Лама Еше и лама Сопа Ринпоче
Энергия мудрости
Часть 3. В поисках причин несчастья

По книге
Энергия Мудрости
Основы буддийского учения Лама Еше и лама Сопа Ринпоче
Под редакцией Джонатана Ландау и Алекса Берзина
перевод с английского Александр А, Нариньяни редактор М. Малыгина
Издательство Цонкапы
Предыдущая глава

Эта лекция была прочитана ламой Еше в Беркли, Калифорния, 1 августа 1974 года.

Постижение подлинной природы внутренних явлений способно развеять туман неясных и омраченных состояний сознания. Такая мудрость подобна мечу, рассекающему оковы неведения. Его лезвие тверже алмаза и способно без остатка уничтожить все наши внутренние скверны и омрачения. С обретением мудрости, рожденной глубинным пониманием, ваш ум естественным образом приходит в состояние ясной умиротворенности, и в сердце у вас воцаряется истинный покой. Именно поэтому в учении Будды не поощряется слепое принятие на веру доктринальных положений: ваше собственное независимое исследование и внутренние переживания истинности учения куда важнее пассивной веры в догму. Обретение такой мудрости — единственный действенный способ тренировки ума и достижения стоящих перед вами целей.

Вам не продвинуться далеко по пути духовного развития, если ваша мудрость лишена остроты и непродуктивна. Это утверждение идет вразрез с расхожими мнениями о религии. Для многих религия — это набор жестких постулатов веры, далеких от логики здравого смысла, а порой и прямо ей противоположных. Принято считать, что эти постулаты неоспоримы, не подлежат сомнению и недосягаемы для логических умозаключений, диспутов или критического научного исследования. К сожалению, превращение столь многих религиозных идей в косную догму питает эту циничную точку зрения. Однако сейчас я не собираюсь обсуждать подобные упадочные формы так называемых религий, которые на самом деле являются лишь суевериями и предрассудками. Предмет моего интереса — внутренние, духовные дисциплины, способные принести нам и окружающим подлинный покой.

Многие ошибочно полагают, что религиозный человек — это тот, кто, страшась всего нового, стремится любой ценой избегать всех ситуаций, представляющих потенциальную опасность для его верований. Поскольку подлинная религия есть свет самой мудрости, с чего бы это истинно религиозному человеку бояться тьмы? Светоносной природе не страшны тени. Не будет потревожен смятенными и затуманенными состояниями ума и ясный, чистый енот мудрости. Да и дух научного исследования нисколько не противоречит подлинной религии. Ведь научные эксперименты не противоречат свету солнца и луны, с чего бы им противоречить свету внутренней мудрости?

Слабые люди — те, кто не обладает различающим, оком мудрости, — принимают религиозные верования пассивно. Не имея философской базы и не владея логической аргументацией, поддерживающей их религиозные представления, они чувствуют себя очень неуютно, когда другие начинают их оспаривать. Такие люди зачастую ведут довольно замкнутый образ жизни, боясь встречи с кем-то или с чем-то, способным разрушить шаткое строение их веры. Однако в этом следует обвинять не сами религии, а ограниченное понимание их последователей. Подлинная Дхарма ведет в прямо противоположном направлении. Она позволяет практикующему интегрировать всю палитру его жизненных событий в единое целое, наделенное глубоким смыслом, не оставляя, тем самым, места страхам и неуверенности.

Разумеется, различные системы философских воззрений и логики, лежащие в основе подлинных религиозных традиций, отличаются от тех предметов, которые мы проходили в школе. Математическая логика, к примеру, позволяет вам довольно успешно решать те или иные внешние задачи с четко регламентированными параметрами. Рамки рассматриваемой задачи строго ограничены, и применение соответствующего метода позволяет найти ей удовлетворительное решение. Однако логика Дхармы имеет куда более высокую и всеобъемлющую цель. Она решает наши внутренние проблемы и ищет ответы на самые важные в жизни вопросы: как избежать страдания и обрести счастье самому и как помочь в этом всем окружающим. Обнаружив с помощью логики Дхармы эффективное решение, вы осознаете, что нашли не просто решение отдельно взятой проблемы, но и открыли для себя тесную взаимосвязь огромного числа внутренних процессов, о которой раньше даже не имели представления. Такой вид логического анализа потребует от вас изрядных усилий, ибо перед вами стоит задача неустанного исследования и поиска ответов на великое множество «отчего?» и «почему?». Но в конечном итоге от этого исследования вы получите ни с чем не сравнимое удовлетворение, так как оно затрагивает основу основ вашего бытия.

