РАБОТА С ЭМОЦИЯМИ
ЛАМА ГЕНДЮН РИНПОЧЕ
Введение и глава 1

 

Небо над Гималаями

"Мы всегда готовы позволить нашему уму быть захваченному этими эмоциональными состояниями. Но когда это доходит до действительного переживания страдания, ими вызванного, - в нас меньше энтузиазма".

Это учение было дано Ламой Гендюном Ринпоче в Дордонье, Франция, летом 1990 года. Лама Гендюн, тибетец по происхождению, один из тех, кто покинул свою страну, когда вторглись китайцы. Известный как медитатор, который провел много лет в ритрите в Тибете и в Индии, он был приглашен в Дордонью в 70-х гг., чтобы учить медитации интересующихся западных учеников.

С тех пор он остался там жить, и в настоящее время целиком поглощен обучением своих студентов трехгодичным ритритам, для чего у него есть 7 центров в Авергне.

Текст, на котором основано учение, это работа Чагме Ринпоче, одного ученого и реализованного ламы 17 века. Неутомимый в своей работе по тщательному сравнению разнообразия письменного материала, доступного в его время, он придал ему доступную форму, и ему мы обязаны существованием многочисленных комментариев, которые еще и сегодня используются благодаря их основательности и ясности.

Среди его наиболее известных работ - "Горные Учения", собрание советов по целому ряду тем, связанных с духовной практикой и жизнью в ритрите, которая содержит около 600 страниц. Его руководство состоит из независимых глав согласно предмету. И одна из них касается эмоций.

Гендюн Ринпоче называет эту главу "Большой Павлин". Это указывает на способность этих сказочных птиц есть яд и превращать его в сверкающие цвета своего хвоста, это символ, широко распространенный в тибетском буддизме, выражающий духовный процесс трансформации эмоциональной энергии в энергию мудрости.

Прежде чем пойти куда-либо дальше, важно прояснить, что мы понимаем под словом эмоция.

Мы употребляем слово ежедневно обычно чтобы описать что-либо, что может быть легко идентифицировано, определенное чувство в уме, которое одновременно является реакцией и движущей силой. В буддизме, однако, эмоция - это много большее, чем это. Это ментальное состояние, которое начинается в тот момент, когда ум функционирует дуалистическим образом, задолго до того как нормальный человек осознает это.

Эмоция - это жизненная привычка, которая заставляет нас автоматически классифицировать наши переживания согласно тому, находит ли наше эго их привлекательными, неприятными или нейтральными.

Чем больше есть привязанности, тем сильнее будут наши реакции, до тех пор пока мы не достигнем состояния, в котором они, наконец, преломляются в нашем сознательном уме и проявятся как явные чувства, которые мы обычно называем эмоциями.

Вышеназванные реакции выражают 3 яда, к которым добавляются те, которые считают наш собственный опыт господствующим (гордость) и оценивают нашу собственную позицию относительно воспринимаемого объекта (ревность, зависть), - итого, 5 ядов. Слово "яд" употребляется потому, что эти реакции отравляют наш ум и препятствуют проявлению свойственной ему мудрости.

Читая инструкции Чагме Ринпоче, как сказал Лама Гендюн, мы должны понимать каждое слово для 5 эмоций в возможно более широком смысле. Если мы не делаем этого, то мы делаем невозможным для нас действительно усвоить полный смысл учений.

Введение.

Текст, с которого почерпнуто это учение по вопросу эмоций, был составлен Ламой Чагме Ринпоче. Это только 1 глава из большой работы, состоящая из практических советов, главным образом предназначенных для тех, кто все время практикует в ритрите в горах. Эта отдельная глава озаглавлена "Большой Павлин", который побеждает яды. Здесь мы можем найти много бесценных инструкций о том, что делать с 5 ядами: как избегать их, контролировать и трансформировать их, как осознать в них их истинную природу мудрости и, наконец, как использовать их на нашем пути.

Автор начинает с почитания Будды Шакьямуни: он простирается перед Шакьямуни с глубокой преданностью телом, речью и умом. Он считает его совершенным Буддой, который знает все, что можно познать о вселенной и который первый разделил это понимание с другими в форме 4 благородных истин.

Затем автор продолжает объяснением того, что инструкции, данные в этой главе, обязаны своим происхождением просьбе одного из его учеников, Ламы Карма Тсундру Гьямцо. Он пришел к автору в отчаянии, потому что несмотря на все его старания, он не смог освободить свой ум от 5 ядов и поэтому любезно попросил Чагме Ринпоче быть добрым дать ему некое специальное руководство, которое дало бы ему возможность избегать влияния этих эмоций. Глава, которая здесь представлена, - это ответ Чагме Ринпоче.

Мы находим в ней 4 главных раздела. Мы должны начать с отказа от 5 ядов, и потом научиться контролировать их через применение методов, подходящих каждому яду. Позже мы будем способны осознать, что истинной природой эмоции является энергия мудрости, которая приведет нас в конце концов к использованию эмоций, так что они станут одним из путей содействия нашему духовному прогрессу.

Учение об оставлении эмоций пронзает сердце тем, что с ними неправильно. Если мы хотим работать с эмоциями, мы должны начать с понимания того, почему мы должны что-либо делать с ними. Это может показаться очевидным, но на самом деле это не так просто. Некоторые эмоции довольно приятны, а существование без них непостижимо. Что происходит с нами, когда у нас нет ничего?

