Минлинг Тэрчен Гюрмэд Дорджи
Драгоценнная лестница
3. Размышление о пороках круговорота бытия

(текст печатается по книге Минлинг Тэрчен Гюрмэд Дорджи Драгоценная лестница. Ламрим школы нингма. Издательство "Ясный Свет", 1997 г.)

 

Здесь три раздела:

а. Размышление о страданиях трех низших миров.
6. Размышление о страданиях высших миров.
в. Размышление о природе трех страданий вообще.

Размышление о страданиях трех низших миров

Думайте: "Так как смерть неизбежна, мы не вольны обладать этой жизнью (всегда); смерть - это не конец, мы должны неизбежно переродиться или счастливым , или несчастным существом, и здесь также у нас нет никакого выбора, но нам приходится следовать своей благой или неблагой карме. Может быть, я накопил многочисленные неблаготворные действия, и, если мне придется родиться в низшем мире, скольким страданиям я должен буду подвергнуться". Как сказал Нагарджуна:

Размышляй каждый день о горячих и холодных адах,
А также о бесконечных жажде и голоде голодных духов
Страдания невежественных многочисленны.
Размышляй о них, наблюдая неразумных существ,
Избегай их причин и зарождай причину для счастья.

Первое размышление - о страданиях мучеников ада; их четыре:

Размышление о страданиях мучеников горячих адов

Что их окружает

Земля там из раскаленного железа с огромными горами, из трещин в ней вырываются языки пламени длиной с руку. Повсюду растекаются жидкая медь и кислоты, и пылает железный лес. Обитают там зловещие птицы, дикие звери, стражи ада и злобные мясники. Горящие железные стены распространяют бушующее гибельное пламя во все стороны. Говорят, что огонь в мире ада жарче, чем пламя конца кальпы, и он становится в четыре раза жарче в каждом следующем аду, находящемся ниже. Те, находящиеся в бардо существа, которым предстоит родиться в этих мирах ада, испытывают ощущение сильного холода, их как бы гонит прочь проливной дождь, и после этого они перерождаются как мученики горячих адов. Зная, что в мире горячих адов теплее, они бегут к нему, страстно желая попасть в него, и вдруг перерождаются, как будто очнувшись ото сна. Чувства у них острые, а тело гладкое и нежное, и это делает боль непереносимой для их тела и сознания и еще больше усугубляет страдания.

Страдания

1. Первое касается "оживания" мучеников ада. Вследствие своей прошлой кармы в руках они держат различное оружие; испытывая сильную ненависть, они считают каждого своим врагом и нападают, убивая друг на друга. Но в этот момент раздается голос с неба, повелевающий: "Оживи!", или же от дуновения холодного ветра они возвращаются к жизни и снова испытывают сильные страдания, пока не будет исчерпана их карма.

2. Стражи ада проводят четыре или восемь линий (горячей кочергой) на теле мучеников "ада черной линии", а затем их плоть по этим линиям распиливается и разрубается топорами и т.д. Страдания бесконечны.

3. Когда мученики "перемалывающего ада" физически становятся целыми, стражи ада гонят их в горы, напоминающие козла, овцу, тигра, льва и т.д., и они размалываются между этими горами. Кровь бьет изо всех отверстий, а потом, когда они снова становятся целыми, их колотят, как кунжутное зерно, огромными молотами; раскаленные железные камни падают вниз дождем и причиняют мучения. Таковы их страдания.

4. Существа "плачущего ада" в смятении ищут места обитания и находят металлические дома, но как только они входят в эти дома, двери запираются, и внутри и снаружи вспыхивает огонь, в котором они сгорают. Потом они плачут и причитают, ища прибежища, и страдают, ничего не находя.

5. Суть страданий мучеников "ада великого плача" похожа на таковую обитателей предыдущих адов, но здесь у металлических домов двойные стены, там их сжигают, и они испытывают сильные страдания.

6. Мучеников "горячего ада" поджаривают, как рыбу, на большой железной сковородке, измеряющемся многими йоджанами. Их протыкают через заднее отверстие до макушки головы раскаленными железными стержнями, сжигающими все их внутренности, и пламя вырывается через все отверстия и поры тела. Затем мучеников кладут на раскаленную железную землю и бьют железными молотами.

