смерти в течение бесконечных периодов времени, пока для него будут существовать условия. Как было отмечено в предыдущих текстах, «пять групп привязанности» — как взятые отдельно, так и в совокупности — никаким образом не образуют самосущность или личность; и вне этих групп нет ни «Я», ни души, ни какой-либо субстанции в качестве их «обладателя». Иными словами, пять групп привязанности «безличны» (anatta) и не принадлежат «Я» (anattaniya). С точки зрения непостоянства и обусловленности всего существования, вера в любую форму «Я» должна рассматриваться как иллюзия.
Так же как то, что мы определяем термином «колесница» , не существует отдельно от оси, колёс, оглобли, корпуса и т. д.; или как слово «дом» является просто удобным определением для различных материалов, собранных вместе определённым образом так, что они содержат в себе часть пространства, и нет отдельно существующего дома-сущности; точно таким же образом то, что мы называем «существом», или «индивидуальностью», или «личностью», или называем «я», есть не что иное, как изменчивая комбинация физических и психических явлений, которая не содержит в себе реального существования.
Таково вкратце учение Будды об «анатта», учение о том, что всё существующее пусто (sunna) от какого-либо постоянного «Я» или субстанции. Этой основополагающей буддийской доктрины нет ни в каком другом религиозном учении или философской системе. Её полное постижение, не только в абстрактном и интеллектуальном ключе, но и с помощью постоянной опоры на реальный опыт, — необходимое условие для чистого понимания Дхаммы Будды и для достижения её цели. Доктрина «анатта» является естественным результатом тщательного анализа действительности, произведённого, например, в учении о «кхандхах», лишь минимальные ссылки на которое даны в приведенных здесь текстах.
Более подробно о «кхандхах» см. Б. Сл.

С. XXII. 95
Представьте себе человека, способного видеть, созерцающего многочисленные пузырьки, возникающие на поверхности Ганга, и внимательно изучающего их; и вот после тщательного изучения они представляются ему пустыми, нереальными и несущественными. Точно таким же образом монах созерцает материальные явления, чувства, восприятия, умственные конструкции и состояния сознания, — будь они прошлыми, настоящими или будущими, близкими или далёкими. И он наблюдает за ними, тщательно их исследует, и после их тщательного исследования они представляются ему пустыми, полыми и не имеющими «Я».
С. XXII. 29
Тот, кто радуется материальности, или чувству, или восприятию, или умственным конструкциям, или сознанию, радуется страданию; тот, кто радуется страданию, не будет освобождён от страдания. Так я говорю.
Дхп. 146—48 *
Что за смех, что за радость, когда мир постоянно горит?
Покрытые тьмой, почему вы не ищете света?
Взгляни на сей изукрашенный образ,
На тело, полное изъянов, составленное из частей,
Болезненное, исполненное многих мыслей,
В которых нет ни определенности, ни постоянства.
Изношено это тело, гнездо болезней, бренное;
Эта гнилостная груда разлагается,
Ибо жизнь имеет концом — смерть.
Перевод с Пали В.Н. Топорова – прим. пер.


Три предостережения

A. III. 35
Разве вы никогда не видели в мире мужчину, или женщину, восьмидесяти, девяноста или ста лет, хилого, согбенного, как двускатная крыша, сутулого, опирающегося на костыли, идущего неверным шагом, немощного, покинутого юностью, беззубого, седого, плешивого или лысого, покрытого морщинами, с пятнами на теле? И разве никогда не приходила вам в голову мысль о том, что и вы тоже подвержены старению, что и вам тоже этого не избежать?
Разве вы никогда не видели в мире мужчину, или женщину, болезненного, испытывающего страдания, тяжело больного, барахтающегося в своих собственных нечистотах, которого одни люди поднимают, а другие укладывают на постель? И разве вам никогда не приходила в голову мысль о том, что и вы тоже подвержены болезням, что и вам тоже этого не избежать?
Разве вы никогда не видели в мире тело мужчины или женщины через один, два или три дня после смерти, вздувшееся, тёмно-синего цвета и полное разложения? И разве вам никогда не приходила в голову мысль о том, что и вы тоже подвержены смерти, что и вам тоже этого не избежать?

Сансара
(samsara)
С. XV. 3
Непостижимо начало этой сансары; невозможно обнаружить какое-либо первоначало существ, которые, затуманенные невежеством и охваченные пристрастием, спешат и торопятся дальше по этому кругу перерождений.
Сансара — колесо существования, буквально «вечное блуждание» — название, данное в палийских писаниях океану жизни с неустанно вздымающимися и опускающимися волнами, символ этого продолжающегося процесса вновь и вновь возобновляющихся рождения, старения, страдания и умирания. Точнее говоря, «сансара» — это непрерывная последовательность пятеричных комбинации кхандх, которые, ежесекундно постоянно изменяясь, непрерывно следуют одна за другой в течение непостижимых периодов времени. В этой сансаре отдельно взятая жизнь составляет лишь ничтожно малую часть. Следовательно, чтобы понять Первую благородную истину, нужно обратить взгляд на сансару, на эту ужасающую последовательность перерождении, а не просто на отдельный жизненный период, который, разумеется, иногда может быть не особенно болезненным.
Следовательно, термин «страдание» (dukkha) в Первой благородной истине относится не просто к болезненным телесным и умственным ощущениям как следствию неприятных контактов, но охватывает вдобавок всё, что приносит страдание, либо приводит к нему. Истина о страдании учит тому, что из-за универсального закона непостоянства даже возвышенные и величественные состояния счастья подвержены изменению и разрушению и что, следовательно, все состояния существования неудовлетворительны, все без исключения несут в себе семена страдания.

Чего, по-вашему, больше: потока слёз, которые вы прошли на этом долгом пути, торопя свой бег в этом круге рождений, пребывая с тем, что нежеланно, будучи разделёнными с тем, что желанно, или воды четырёх океанов?
Долго страдали вы, потеряв отца и мать, сынов, дочерей, братьев и сестёр. И пока вы так страдали, вы действительно пролили больше слёз на этом долгом пути, чем воды в четырёх океанах.
С. XV. 13
Чего, по-вашему, больше: потоков крови, которые вы пролили, будучи обезглавлены, на этом долгом пути, или воды в четырёх океанах?
Долго пленяли вас как грабителей, или как разбойников с большой дороги, или как нарушителей супружеской верности; и, будучи обезглавлены, вы поистине пролили больше крови на этом долгом пути, чем воды в четырёх океанах.
И как это возможно?
Непознаваемо начало сансары; непостижимо начало всего сущего для существ, ограниченных невежеством, охваченных жаждой, торопящих свой бег в круге рождений.
С. XV. 1
И, таким образом, вы долго подвергались страданию, подвергались мукам, подвергались злоключениям и наполняли кладбища до предела; воистину, достаточно долго, чтобы быть неудовлетворёнными всеми формами существования, достаточно долго, чтобы повернуть назад и освободиться от всех них.


Созвучные материалы:

  Библиотека    Главная  страница

Практика!


Rambler's Top100