Особое учение Ваджраяна говорит нам, что эмоция сама по себе - не проблема. Это просто ментальная активность, энергия в движении, которая становится либо позитивной либо негативной в соответствии с нашей реакцией на нее. Если эта энергия ума проявляется в состоянии запутанности, прилипания или сопротивления, то мы имеем то, что мы обычно называем эмоциями, которые порождают по очереди разные формы страдания. Если однако, эта же (самая) энергия проявляется без запутанности, она полностью избегает того, чтобы стать эмоциональной и действует как мудрая активность, которая помогает живым существам.

Для западных людей особенно важно понять это, чтобы избежать неправильного истолкования идеи о свободе от эмоций. Поэтому часто благоразумнее начать с некоторого теоретического знания ваджраянского подхода, поэтому когда мы говорим об освобождении от эмоций, мы знаем, что это не означает стать как тупой, бесчувственный зомби. Это означает оставить запутанные реакции, которые мы имеем в ответ на активность натуральной (природной) энергии нашего ума.

Другой важный пункт, это очень ясно представлять, что мы понимаем под отказом от эмоции. Это значит осознавать, что эмоция - это нечто, что оканчивается страданием. Поскольку, говоря в общем, страдание - это именно то, чего мы пытаемся максимально избегать, то мы должны развить набор позиций, которые дадут возможность нашему уму быть свободным от эмоций настолько, насколько возможно. Отказ от эмоций не означает запретить им проявляться. Если мы очень напрягаем наш ум, держим его в большом напряжении, отказываясь осознать наши эмоции и развивая тонкий слой защиты против всей эмоциональной активности в уме мы кончим тем, что у нас будет ум настолько напряжен, что он будет лежать открытым глубоким психологическим нарушениям. По этой причине мы должны быть осторожны в том, чтобы не путать отказ от эмоций с их подавлением.

Понимание неприятной стороны наших эмоций делает нас более готовыми к тому, чтобы отказаться от них. Мы уменьшаем силу эмоций тем, что воспринимаем их как нечто менее важное. Делая таким образом, мы создаем определенную дистанцию между нами и эмоцией, как она появляется. При таком подходе вместо того, чтобы просто следовать эмоции, когда она появляется, как мы обычно делаем, мы останавливаемся и думаем:

"Посмотри на эту эмоцию. Если я буду следовать ей, страдание будет единственным последствием, поэтому я не позволю ей пройти незамеченной". Это отодвигает самого человека от эмоции - это то пространство, которое позволяет нам работать с ней.

Глава I

Отказ от эмоций.

Первый раздел - об отказе от 5 ядов или эмоциональных центров на основе 4 благородных истин, данных Буддой в его первом учении. В нем он дал определение страдания и указал его причину. Он продолжал объяснение, чтобы положить конец страданию, необходимо положить конец его причине. Путь, ведущий к этому основан на добродетельном образе жизни. "Возьмите себя за основу измерения", - предписывал он "Обращайтесь с другими так, как вы хотели бы, чтобы обращались с вами. Совершенно ясно, что мы не хотим быть обиженными, чтобы нам вредили, поэтому мы можем легко понять, что другие чувствуют то же, и перестать вредить им.

Закон кармы.

Будда учил нас, что все во вселенной, все, что бы это ни было, есть естественный результат одной или нескольких разных причин. Благодаря этому естественному закону, закону кармы, мы можем научиться понимать себя самих и мир, в котором мы живем как результат наших предыдущих действий. Мир создается нашим умом и мы воспринимаем его в соответствии с иллюзией, основанной на наших предыдущих действиях, на нашей карме. Вид мира, который наш ум проецирует как сон, будет зависеть от нашей кармы. Например, определенные существа переживают такие состояния, когда они постоянно страдают, нет даже ни единого крошечного момента счастья. Мы находим их в адах, в сфере голодных духов или животных. Так происходит из за того что долгое время они ни разу не совершали никаких позитивных действий. Их мир или их существование есть результат долгого периода негативной активности, которая создала переживание мира, характеризуемого страданием.

В учениях Будды мы читаем: "Откуда берется пылающий расплавленный металлический пол в аду, что порождает пламя в аду? Они происходят единственно из эгоцентрического ума ". Эгоцентризм - это такой склад ума, который вызывает негативные действия. Мир, в котором мы живем, это просто иллюзорное проявление нашего ума. Именно наш ум создает мир, в котором мы находимся и если наш ум полон негативной кармы, результатов наших прошлых негативных действий, то тогда мир, проецируемый этим умом, будет неприятным и полным страдания.

Существует не один единственный ад, но 18 адов, каждый - со своим собственным особенным видом страдания. Почему это так? Так происходит потому, что каждое живое существо, рожденное в подобном состоянии, имеет свои индивидуально накопленные в прошлом разнообразные в разной степени вредные действия, и поэтому нет только одного единственного состояния адского страдания, но их 18. То же приложимо и к сфере голодных духов. Считается, что существуют 4 специфических категории голодных духов, каждая - со своей особой формой страдания, но все они связаны с голодом или жаждой. Мы также можем наблюдать для себя великое разнообразие тех, кто принадлежит к сфере животных. Мы знаем, что некоторые живут в море, некоторые - на земле, некоторые проводят свои жизни во воздухе. Некоторые из них терпят особые муки - быть собственностью человека и подвергаться эксплуатации, другие свободны, но живут в постоянном страхе стать добычей других.