7. Обитателей "крайне горячего ада" протыкают через задний проход до макушки головы и плеч раскаленными трезубцами, и пламя вырывается через все отверстия. Затем тело оборачивают раскаленными металлическими листами и варят, как рис, погружая до самой макушки в кипящую кислоту для размягчения железа и меди. Когда остается один скелет, этих мучеников снова кладут на железную землю для восстановления плоти и крови только для того, чтобы варить их снова.

8. Повсюду бушующее пламя, исходящее от раскаленной железной земли, пожирает тело мученика "ада без передышки": кожу, мясо, жилы, кости, вплоть до мозга костей - и оно становится неотличимым от самого огня, как племя масляной лампы. Только их крики и стенания свидетельствуют о том, что это живые существа. Затем мучеников этого ада поджаривают в испускающих искры железных опилках, их заставляют лазить вверх и вниз по огромным железным горам, вытаскивают их язык и прибивают его к раскаленной железной земле, а затем, содрав кожу, кладут плашмя вверх лицом на раскаленную железную землю, потом, распялив им рот, вливают в него жидкую расплавленную медь и раскаленные докрасна железные шары, которые сжигают и заливают их рот, глотку и все внутренности до самого низа. Таковы их непереносимые страдания.

Продолжительность жизни

В "Абхидхармакоше" говорится:

Пятьдесят человеческих лет - это один день
Для самого низшего из богов мира страсти.
Жизнь их длится пять сотен лет.
Жизнь обитателя высших областей увеличивается в два раза.
А единственный день обитателей первых шести адов,
Такого, как "оживляющий", в соответствующем порядке
Равен продолжительности жизни богов мира страсти.

Соответственно пятьдесят человеческих лет - это продолжительность одного дня четырех великих царей (в мире страсти); как таковая, продолжительность их жизни, пятьдесят лет, что равняется одному дню в "оживляющем аду", и, как таковая, продолжительность жизни в оживляющем аду равняется пятистам годам.

В каждом последующем более низшем мире число лет, так же, как и число дней, возрастает в два раза, так что следует понимать, что (продолжительность жизни) в каждом следующем аду в четыре раза больше, чем в предыдущем.

Размышление о страданиях мучеников холодных адов

Что их окружает

Там нет ни света солнца, ни луны, ни какого-либо другого. Все вокруг наполнено тьмой, снегом и льдами. Леденящий ветер и метели бушуют постоянно, и их звучание напоминает вопли мучеников и саму природу их телесных страданий. Говорят, что сила страданий от холода в каждом следующем аду более низкого порядка в семь раз дольше, чем в предыдущем. Существа, находящиеся в барде которым предстоит родиться в этих адах, переживают ощущение, как будто их сжигают в огне, и попадают в мир холодных адов. Потом они перерождаются в нем вследствие зарождения страстного желания.

Страдания

1. Мучеников "ада, покрывающего волдырями" (гусиной кожей), всегда обдувают холодные ветры и бури, и поэтому они дрожат и покрываются гусиной кожей. Таковы их страдания.

2. Мученики "ада прорывающихся волдырей" страдают от ужасного холода, от которого лопаются волдыри на их теле (и превращаются в язвы), куда заползают черви с острыми железными хоботками и разрывают эти язвы настолько, что кровь и гной, сочащиеся из них, превращаются в лед. Такова суть их страданий.

3. Мученики так называемого "ада ачу", будучи совершенно обессиленными, в состоянии только издавать стон

4. Мученики ада, издающие звуки "хи-худ", испытывают крайне сильный холод, даже еще более сильный, чем в предыдущем холодном аду, так что не могут произнести никаких звуков речи и только издают глухое кряхтение.

5. Мученики "ада клацающих зубов" испытывают еще более. сильный холод, чем в предыдущих адах, и не в состоянии производить никакие звуки. Тела их дрожат, а челюсти сжаты намертво.

6. Мученики "ада растрескивания в виде утпалы" испытывают еще более сильный холод, чем обитатели предыдущих адов. Плоть этих существ становится синеватой и лопается по пяти или шести линиям, наподобие лепестков Цветка голубого лотоса утпала.

7. Тело мучеников "ада растрескивания наподобие лотоса" из синего становится красным и раскалывается по десяти и более трещинам, наподобие лепестков цветка лотоса.

8. Мученики "ада растрескивания наподобие большого лотоса" испытывают самый свирепейший холод, от которого плоть их тела отпадает, становится ярко-красной и раскалывается по сотне или тысяче трещин, и причиняет им мучительнейшую боль.

