Еше Лосал Ринпоче
Живая Дхарма,
или Дхарма для жизни
3. Свобода и ответственность.
по книге:

Еше Лосал Ринпоче
Живая Дхарма, или Дхарма для жизни
Пер. с англ. К. Левина
- М. : Открытый Мир, 2006.
ISBN 5-9743-0015-7



Осознав, что мы обладаем этим потенциалом, мы естественным образом устремляемся к свободе. Но свобода — это ещё и ответственность. На Западе многие с гордостью говорят: «Мы живём в свободном мире, мы свободны!» — однако мне кажется, это не так. Им действительно позволили думать, говорить и поступать, как хочется, но если свобода не подкреплена мудростью, люди могут вести себя хуже животных. Хотя человеческие существа уникальны и разумны, но, когда людям не хватает мудрости, они часто используют свою так называемую свободу «не по назначению». Они злоупотребляют своим разумом, речью и способностью действовать. По моему мнению, предоставить подобную свободу людям, не обладающими необходимыми знаниями и воспитанием, — всё равно что позволить ребёнку играть с ножом. Что ребёнок сделает с острым ножом? Он поранит себя или других. Думаю, такая «свобода» на самом деле немногого стоит. Законом вам дано право быть свободными, но внутри себя вы отнюдь не свободны!

Большинство людей хотят быть свободными, но не желают брать на себя обязательства. Однако свобода неотделима от ответственности! Если у меня есть свобода мыслить, я обязан мыслить позитивно. Если я обладаю свободой говорить, то обязан говорить осмысленно и по существу. Если мне дана свобода действий, то моя обязанность — действовать правильно. Никто иной не примет за меня это решение.

Если бы у каждого человека было чувство ответственности, мир стал бы лучше. Но большинство из нас не желает отвечать за свои слова, мысли и поступки. Мы всегда находим для себя оправдания, а вину возлагаем на других или на обстоятельства. Конечно, обвинять других проще, но согласно учению Будды это бесполезно — мы ответственны не меньше тех, кого обвиняем.

Буддизм говорит о «карме». Многие не приемлют это понятие, заявляя, что не верят в карму. Но понятие «карма» мы можем заменить выражением «причинно-следственная связь», и тогда всё становится гораздо понятнее. Если я ударю кого-то, он ударит меня в ответ. Если плохо о ком-то отзовусь, то обо мне тоже будут говорить плохо. Все наши мысли, слова и поступки порождают соответствующие последствия. А значит, всё, что бы мы ни сделали, мы испытаем на себе. Это как возделывание поля. Если посеем хорошие семена — получим хороший урожай, а посеем сорняки — то сорняки и получим. Мы можем прополоть поле, только если уничтожим сорняки один за другим. А наш ум можно «очистить», лишь медитируя и встречаясь лицом к лицу со своими негативными эмоциями, каким бы болезненным этот процесс ни был.

Когда я гляжу на то, что происходит в наши дни во всём мире, то удивляюсь, как люди вообще могут доверять друг другу, если они даже себе не доверяют и не понимают, что происходит в их голове? Они не знают самих себя. Многие, кто не в ладу с собственным разумом, только и говорят о своих проблемах и огорчениях,

но, как только они получают необходимую помощь и им становится лучше, они пугаются. Даже если появляется возможность испытать немного счастья, они отказываются, считая, что не заслужили его. Эго этих людей подталкивает их в неверном направлении. Если действительно считаешь, что не заслуживаешь счастья, то зачем волноваться о том, что случится, зачем жаловаться, да и почему, собственно, не позволить себе немного счастья? Некоторые люди полностью погружены в боль и страдания, но на самом деле они просто не хотят отпустить от себя эту боль. Они отождествляют себя со страданием. Многие боятся самоанализа, самонаблюдения, потому что чувствуют, что у них в головах столько нежелательной информации, столько несчастий, что они не хотят с этим связываться.

Таким образом, люди, не желая отвечать за свои поступки, перекладывают вину на других и всегда находят для этого способы и средства. Но практиковать буддизм — это значит возлагать ответственность на самих себя, а не обвинять кого-то. Следуя некоторое время буддийским путём, мы, возможно, придём к пониманию, что никакого «я», которое чувствовало бы такую боль, не существует. Мы придаём плотность нашему «я», и это «я» приходит с удовольствием и болью. Как можно обвинять других, если нет никакого «меня»? Именно это «я», гипертрофированное эго, и выносит приговоры окружающим. Другие люди подобны зеркалам. Если у нас нет зеркала, как же мы увидим своё отражение? Нельзя винить людей или обстоятельства и не брать при этом ответственность на себя.

Это очень просто, и это помогает понять, что нужно практиковать и медитировать, учиться думать, говорить и действовать позитивно и содержательно и должным образом развивать свой потенциал. Иначе мы превратимся в опасных безумцев.

Вспомним историю: Будда, Христос и все великие учителя в полной мере постигли свой внутренний потенциал и использовали его. Они приняли на себя ответственность за совершенствование своего потенциала, и сейчас, 2500 лет спустя, это всё ещё служит нашему благу. У других людей был точно такой же потенциал, но они использовали его неправильно. Только в недавнее время это явилось причиной двух мировых войн, которые унесли миллионы жизней и причинили страдания огромному количеству людей. Разница очевидна. Одни принесли людям благо и бессмертное знание. Другие, введённые в заблуждение, невежественные и лишённые мудрости, воспользовались своим потенциалом для уничтожения жизни, и мы не хотим даже вспоминать их имена.

Чтобы принять полную ответственность за свои действия, свои слова и мысли, крайне важно осознать, что всем нам пора укротить и воспитать наше тело, нашу речь и наш разум.


<<Предыдущая глава Следущая глава>>  Оглавление


Созвучные материалы:

Обсудить   Библиотека    Главная  страница

Практика!


Rambler's Top100