Если мы обратим наше внимание от низших сфер существования к высшим, мы увидим то же. В нашей собственной сфере, человеческой, мы можем видеть, что некоторые люди счастливы, в то время как жизни других содержат гораздо большую долю страдания. Это так потому, что в прошлом те, кому было предназначено родиться в качестве человеческих существ, совершали смесь позитивных и негативных действий, которые созревают спорадически в течение человеческой жизни как счастье или страдание, поэтому этот мир не является тотальным счастьем либо тотальным страданием.

Считается, что существа низших сфер столь многочисленны как частички почвы, находящейся на большом участке земли, в сравнении с которыми те, которые перерождаются как люди или боги, столь многочисленны как песчинки, покрывающие поверхность размером с ноготь. Причина этого в том, что слишком мало существ во вселенной, совершающих позитивные действия; отсюда эта несоразмерность населения различных сфер.

Вы можете иметь такое мнение, что лучше не думать о страдании, поскольку, делая это, мы только повергаем себя в депрессию. Но такая позиция целиком ложна. Мы просто обманываем себя. Если мы избегаем мыслей о страдании, мы никогда не сможем быть действительно счастливыми, поскольку мы сохраняем живой запутанность ума, которая есть корень нашего теперешнего страдания. Стоит только нам оценить количество страдания во вселенной, мы почувствуем стимул сделать что-нибудь, чтобы положить этому конец. Будет верно сказать, что нашими лучшими союзниками в наших усилиях достичь состояния Будды являются те, кто в настоящий момент терпят мучения адов; потому что именно уясняя для себя те страдания, которые они должны терпеть, мы получаем стимул достичь состояния Будды так скоро, как возможно. Их боль - это наша духовная стимуляция, и поэтому как таковая она очень ценна для нас.

Будда также учил нас, что если мы хотим узнать наше прошлое, мы просто должны посмотреть на то, кем мы являемся сейчас, и чтобы увидеть, чем мы станем в будущем, нам нужно просто посмотреть на наши сегодняшние действия. Это означает, что если мы действительно хотим знать, каким человеком мы были в наших прошлых жизнях, нам следует посмотреть на нашу настоящую жизнь; сколько страдания мы имеем, сколько счастья мы переживаем, и мы будем способны сделать ясный вывод о тех действиях, которые мы совершали до начала этой жизни. И если мы хотим увидеть, что случиться с нами после смерти, стоит только нам узнать, что все, что мы делаем в этой жизни, будет определять тип нашего будущего существования. Один взгляд на наше поведение в этой жизни покажет нам, что из нас выйдет. Поэтому закон кармы есть нечто совершенно беспристрастное. Любое произведенное действие повлечет за собой одинаковый результат для каждого, кто бы ни сделал его. Среди действий, которые мы осуществляем, нет потерянных или забытых. Каждое действие порождает соответствующий ему результат рано или поздно.

Нашим знаниям этого закона кармы мы обязаны всезнанию Будды. Увидя работу этого закона в своей глубокой медитации, он затем однозначно включил его в свое учение для того, чтобы это знание было полезно и могло использоваться другими для формирования своего будущего.

Для нас трудно думать о неведении как об эмоции, но если мы тщательно подумаем, то мы, может быть, подвержены влиянию неведения просто так же, как желанию или гневу. Неведение - это не что-то нейтральное без результатов и последствий, это определенное состояние ума, которое заставляет нас действовать определенным образом.

Неведение - это когда мы не способны видеть вещи такими, какими они реально являются. (какие они есть на самом деле) . Это может быть сознательным или бессознательным, неспособность понимать, что происходит, иногда восхваляется как наивность, или определенное чувство равнодушия даже преднамеренное, обдуманное нежелание знать. Оно может колебаться от общей запутанности в том, что реально происходит, до формирования определенных неверных взглядов. Здесь есть также определенный элемент привязанности. Невежество может даже казаться, чувствоваться довольно удобным ("неведение есть блаженство..."). Если мы посмотрим на самих себя поближе, мы обнаружим этот подход во многих видах нашего поведения. С буддийской точки зрения неведение - это что угодно, но не блаженство и наивность. В самом деле, это главная причина нашего страдания, поэтому мы находим его - определенно, твердо включенным в 5 ядов.

Четыре благородные истины и эмоции.

Мы видим, что всем нашим страданием мы обязаны нашим негативным действиям. Любое действие, осуществляемое когда ум находится под влиянием одного или другого из 5 ядов, автоматически является негативным действием и приведет к страданию. Такие действия, мотивируемые мешающими эмоциями, это то, от чего мы должны отказаться. До тех пор пока мы их делаем, мы будем вынуждены переживать страдание, даже в этом настоящем существовании(?). Полностью оценить это - это первая из 4 благородных истин - благородная истина страдания.

Благодаря устойчивой тенденции, мы привязываемся к идее "себя" или "эго", мы рассматриваем наше собственное тело с его 5 психофизическими составляющими (1) как себя.