Продолжительность жизни В "Абхидхармакоше" сказано:

Срок жизни в аду волдырей
Равняется продолжительности времени, требуемого для того,
Чтобы выбрать все зерна кунжута из полного хранилища,
Вынимая по одному зернышку каждые сто лет.
Срок же жизни в других адах возрастает
В каждом последующем в двадцать раз.

Если бы пришлось выбирать по одному единственному зернышку кунжута раз в сто лет из хранилища зерна города Магадха, которое вмещает 80 груд (кхалов) кунжута, то продолжительность времени, которое потребовалось бы для опустошения полного вместилища, наполненного восьмьюдесятью кхалами кунжутного зерна, была бы равна продолжительности жизни мученика ада волдырей. В каждом последующем мире ада продолжительность жизни в двадцать раз больше.

Размышление о страданиях в соседствующих адах

В "Абхидхармакоше" говорится:

Существует шестнадцать дополнительных областей ада,
Соответствующих всем восьми.
Но четырем их сторонам - раскаленные угли,
Зловонная трясина из трупов, дорога из лезвий и т.д.

В четырех направлениях от каждого из восьми горячих адов - находятся четыре соседних ада, такие как, например, "ад раскаленных углей" и т.д., всего их шестнадцать. Когда какое-либо существо выходит из горящего ада или рождается и в нем, или убегает в каком-нибудь направлении, его ноги по колено погружаются в раскаленные угли. Как только оно ступает в них, плоть его ног полностью сгорает, а когда нога поднимается, то заживает. Когда это существо выбирается отсюда, оно попадает в "зловонную трясину из трупов", в которой животные с клювами, острыми, как иглы, терзают кожу и мясо его ног до самых костей.

В конце концов, когда оно освобождается оттуда, оно попадает на "дорогу из острых лезвий". Как только существо ставит на нее ногу, она рассекается на куски, а когда поднимает, то она заживает.

Под словами "так далее" подразумевается "лес с листьями-мечами", где мученик ада блуждает, избавившись от дороги из острых лезвий. Как только он укрывается под сенью этих деревьев, они сотрясаются ветром его (прошлой) кармы, и мечи, взметнувшись, обрушиваются ливнем, разрубая на кусочки его тело. В результате этого он погибает, и дикие собаки пожирают его. Когда он освобождается из этого места, преследуемый множеством ужасных зверей то в конце концов попадает в "лес Шамали" с железными деревьями. Когда он, стремясь выбраться отсюда, карабкается вверх и вниз по деревьям, то острые шипы длиной в шестнадцать пальцев протыкают тело, как решето. Птицы, похожие на воронов с железными клювами, выклевывают его глаза и разрывают его плоть. Таковы его страдание и страх. Когда он выбирается отсюда, мучимый жарой, То видит бегущие ручьи, но, бросившись к ним, погружается в обжигающую жидкую кислоту. При погружении тела на дно, плоть и кости отделяются, а когда всплывают на поверхность, то срастаются, затем тело снова погружается на дно. Когда существо хочет выбраться отсюда, ему не дают это сделать стоящие по обе стороны стражи ада, держащие оружие. Некоторых вытаскивают крючьями, кладут навзничь и спрашивают: "Чего вы хотите?" Но когда они отвечают: "Мы ничего не знаем и не видим, но хотим есть и пить",- в рот им вливают расплавленную медь и раскаленные шары. Таковы их страдания. Ад с дорогой из лезвий, лес деревьев с листьями-мечами и лес Шамали считаются принадлежащими к одному разряду. Таковы четыре соседних ада. Хотя определенного срока продолжительности жизни в них не указывается, существо должно оставаться в каждом аду в течение сотен и тысяч лет. Таким образом, его страдание очень сильное и длительное.

