Еше Лосал Ринпоче
Живая Дхарма,
или Дхарма для жизни
11. Непривязанность к прошлому;
Неовлченность в будущее
по книге:

Еше Лосал Ринпоче
Живая Дхарма, или Дхарма для жизни
Пер. с англ. К. Левина
- М. : Открытый Мир, 2006.
ISBN 5-9743-0015-7



Непривязанность к прошлому

Не следует ни отвергать, ни подавлять приходящие мысли, эмоции и чувства: мы должны просто оставить их в покое. Если наш разум продолжает бунтовать и бороться, нам стоит спросить себя: кто мы — люди или обезьяны? Обезьянам всё время нужно развлекаться. Они постоянно ищут возбуждения и со всем экспериментируют, всё пробуют. Мы считаем себя людьми, способными мыслить и сдерживать свои мысли. Но что бы мы о себе ни думали, оказывается, мы не умеем контролировать свой ум. Мы должны научиться этому.

Махамудра требует, чтобы наш ум находился там же, где и наше тело. Если ум присутствует здесь, то первое правило не устремляться за воспоминаниями о прошлом. У всех нас страдания и удовольствия, хорошие или плохие переживания берут начало в прошлом. Когда люди пытаются медитировать, их ум всегда занят мыслями. Поток этих мыслей, если позволить ему продолжаться, будет бесконечным! Нет предела числу и разнообразию этих мыслей, и они будут занимать нас так, что мы никогда не найдём покоя. Однако если просто оставить всё — не отвергая, но и не следуя за этими чувствами и суждениями о правильном и неправильном, — то прошлые страдания и негативный опыт больше не станут мучить нас во время медитации. Потому что мы решили, что больше не позволим им беспокоить нас.

В данный момент у нас могут быть проблемы в семье или на работе, и, когда мы медитируем, эти проблемы настигают нас. Всякий раз, когда это происходит, нужно вспоминать о «нецеплянии». Если уж мы нашли время для медитации, то не должны позволять житейским проблемам мешать ей.

Мы привыкли верить, что нужно использовать каждый момент для решения жизненных проблем. Так мы воспитаны. Однако очень часто раздумья над проблемами не разрешают их, а лишь вызывают ещё больше беспокойства. В те минуты, которые мы посвятили медитации, нам следует мягко приостановить наши привычные попытки «решения проблема и оставить в покое свои тревоги и волнения. Конечно же, во время медитации будут приходить самые разные мысли, и, если они связаны с прошлiм, нельзя следовать за ними. Мы не должны позволять нашим старым привычкам мучить нас. Если разрешить уму возвращаться к прошлому, то стра- дания наши никогда не прекратятся.

Неовлченность в будущее

Теперь, когда нам удалось не вовлекаться в прошлое, наш разум не знает, что ему делать, чем себя занять. Ему становится скучно, потому что он привык всегда работать, и, возможно, через несколько секунд или минут мы начинаем думать о будущем. Мысли и эмоции, связанные с будущим, также бесконечны. Вас всегда учили, что нужно всё планировать, думать о будущем, а теперь я говорю: не думайте, не планируйте! Это опять полностью противоречит всему, чему вас учили. действительно, согласно бу.iщизму не планирование и не размышления заставляют события происходить и работать на нас, а лишь наша карма. Будущее подобно могу- чему урагану, увлекающему нас за собой. Чему предназначено случиться — то и случается. Сколько планов мы строили в жизни, и сколько из них осуществилось? Вряд ли хоть один из них сработал так, как мы предполагали. Какую выгоду принесло наше планирование? Это была лишь напрасная трата времени.

Если бы планирование являлось единственным способом достижения желаемых результатов, то вся современная цивилизация стала бы самим совершенством. Но похоже, это не так. Родители планировали нашу жизнь. С самого нашего рождения они мечтали, чтобы мы стали докторами или адвокатами. У родителей всегда большие планы в отношении своих детей. У нас были и собственные стремления, которые мы пытались осуществить, а иногда даже и не начинали осуществлять. Некоторые люди тратят по четыре-пять лет жизни, изучая что-то в надежде получить хороший диплом, а впоследствии выясняется, что это вовсе не то, чем бы они хотели заниматься в жизни. Или же они не могут найти работу, и их диплом становится бесполезным. К примеру, я никогда не думал, что стану ламой и буду учить людей. Это просто случилось. Я хотел медитировать и жить в уединении до конца своих дней. Я чувствовал себя таким счастливым, что не страдаю без пищи, не скучаю без товарищей и ни в чём не нуждаюсь... но у меня не оказалось выбора. Я не собирался стать учителем, и всё же это произошло. другие, возможно, очень хотят учить, но этого не случается. Поэтому не стоит тратить слишком много времени, планируя свою жизнь, в особенности тогда, когда нам полагается медитировать. Главное в медитации — это достижение определённой ясности. Тогда мы автоматически будем всё в жизни делать правильно.


<<Предыдущая глава Следущая глава>>  Оглавление


Созвучные материалы:

Обсудить   Библиотека    Главная  страница

Практика!


Rambler's Top100