Это - наша собственная персона, мы отождествляем себя с ним. Этот подход - это причина нашего страдания; потому что через него наш ум будет постоянно возбуждаться эмоциями, и это именно то, что заставляет нас действовать негативным образом, принося страдание на своем хвосте. Узнавание, признание этого факта - это благородная истина причины страдания. 5 ядов являются причиной нашего страдания, потому что именно через них мы совершаем негативные действия.

Если мы будем способны положить конец эмоциональным волнениям в нашем уме, мы сможем тогда быть свободными от страдания. Это благородная истина прекращения страдания.

Если мы будем прорабатывать различные ступени данного Буддой пути, то в конце концов мы будем в состоянии достичь просветления. Тогда все препятствия, включая 5 ядов, будут, наконец, преодолены. Это - благородная истина пути, пути, ведущего нас за пределы страдания.

Это кратко изложенные основные пункты первого цикла учения, которое Будда Шакьямуни дал в Бенаресе через несколько дней после своего просветления.

Эмоции и перерождение.

Далее текст продолжает объяснять, что если наш ум находится под влиянием эмоции желания-привязанности, то это возможно приведет к перерождению в качестве голодного духа; если он находится под влиянием сильного гнева, то мы переродимся в аду; если наш ум побороло невежество или ментальная тупость, жизнь в качестве животного ожидает нас. Через ревность (зависть) мы будем рождены как полубог, тогда как гордость приводит к существованию в качестве или бога или человеческого существа. Это не более чем общие указания относительно очень сильных эмоциональных состояний. Это не означает, например, что каждый раз, когда мы будем находиться в гневе, мы будем рождаться в аду. Закон кармы гораздо более тонок и всеобъемлющ.

Только если мы затаиваем сильный гнев на долгий период или в критический момент, такой как момент смерти, то мы в результате упадем прямо в ад. При других обстоятельствах гнев может привести к перерождению в качестве полубога, когда есть гораздо больше борьбы и воинственности, или мы можем быть рождены как человеческое существо и обнаруживать себя часто окруженным конфликтом. Может быть, мы станем кем-нибудь, чей гнев быстро появляется или очень агрессивной личностью.

То же можно сказать обо всех эмоциях. Хотя каждая эмоция является преобладающей в каком-то конкретном состоянии существования, как было объяснено, мы находим их в определенной степени везде. Если мы рождены в одной из трех низших сфер - ад, сфера голодных духов или мир животных - мучения там невыносимы; ужасны и продолжаются без перерыва. Даже если мы рождены в высших сферах как бог, полубог или человеческое существо, мы будем счастливы в определенной степени, но это временно. Благодаря своей непостоянной природе, наше так тяжело добытое счастье рано или поздно будет заменено страданием; и эта трансформация, которая может произойти очень быстро. Мы все сами знаем, что как человеческим существам, нам прийдется столкнуться с 4 характерными чертами человеческого страдания: рождение, старость, болезнь и смерть, и все это неисчислимое число раз, без какой-либо возможности освободиться от этих страданий человеческого существования.

В корне всего этого лежит активность 5 эмоций в уме, поэтому нам необходимо отказаться от них. Если мы все еще нуждаемся в том, чтобы нас убеждали, нам просто следует посмотреть вокруг себя на людей, которых мы знаем. Мы можем наблюдать, что каждый человек имеет разную эмоцию преобладающей в его уме. Для некоторых - это эмоция желания, которая наиболее активна, и большую часть страданий, которые они имеют в их жизни, приходит от действий, произведенных тогда, когда они мотивируются желанием. Для других их главная эмоция - это гнев, для следующих - это еще ревность (зависть); заставляющая каждого человека реагировать различным образом в каждой данной ситуации.

Причина того, почему у человеческого существа может преобладать любая из 5 главных эмоций, заключается в наших действиях в прошлых жизнях. Если мы в прошлом накопили действия, мотивированные в основном гневом, мы сейчас обнаружим гнев в качестве наиболее активной формы эмоции в нас. То же относится и к другим эмоциям. Понимание закона причины и следствия помогает нам осознать, почему для нас определенные эмоции более активны и более могущественны, чем другие.

Карма и счастье.

Все люди разделяют одни и те же стремления. Но несмотря на все наши старания остановить какой-нибудь вид несчастья, которые случаются с нами, мы обнаруживаем себя самих жертвами обстоятельств, беспомощными перед лицом событий. Это чувство беспомощности происходит благодаря работе закона кармы. Счастливы ли мы сейчас или страдаем - это уже определено нашими действиями, которые мы делали в прошлом, поэтому это чувство неспособности сделать что-либо по поводу нашей настоящей ситуации довольно объяснимо. Мы напрасно боремся просто потому, что мы не понимаем, что некоторые вещи в жизни уже предопределены.

Вместо этого нам следует заинтересоваться нашим будущим и изменить способ нашего поведения так, чтобы это соответствовало виду будущего, которое мы хотим. Если мы хотим быть счастливы в будущем, мы должны сейчас совершать позитивные действия. Если мы хотим избежать страдания в будущем, мы должны сейчас избегать негативных действий. Это единственный путь для достижения результатов, которых мы ищем.