Размышление о страданиях существ в неопределенных адах

Что их окружает

Местопребывание мучеников неопределенных адов самое разнообразное, они обитают вокруг холодных и горячих адов, живут близ океанов, под землей и водой, на поверхности и т.д. Страдания

Эти существа претерпевают бесчисленные страдания: их сжигают в огне, они дрожат и лопаются от холода, их разрубают на куски и пожирают, они испытывают удовольствия днем и страдания ночью и наоборот. Продолжительность жизни этих существ ада также неопределенна, что видно из описаний из gro-bzhin-skyes и dge-'dun-bsrungs. Причины, приводящие к перерождению в этих адах, будут описаны ниже; однако нужно понимать, что в прошлом мы уже накопили многочисленные причины и если мы еще будем накапливать их, то нам нечему радоваться, поскольку между этой жизнью и адом - один только миг. Шантидэва сказал:

Накопив деяния, ведущие в ад,
Разве можно жить теперь беззаботно.
В "Письме Нагарджуны к царю" говорится:
Поистине сердце, как камень, у них, зло творящих, -
Не страшат никакие рассказы
о безмерных страданиях ада,
Хоть туда попадут, лишь только дышать перестанут.
Только рассматривая ада картины,
Слушая рассказы о нем,
читая или вспоминая -
Можно в ужас повергнуться; так что же такое -
Испытать на себе созревание кармы дурной!

Далее сказано:

Наши земные страдания здесь, хоть бы сотню раз в день
Вас пронзали копьем, - ничто
По сравнению с толикой малой
Наименьшего страдания ада.

Причина этих страданий заключается единственно в накопленных нами неблагих деяниях, поэтому нужно избегать их всем своим существом.

Размышление о страданиях голодных духов

Большинство из них обитают на глубине пятисот йод-жав-дод этим миром. Те же, что живут в разных местах, встречаются повсюду: на земле, в горах и реках. Хотя в "Сyтpе о неослабном памятований" перечисляется шесть видав, их можно объединить в три разряда:

а. Имеющие внешние препятствия.
б. Имеющие внутренние препятствия.
в. Имеющие и внешние, и внутренние препятствия.

Эти голодные духи, представляющие собой существ, мучимых голодом и жаждой, имеют слабые, тощие тела, тоненькие конечности и горло; косматые, они блуждают в поисках пищи и питья, но никак не могут найти их. Они явно видят на расстоянии груды пищи, реки и фруктовые сады, но как только приближаются, то обнаруживают, что пища исчезла без следа, реки высохли или превратились в кровь и гной, а фруктовые деревья стали засохшими корягами. Хотя, бывает, они доходят до того места, которое видно на расстоянии, их останавливают и не пускают множество вооруженных людей. Что касается тех голодных духов, которые имеют дело с внутренними препятствиями, то сказано:

У некоторых рты малы, как игольное ушко,
А животы с гору.
Мучимы голодом,
Не могут съесть ни крохи отбросов.

Эти существа страдают от того, что не способны потреблять пищу и питье. Даже найдя все это, они не могут ничего заглотать, а если удастся проглотить, то все исчезает у них во рту. Их жажда объясняется тем, что во рту у них яд, и когда им удается проглотить чуть-чуть пищи, то она не проходит через глотку, а если и проходит, то им никогда не удается наполнить живот.

Страдания голодных духов, имеющих внутренние препятствия, заключаются в том, что все съедаемое и выпиваемое ими превращается в пылающий огонь, пожирающий внутренние органы. Питание отбросами означает, что они потребляют только экскременты, мочу, гной, кровь, плевки, слизь из носа, яды, раскаленную докрасна смолу и все то, что только вредит. Все голодные духи обычно испытывают непереносимые страдания от постоянного голода и жажды, а так как они наги, то в жару их опаляет зной, а в холода они мерзнут. Летом даже луна горяча для них, а зимой даже солнце не греет. Летом даже облака для них несут потоки огня. Из-за постоянного блуждания в поисках пищи они всегда чувствуют себя усталыми и изнуренными; тело у них хилое, суставы трещат и испускают искры. Так как они испытывают друг к другу враждебность, они боятся быть связанными, избитыми и убитыми и поэтому в великом страхе спасаются бегством. Так они долго и мучительно страдают.

Продолжительность жизни

В "Абхидхармакоше" говорится:

В течение пятисот лет и дня... - что означает: продолжительность жизни голодного духа - пятьсот лет, принимая месяц жизни человека за один день их жизни.

Но, как говорит Нагарджуна в "Письмах к царю":

Некоторые не умирают даже пять или десять тысяч лет.

Соответственно, продолжительность жизни некоторых голодных духов - пять тысяч, а некоторых - даже десять тысяч лет. Причина их страдания - это скупость, скаредность и тому подобное. Следовательно, нужно внимательно отнестись к своему поведению.