Плоды наших действий безошибочны, они всегда соответствуют исходной природе действия. Это просто как выращивание семян. Если мы выращиваем семена яблони или апельсинового дерева, когда семена вырастают в соответствующие растения, плоды, появляющиеся на деревьях будут соответствовать материнскому семени, которое мы выращивали. То же приложимо к закону кармы. Какие бы действия мы не производили, они созреют в форму счастья или страдания, соответственно с семенем, посеянным во время исходного действия. Нет пути изменить этот естественный закон. Поэтому важно внимательно выбирать действия, которые мы осуществляем, если мы хотим быть счастливы и избежать страдания.

Что делает действие позитивным или негативным, это те установки в уме, которые мы имеем, когда действуем. Если мы думаем главным образом о себе, когда мы действуем, наше действие становится заражено эго-прилипанием. Потом это становится негативным действием, которое приносит вслед за собой страдание. Если, однако, наше единственное намерение - быть полезным для кого-либо еще, то действие будет позитивным и произведет счастье, просто потому, что не было вовлечено эго-прилипание тогда, когда производилось действие . Все разнообразные формы счастья, которые мы видим в мире - богатство, удовлетворенность, гармония, творчество и т.д. - являются возможными благодаря благословению Будд. Это то, что вдохновляет Бодхисаттв на их духовном пути, - желать, чтобы все живые существа в будущем могли просто находить все, в чем они нуждаются, чтобы все, что может сделать их счастливыми, происходило, чтобы любые желания, которые они имеют, смогли бы осуществиться.

Бодхисаттвы посвящают всю заслугу, которую они накопили, на благо всех существ, чтобы они смогли найти то счастье которого они ищут, и то, что этот мир имеет такой потенциал для счастья - есть результат этих специальных пожеланий, созданных посредством практики добродетели.

Но каждый индивидуум может только в том случае извлечь пользу из этого счастья, если он предварительно накопил хорошую карму. Существует много существ, которые несчастливы, которые страдают, переживают трудности или бедны. Это не потому что пожелания Бодхисаттв не эффективны. Вредные действия, осуществленные в прошлом этим конкретным человеком, означают, что он не может извлечь пользу из результатов пожеланий, выраженных Бодхисаттвами.

Нам также желательно следовать примеру Бодхисаттв, накапливать столько много полезных действий, сколько возможно и посвящать их результаты для счастья всех живых существ во вселенной. После такого посвящения нам затем следует продолжить тем, что делать пожелания также, как делают Бодхисаттвы, произнося молитвы, чтобы через эту заслугу все живые существа могли наслаждаться счастьем и никогда не быть в нужде. Таким образом, мы постепенно тренируемся быть Бодхисаттвами, следуя примеру данному ими.

Среди 6 категорий существования, которые составляют вселенную, мы находим божественные сферы, небеса, где все, кто там рождается, переживают в течение их жизни бога тотальное счастье. Страдание неизвестно им. Что приводит существо к рождению в качестве бога? Это его прошлое накопление заслуги, заслуги, не соединенной с мудростью в течение ее накопления. Это заслуга, ограниченная концепциями, относительными взглядами ума, которые держат его пойманным в ловушке в сфере субъекта, объекта и действия. Человек, создавая такой вид заслуги, не понимает, как дать отдохнуть уму в состоянии мудрости, свободном от ограничивающих идей субъекта, объекта и действия. Он не способен посвятить заслугу, которую он накапливает, живым существам, с таким результатом, что это созревает как перерождение в качестве бога. Счастье, с которым сталкиваемся, не имеет продолжения. Рано или поздно, оно исчерпается, и в случае, если не осталось никакой дальнейшей заслуги для него, это существо неизбежно упадет в низшие состояния существования, где его страдания не будут иметь пределов.

Мы можем видеть, таким образом, что этот вид счастья не надежен, поэтому нам не следует стремиться к такому перерождению. Вместо этого, нам следует посвящать всю заслугу, которую мы накопили для пользы живых существ и позволять уму отдыхать после каждого посвящения в состоянии полной открытости, свободном от относительных взглядов. В этом состоянии ум свободен от прилипания к идеям субъекта, объекта и действия. Заслуга, которую мы накапливаем, никогда не может быть истрачена, она становится неистощимой.

Если мы желаем быть искренними в нашей практике учений Будды, мы должны позволить проходить полностью всем нашим интересам к вещам этого мира и посвятить себя полностью - в теле, речи и уме - нашим духовным целям. Нам следует посвящать результаты всего, что мы делаем для пользы других живых существ. Если мы будем вести себя таким образом, то мы будем постепенно развиваться через все различные стадии на пути Бодхисаттвы до тех пор, пока мы не достигнем высшего, совершенного просветления. В этот момент мы совершенно свободны от всего нашего собственного страдания и, что еще больше, полностью способны освобождать других от их страданий. Наша активность начинает простираться так же далеко, как небо, мы можем действовать без какого-либо ограничения вообще, со многими до сих пор неизвестными ресурсами, имеющимися в нашем распоряжении. Вот поэтому очень важно знать и верить истине работы этого безошибочного закона кармы, закона причины и следствия. Только тогда, когда мы будем иметь полное понимание этого закона, мы сможем оценить неудовлетворительную природу циклического существования.