Размышление о страданиях животных

Животные бывают двух видов: живущие в океане и живущие по всей суше. Под живущими в океане подразумеваются живущие в больших океанах. У них нет ни защиты, ни убежища, и они странствуют в неведомых направлениях, носимые волнами океана. Они пожирают друг друга, большие едят меньших, а маленькие, поселившись в больших, проедают в них ходы. Каждый день в обжигающих горячих песках сгорают наги, их поедают птицы гаруды, таким образом, они живут в постоянном страхе нападения врагов и терпят ужасные, непереносимые страдания.

Животные, рассеянные по суше, делятся на тех, которые живут в мире богов, и тех, которые живут в мире людей. Дикие животные живут под постоянной угрозой нападения врагов, и, следовательно, у них нет душевного покоя. Их пожирают другие дикие животные и убивают люди; и даже если взять домашних животных, то их стригут, в носу проделывают отверстия, бьют и заставляют работать на себя, используют как вьючных животных для перевозки тяжестей, забивают ради мяса, крови, шкуры и костей. По своей тупости и невежеству они не понимают, к чему нужно стремиться и чего избегать. Поэтому, погрязнув в неведении, они безмерно страдают.

Кроме того, такие их страдания, как голод, жажда, мучения от жары и холода и прочие, подобны страданиям мучеников ада и голодных духов. В "Письмах к царю" Нагарджуны было сказано:

Состояние животных пронизано многообразным страданием:
Их убивают, привязывают, бьют и прочее.
Те, кто отвергали умиротворяющие добродетели,
Страдают от самого ужасного жребия быть съеденным.
Некоторых убивают ради жемчуга или шерсти,
Костей, мяса или кожи.
Других, безответных,
Заставляют работать пинками,
Кулаками, кнутами, крюками, стрекалами.

Продолжительность жизни

Самая большая продолжительность жизни - кальпа. Как говорят, самые долго живущие животные живут примерно кальпу, а те, что живут меньше, имеют самую разную продолжительность жизни. Таким образом, размышляя о страданиях несчастных перерождающихся существ, думайте: "Теперь мне трудно переносить боль, причиненную пальцу, если сунуть его в огонь, или трудно стоять нагим в скованной льдом местности на пронизывающем холодном ветру, трудно даже терпеть укус пчелы или комара) так как же смогу я вынести страдания адов, голодных духов и животных?" Думая таким образом о своем теперешнем переживании, под воздействием усиленного чувства обеспокоенности и раскаяния, а также решимости освободиться (от сансары) наполните смыслом это свое рождение, наделенное свободами и дарованиями.

Размышление о страданиях высших миров

Благодаря накоплению малых, средних и больших добродетельных кармических путей, сообразных накоплениям заслуг, обретают соответственно перерождение в образе человека, бога мира страстей или божества высшего мира (образов и отсутствия образов) и наслаждаются счастьем этого перерождения. Поскольку в худших мирах нет благоприятной возможности для достижения покоя, то, если вы желаете обратиться к методам достижения высшего перерождения, думайте: "Все миры круговорота бытия характеризуются страданием и лишены сущности, и не только худший мир полон страданий, в равной степени это относится и к высшим мирам". Так размышляйте о природе страдания высшего мира. Это размышление можно разделить на три части:

а. Размышление о страданиях людей.
б. Размышления о страданиях асуров.
в. Размышление о страданиях богов.

Размышление о страданиях мира людей

Чрево матери, в котором мы пребываем в течение многих месяцев, при рождении давит на нас, там темно, нечисто, а когда мы выходим из чрева головой вниз, то это бывает так болезненно, ведь это можно сравнить с протаскиванием проволоки сквозь тиски; когда нас касаются, в нас как будто вонзаются шипы и иглы, а когда нас укачивают руки матери, то мы ощущаем себя птичкой, уносимой ястребом. Когда мы старимся, наш цвет лица увядает, кожа тела становится некрасивой, синеватой; волосы седеют, острота чувств снижается, зубы выпадают, тело сгибается вперед, руки и ноги скрючиваются. Мы становимся тощими, мышцы тела слабеют, лицо покрывается морщинами.

Нам трудно стоять от слабости, при ходьбе мы трясемся, садясь, с трудом опускаемся. Речь становится неразборчивой. Вследствие ослабления органов чувств мы плохо видим и плохо слышим. Из-за немощи мы мало едим, (скоро) начинаем испытывать голод, а если съедим больше, то не можем переварить; таким образом, мы не способны использовать чувственные объекты и непривлекательны в глазах других. Вследствие влияния нашей предыдущей кармы и непосредственных условий четыре составляющие тела становятся неуравновешенными, и мы к своей сильной печали заболеваем. Так как сила тела уменьшилась, то мы не можем вволю есть, пить и спать, нам приходится прибегать к принятию неприятных лекарств и лечебным процедурам, вызывающим бесконечные страдания и страх смерти.