Эмоция и эго.

В конечном счете, круг существования свободен от любой истинной реальности, но пока ум омрачен неведением, он остается неосведомленным об этом и создает свою собственную реальность. Это развивает в уме каждого человека очень тонкую неуловимую идею эго или "меня", чувство тождественности, которое постепенно затвердевает в то, что мы называем "эго-прилипанием".

Идея себя автоматически подразумевает идею "другого", и мы обнаруживаем себя действующими в мире дуальности. Наш ум оказывается под влиянием того, как мы рассматриваем отношения между нами и другими. Мы считаем, некоторых людей близкими нам, других - отдаленными от нас. Мы чувствуем привязанность к одним и ненависть к другим. Эти реакции приводят к тому, что ум постоянно подавлен пятью основными эмоциональными состояниями, что опять-таки вызывает дальнейшие автоматические реакции в нашем поведении. Как только созревают данные разнообразные реакции, они определяют форму окружающего нас мира.

Таким образом, фактически, мир, в котором мы живем, есть ничто другое, как иллюзия, произведенная запутанной активностью ума. Это продукт ума без какой-либо истинной реальности вообще. Но пока мы поняли этого, мы убеждены, что мир существует, и поэтому когда мы действуем, мы настолько целиком убеждены, что наши действия важны, что они оказывают некоторое влияние на мир вокруг нас.

Это все равно, что спать и видеть сон. Во сне мы убеждены, что мир, созданный умом, реален, и поэтому мы теряем нашу энергию, производя все виды действий с целью изменить ход событий во сне. Когда мы не преуспеваем, мы страдаем, мы чувствуем себя расстроенными. Это именно то, что происходит во время нашего бодрствования. Все разнообразные действия, которые мы осуществляем в нашей повседневной жизни, направлены на то, чтобы помочь нам осуществить наши желания, но часто наши усилия остаются безуспешными. Даже если мы действительно добиваемся того, чего мы искали, мы потом сталкиваемся с возможной потерей этого. В другой раз мы можем делать все, чтобы какая-либо ситуация произошла, но она уклоняется от нас. Вся наша жизнь заполнена расстройствами. Когда идет дождь, нам не нравится влажность; когда нет дождя, нас мучит засуха. Все несовершенно. Все эти разные реакции существуют благодаря требованиям эго; поэтому Будда учил, что эго-прилипание находится в корне всего циклического существования.

Все основные эмоции, которые мы переживаем - желание, гнев, неведение, зависть (ревность) и гордость предназначены для того, чтобы принести какую-нибудь пользу для эго. Когда мы действуем импульсивно, исходя из эмоции, это для того, чтобы поддержать существование эго. Это ведет нас к осуществлению многих негативных действий в поддержку нашего эго, каждое из которых заканчивается страданием. В момент смерти все имущество, власть и богатство, накапливая которые мы провели так много времени, должно будет быть оставлено. С другой стороны, мы не хотим брать с собой результаты всех негативных действий, которые мы произвели по причине эго, но, к несчастью, у нас нет выбора. Карма, которую мы накопили, действительно следует за нами и таким образом она начинает вызывать у нас огромное страдания.

Если мы тщательно подумаем о неудовлетворительной природе обычного мирского существования, мы осознаем, что оно характеризуется страданием. Поэтому нам следует стремиться прямо к состоянию Будды и отвернуть наши умы от мирских ценностей. В этом случае, есть твердое основание для нашего духовного пути, поэтому сказано, что отречение - это ноги нашей медитации, которыми мы идем к полному просветлению.

Как человеческое существо, мы обнаруживаем себя часто в необходимости принимать решение относительно пути, которым нам следует пойти. Это как если мы находимся на развилке дороги и можем пойти и направо и налево. Как мы выбираем? Это зависит от суммы сознания и неведения в нашем уме. Если мы остаемся в неведении, мы все еще убеждены, что мы можем найти длительное счастье в этом мире, поэтому все наши усилия направлены на то, чтобы сделать нас счастливыми или избежать страдания. Пока еще мы остаемся в неведении относительно реальностей мира, все наши усилия напрасны. Мы не можем создать длительно продолжающегося счастья. Мы продолжаем страдать от жизни к жизни, проходя через одну форму страдания за другой. Если, однако, мы выбираем сознание, это означает наше понимание того, что цикл существования характеризуется страданием. Единственный путь прекратить страдание раз и навсегда - это стремиться к состоянию Будды и к тому, чтобы полностью превзойти пределы обычного мирского существования.

Это то решение, которое мы должны принять как человеческое существо, и это то, что нам следует сделать сейчас, если мы хотим, чтобы это имело какое-либо воздействие на наше будущее. Если мы будем ждать до момента смерти, будет слишком поздно.

Польза от отказа от эмоций.

Какими бы ни были наши эмоции, но только через отказ от них мы можем избежать страдания, которое они вызывают. Идея об отказе от эмоций, даже если она действительно означает также избавление от страданий, связанных с ними, является для нас часто довольно трудной для принятия. Причина этого в том, что мы мотивируемся эго-привязанностью и находим неприятным слышать слова совета, который уменьшит влияние нашего эго. Только держание таких инструкций в уме и регулярное размышление над ними приведет к тому, что наша позиция будет постепенно изменяться их применением и практикой.