Когда приходит время умирать, не помогают никакие средства - прием лекарств или проведение ритуалов, - и нам приходится встречать смерть в унынии и страдании, оставив все свое имущество, накопленное в прошлом благодаря перенесению трудностей, использованию силы, помощи друзей и слуг, как мы оставляем и это тело, к которому так привязаны. Таковы четыре всеобщих страдания, с которыми встречается человек. Однако существуют и другие, частные, страдания, которым приходится подвергаться человеку, когда отступают четыре общих страдания. Они таковы:

1. Страдание от неспособности исполнить свои желания любой ценой: непосильным трудом или даже ценой собственной жизни, чтобы добиться счастья и завладеть имуществом, столь мало значащим в этой жизни, ради жажды богатства и власти.

2. Страдание от попадания в нежелательные условия: жара, холод, голод, жажда, болезнь, злые духи, воры и грабители.

3. Страдание от отделенности от высших радостей и счастья этой жизни: друзей, товарищей, спутников и богатства.

Короче, для богатых - чем больше людей в их окружении и богатств, тем сильнее их страдание, связанное со стремлением защитить все это. Бедный страдает от нищеты, не имея возможности найти пищу, одежду и обеспечить доугие нужды, хотя бы он и старался искать все это.

В "Джатаках" говорится:

Один несчастен оттого, что приходится все охранять,
Другой - оттого, что приходится все искать.
Богат ты или беден,
Все равно не имеешь счастья.

Также в "Четырехстах строфах" сказано:

У богатого душевные страдания,
У бедного физические страдания.
Каждый день мир поражают
Эти два вида страдания.
Как было сказано выше, в этом мы можем убедиться
На собственном опыте.

Размышление о страданиях асуров

Самое главное, когда асуры видят полную довольства жизнь богов, то из-за своей зависти не в силах перенести это и они постоянно испытывают тяжкие муки. Время от времени они ведут войны с богами, а так как асуры обладают меньшими заслугами, то претерпевают большие страдания; их убивают, избивают, разрубают, лишают конечнос-тей.Д битве с богами они находятся не в равных условиях, так как раненые боги могут оживать, если асуры не отрубят им голову или не перерубят пополам; асурам же приходится умирать, подобно людям, если они ранены в жизненно важное место. Когда они умирают, их тела отражаются в озере, называемом "Все Являющее", и до возвращения войнов с поля боя их друзья и родственники, зная об этом, в унынии оплакивают их смерть. Поскольку большинство асуров являются союзниками темных сил, то они не имеют веры в Дхарму. Если же немногие из них, может быть, ц обладают верой в Дхарму, им препятствует их созревающая карма, и поэтому они лишены счастья обретения высшего просветления.

Размышление о страданиях богов

Здесь два раздела:

а. Страдания богов в мире страстей.
б. Страдание богов в высшем мире.

Размышление о страдании богов в мире страстей

Боги в мире страстей настолько увлечены своей былой приверженностью к удовольствиям и наслаждениям чувственными объектами, что они даже не осознают, что срои их жизни исчерпывается, но когда они лицом к лицу сталкиваются со смертью, сияние их тела меркнет, им начинает не нравиться их ложе, цветочные гирлянды гниют, на одежде начинает собираться грязь, издающая неприятный запах, а тело впервые начинает потеть. Таковы первые признаки, которые появляются за неделю до их смерти. Страдание это сильное и продолжительное. В это время их супруги и спутники отворачиваются от них и находят себе другую компанию, и это еще более усиливает их страдания и душевную неудовлетворенность. Особенно для них невыносимо узнать, что им предстоит покинуть все чудеса свою небесных владений и все блага и что это неминуемо, хотя они так привязаны к ним. После же их смерти маловероятно, чтобы они могли переродиться как боги, потому что только немногие из них перерождаются людьми, а большинство перерождается в плохой участи. Зная, что после рождения им предстоит испытывать мучительные страдания в течение долгого времени, они впадают в безмерную невыносимую тоску.