Если когда мы слышим совет, мы запоминаем только приятные части, которые кажутся притягательными для нас, потому что они дают нам возможность оставаться такими, какие мы есть, то позже когда мы попытаемся выполнить эти изолированные аспекты, все, что произойдет - это то, что эго станет сильнее ( более ярко выражено), потому что оно выбирает инструкции, которые согласуются с тем, что оно действительно для себя хочет. Поэтому мы должны быть внимательны, чтобы не сделать такой ошибки, но принять то, чему учит Будда, не делая персонального выбора.

Мы, по-видимому, довольно рады приветствовать разные идеи, которые появляются, когда наш ум возбужден пятью мешающими эмоциями. Мы позволяем нашему уму легко быть захваченному этими эмоциональными состояниями. Однако, когда дело доходит до действительного переживания страдания, которое заканчивается тремя низшими сферами, в нас меньше энтузиазма.

Всякий раз как ум оказывается захваченным мыслями, связанными с пятью ядами, нам следует просто ничего не делать. Затем наступает момент следовать инструкциям, данным Буддой Шакьямуни по этому предмету.

Будда - Король всех учений, и о его инструкциях следует думать как о приказах могучего короля, приказов которого нельзя ослушаться без серьезных последствий. Игнорирование их принесет много страданий для человека. Если мы окажемся неспособными принять правильный образ действия перед лицом эмоций, как советовал Будда Шакьямуни, мы будем рождаться многие сотни и тысячи жизней в низших сферах, обреченные на то, чтобы терпеть страдание.

Активность пяти эмоций должна быть успокоена, и единственный путь подчинить себе эмоции - это путь, лежащий через практику учений Будды. Без этого, постоянное волнение по поводу наших эмоций будет и дальше причиной нашего падения в низшие сферы, где мы должны будем, как результат, переживать очень много страдания на протяжении многих жизней.

Однажды родившись в этом мире, мы знаем, что рано или поздно мы будем должны умереть, и момент смерти - это не легкий для переживания опыт. Но если мы не следуем инструкциям Будды относительно правильной позиции перед лицом эмоций, то страдание, которое мы будем иметь в момент смерти, увеличится в сто тысяч раз. Научаясь видоизменять наши эмоциональные тенденции, однако, мы прийдем к тому, что будем иметь хорошее этическое поведение, такое, что покажется хотя мы в действительности должны будем умереть, что смерти для нас не существует.

В момент смерти мы немедленно переродимся с прекрасным телом в очень приятном существовании, таким образом, избегая в момент смерти любого страдания.

Размышления, помогающие нам избавиться от эмоций.

Если мы нарушаем наши обязательства и обеты или привязываемся к чему-либо очень прекрасному или притягательному, мы просто подобны мотыльку, соблазнившемуся присутствием масляной лампы. По причине своей привязанности мотылек упадет в пламя масляной лампы и умрет. Если мы позволяем себе привязаться к какому-нибудь приятному объекту, мы ведем себя просто как мотылек и вызываем свою собственную кончину.

Когда ум захвачен инертной массой запутывающих эмоций, мы можем стать привязанными к смутному чувству комфорта и безопасности, которое обеспечивается этим состоянием ума. Погрузиться в его ординарное чувство счастья - это все равно что расстелить сено сверху костра, угли которого еще теплы, и заснуть. Сено кажется очень удобным и нам понравится чувство тепла, от тлеющих углей, но как только мы заснем, сено может вдруг вспыхнуть пламенем и сжечь нас живьем.

Если мы забываем обязательства, которые мы сделали относительно нашего подхода к пище и питью, и мы пьем слишком много алкоголя или едим слишком много мяса, то удовольствие, которое человек испытывает, можно сказать, похоже на удовольствие от лизания меда с лезвия бритвы, чревато опасностью, так как мы, весьма вероятно, порежем наш язык.

Мы можем попытаться подавить могучих врагов, убив их или украв их имущество, но мы никогда не преуспеем в преодолении их всех. Наоборот, мы просто крадем счастье у самих себя, не в течение одной, но в течение неисчислимого множества жизней. Сверх того, заслуга, накопленная в течение многих жизней, на протяжении (?) многих сотен и тысяч эонов, может вся быть разрушена единственным моментом гнева. Поэтому очень важно оставить идею врагов и не думать о них как о чем-либо, что надо разрушить и побороть во что бы то ни стало.

Если пчела становится привязанной к меду, который она делает, она приклеивается к нему, не может освободиться и погибает. Этот пример показывает нам, что случается, если мы позволяем привязаться к обычному счастью и удовольствиям этого мира. Мы прилипаем к циклическому существованию, так что никогда не можем снова освободиться. По этой причине нам следует научиться иметь мало желаний и развить качество удовлетворения и быть довольным тем, что у нас есть.

Эмоция неведения или ментальной тупости, проявляется в форме сна.

Сон - это нечто, что крадет у нас нашу возможность заниматься позитивными действиями. Даже если мы живем сто лет, длинная жизнь по любым стандартам, около половины этого времени проводим в состоянии уподобления трупу - полная потеря времени. Традиционно выделяют около 20 разных ошибок, приписываемых сну, но все они бледнеют перед тем фактом, что когда мы спим, мы не можем практиковать добродетель. Поэтому нам следует стараться спать меньше и посвящать больше нашего времени занятию чем-либо более позитивным.