Вот что было сказано в "Сутре о неослабном памятовании":

При низвержении из мира богов
Сила их страдания все же несравнима
Со страданием любого из шестнадцати адов.

В "Письме к царю" Нагарджуны также сказано:

Бывший Индра, которому мир поклонялся,
Силой кармы свергается снова на землю,
Тот, кто был царем Чакравартином,
В колесе бытия принимает должность слуги.

Кроме того, когда процветание и роскошь богов, обладающих сильными заслугами, видят те, у которых сила заслуг меньше, то последние, видя их превосходство, испытывают страх. Могущественные боги изгоняют более слабых, и последние сильно страдают. В частности, боги Четырех Великих Царей и Тридцать Три сражаются с асурами, которые рассекают и разрубают их тела своим оружием и убив6ют их. Таковы эти тяжкие страдания.

Размышление о страданиях богов в высшем мире

Хотя в мире образов и мире отсутствия образов нет проявленного страдания, их природа также подвержена всвепроникающему страданию. Как бы опьяненные созерцанием - дхьяной, обычные существа не улучшают своих духовных качеств, а вследствие своей привычки к дхьяне они не могут освободиться от переживания ее вкуса, из-за некоторые умирают, так как постоянно возвращаются переживанию своего состояния дхьяны. В частности, обычные существа, пребывающие в мире образов и в мире без образов, снова принимают перерождение в мире страстей после того, как исчерпается их прошлая карма, теряя веру в свои прошлые переживания во время занятий земной дхьяной, а также дхьяной мира образов и без образов, а затем со скоростью выпущенной в небо стрелы попадают в мир дурной участи, как только исчерпается энергия, движимая силой их омраченного блаженства. В "Письме к царю" Нагарджуны говорится:

Достигув высочайших удовольствий небесных миров
И даже блаженства непривязанности Брахмы,
Снова претерпевают страдания,
Служа растопкой для огня Авичи.

Подобно тому, как любое пламя, большое или малое, не может не обладать жаром, точно так же, где бы вы ни родились, высоко или низко в пределах трех миров этого круговорота бытия, там всегда присутствует сущность страдания. Потому что, где бы вы ни жили, это место полно страдания, с кем бы вы ни поддерживали отношения, в них присутствует страдание, какими бы источниками вы не пользовались, все они не лишены влияния страдания. В "Уттаратантре" говорится:

Как испражнения не имеют приятного аромата,
Так и пять видов перерождающихся лишены блаженства
Их страдания всегда подобны боли,
Причиняемой огнем, оружием, кислотой и прочим.

Размышление о природе трех видов страдания

Вообще, в круговороте бытия страдания составляют как причины, так и следствия. Первое относится к страданиям богов и людей, которые, без сомнения, пользуются благами надлежащего общения и возможностей, но их ум связан с недобродетелью и совершает неблаготворные действия. Это страдание причины. Второе составляют страдания голода и лишений трех низших участей и высшего перерождения, а также тех, кого гнетет телесная болезнь или душевна) тревога.

Эти страдания делятся на три вида:

а) страдание от лишений;
б) страдание от перемен и
в) страдание всеохватывающее.

Первый вид страдания составляют все неприятные ощущения, например от жары, холода, жажды; голода и т.д., которые по природе подобны прикладыванию яда к язве (сыпать соль на рану). Этот вид страдания в первую очередь свойствен трем низшим мирам.

Другой вид страдания включает в себя все приятные ощущения нашей жизни, ее возможности и включает в себя даже приятное чувство дхьяны. Природу такого страдания можно сравнить с сидением у огня в холодную погоду. Этот вид страдания переживается в первую очередь людьми и богами мира страстей.

Третий вид страдания представляет собой основу всех других страданий, и именно это приобретенное нами простое собрание составных совокупностей служит основой первых двух видов страдания. Все другие страдания, такие как страдание рождения, старости и т.д., происходят ого всеохватывающего страдания. Однако только то страдание именуется составным, которое в первую очередь угасает на четвертой ступени дхьяны, когда оно связано с сильным чувством. Именно это имеется в виду, когда в утверждается: "Любое существующее чувство есть страдание". Пока вы не освободились от этого вида страдания, вы не сможете освободиться от двух остальных. Потому что, не срубив дерево под корень, вы не уничтожите его срезанием листьев и ветвей.



Созвучные материалы:
 

Обсудить   Библиотека    Главная  страница



Rambler's Top100