Другой аспект ментальной тупости - это то, что мы не способны отличить правильного от неправильного. Мы полностью путаем, что есть учения Будды, с тем, что им не является. Это может привести нас к презиранию истинной Дхармы и восхвалению того, что не достоверно, не подлинно. Можно сказать, что такая ошибка сравнима с кем-то, кто не питается, обрезав свой язык. Его действие бессознательно, бессмысленно, он просто лишает себя способа оценивать вкус пищи, когда он ест что-либо.

Если мы слушаем учение о законе причины и следствия, о том, от чего надо отказаться и что принять, о качествах и ошибках в разных аспектах нашей каждодневной жизни, и даже все еще ошибаемся в их истинном значении, наши взгляды становятся противоположны взглядам Будды. Мы превращаем их в их полную противоположность, утверждая, что не истина есть истина, и что истина - то не истина. Если мы упрямо упорствуем в таком неверном истолковании, мы накапливаем очень негативную карму, которую становится невозможно очистить просто признанием. Вот почему мы не можем позволить себе продолжать оставаться под влиянием ментальной тупости или глупости.

Другая эмоция, с которой нам приходится иметь дело - это ревность (зависть). В тексте говорится, что если по причине желания быть лучшим или наиболее важным, мы ведем себя завистливо по отношению к другим, мы подвергаемся риску, например, очернить Бодхисаттву. Поэтому считается, что нет ничего более вредного, чем это во всей вселенной, последствия чего даже хуже, чем последствия, которые появляются от убийства человеческого существа. Чтобы избежать возможности того, чтобы это произошло, мы должны отказаться от любой ревности (зависти) , которую мы имеем по отношению к другим.

Некто, кто принимает монашеский обет, может развить гордость, поздравляя самого себя с тем, что он чист и благодетелен, что он - некто особенный, гораздо лучше, чем обычный человек, который еще прилипает к мирским идеям богатства и изобилия. Любой человек с таким чувством превосходства сделает свое собственное благое поведение нечистым.

Когда мы принимаем обеты и становимся частью монашеского ордена, единственная мысль, которая должна быть в нашем уме - это радостно следовать по следам Будды. Это не должно быть с намерением стать лучше или чище, чем другие. Любой, кто носит монашеские одежды, становится частью Сангхи (*), третьей из трех Драгоценностей.

Нам никогда не следует смотреть сверху вниз на любое существо, потому что хотя их поведение может и не быть внешне совершенным, мы не можем видеть их насквозь и реально понимать их мотивацию или их состояние ума. Это приложимо и к практикующим и к любому другому вообще. Взамен, развивайте чистое видение, искреннее понимание, что все живые существа имеют Будда - природу. Нет причины презирать всякое живое существо и думать о нем как о ничего не стоящем. Даже самое крошечное насекомое имеет Будда - природу и однажды станет просветленным. Важно постоянно тренироваться в этом незаражаемом, незагрязняемом видении, которое глубоко уважает других живых существ.

Говоря в общем. нам следует действительно хорошо культивировать взгляд на самих себя, который считает нас ниже по отношению ко всем другим живым существам. Таким образом, мы никогда не станем жертвой чувств гордости или зависти (ревности).

Эти размышления, предназначенные для того, чтобы поощрить нас покинуть 5 ядов, подводят нас к концу раздела об отказе от эмоций. Методы, очерченные в этой части , используются, главным образом, в традиции шраваков, традиции слушающих.

Наша готовность позволять проходить эмоциям и представление о пространстве и гибкости внутри эмоционального события есть главные качества, которые являются результатом практики отказа от эмоций. Это готовит арену ума для битвы, которая предстоит.

Когда мы начинаем открывать свой интерес к духовным вещам, к нашему разочарованию скоро оказывается, что хотя мы чувствуем притяжение к определенным идеалам, у нас большие трудности оставаться им верными. Это благодаря подавляющему влиянию, которое наши "естественные" тенденции оказывают на нас. Мы обнаруживаем себя ведущими себя плохо, вопреки нашим хорошим намерениям. Это только благодаря тому, что привычка делать хорошо растет также сильно или даже сильнее, чем привычка делать плохо, что наша вновь приобретенная духовная сила начинает чувствоваться.

В данный момент наши внутренние качества приобрели способность влиять на проявления затемнения, как только они появляются в нашем уме. Также как антидот, употребляемый против яда, эти качества могут изменять результаты наших эмоций. Чем более сильно противоядие, тем скорее и вернее подействует оно.

Сначала мы должны обдуманно, неторопливо культивировать эти качества, так как они далеки от естественности для нашего эгоцентричного существования. Но со временем и при наличии терпения, они станут настолько неприступными, что они будут побеждать каждый раз перед лицом наших эмоций.

Чагме Ринпоче рассказывает нам, какие специальные качества наиболее эффективны в нейтрализации каждой из пяти главных эмоций. Как только противоядие известно, для нас остается только применить его и управлять ею (эмоцией).



Созвучные материалы:
 

Обсудить   Библиотека    Главная  страница



Rambler's Top100