Каково же практическое применение внутренней логики Дхармы? К примеру, вы чем-то расстроены и у вас начинают расти гнев и раздражение. Вместо того чтобы пассивно наблюдать за этим процессом или отдаться на волю своих эмоций, попробуйте внимательнее присмотреться к тому, что происходит в вашем уме. Постарайтесь понять, почему вы несчастны, и решить, действительно ли гнев является сейчас адекватной реакцией на происходящее. Другими словами, спросите себя, исправит ли ваше положение та эмоциональная реакция, которую вы уже готовы выплеснуть наружу. Такой самоанализ не имеет ничего общего с нервозным самокопанием. Это, скорее, попытка пролить свет на возможное решение ваших проблем.

Итак, подобное исследование благотворно, поскольку оно помогает вам найти выход из затруднительного положения. Оно сродни поискам ученых, которые проводят эксперимент за экспериментом в попытках обнаружить оптимальное решение стоящей перед ними проблемы. Проводя свои внутренние эксперименты, вы также должны постоянно задавать себе множество вопросов. Следуя этому правилу, вы будете развиваться и духовно взрослеть и в итоге избавитесь от той тревожной неудовлетворенности, что довлела над вами на протяжении всей жизни. Так вы сможете изучить таящуюся внутри вас злобу и открыть для себя не только ее причины, но и действенные методы, способные существенно ослабить эту негативную эмоцию и со временем полностью ее искоренить.

Мы часто страдаем от страстного желания или стремления чем-то обладать. Эта эмоция является следствием неуправляемого ощущения счастья, испытываемого в отношении желанного объекта. Когда подобные эмоции рождаются в уме, необходимо приступить к проверке и ясно осознать, что на самом деле происходит. Очень важно выяснить, почему эти радостные эмоции влекут за собой тревожные переживания — страсть и желание. Когда же вы чем-то расстроены, постарайтесь найти ответ на вопрос, почему это состояние мгновенно порождает раздражение и враждебность. Порой вы пребываете в апатии, когда ничто вас не радует и не огорчает. Это нейтральное ощущение зачастую затуманивает ум и погружает вас в состояние вялого неведения, при котором вы не желаете утруждать себя даже простым осмыслением объекта. Эти три вида реакции на ваши переживания не всегда грубы и очевидны, нередко они столь утонченны, что становятся едва различимыми. Мы, люди, всегда находимся в их власти, хотя в большинстве случаев этого не замечаем. Поэтому, если вы стремитесь к тренировке ума, вам следует, оттачивая свою мудрость, уделять больше внимания тому, что на самом деле происходит внутри вас.

Когда вы хорошенько разглядите основное свойство своих эмоций и поймете, как они функционируют, то откроете для себя нечто весьма интересное. Позволю себе утверждать, что корень всех проблем психики следует искать в ощущениях. Когда возникает приятное ощущение, оно тут же заставляет ваш безвольный ум судорожно метаться туда-сюда. Когда наступает черед неприятного ощущения, то опять же, поскольку ваш ум неуправляем, проблемы не заставят себя ждать. Даже нейтральные ощущения, о которых нельзя сказать, что они приятны или неприятны, в конце концов приводят к проблемам и страданию. Отказываясь исследовать подлинное положение вещей, вы предпочитаете игнорировать те факторы, что на самом деле породили эти мимолетные переживания. Такое бегство от реальности является самой сутью неведения и полностью противоречит развитию освобождающей мудрости.

Хотя ощущения, несомненно, порождают желание, ненависть и прочие психические проблемы, это еще далеко не все. Эти психические состояния в свою очередь пробуждают в нас другие беспокоящие эмоции. Это замкнутый круг: одно служит причиной другого, и этот круговорот происходит в нашем сознании непрерывно, отнимая практически все наше время и энергию.

Итак, вам стоит внимательнее взглянуть на природу своих чувств и разобраться, что же все-таки творится в вашем сознании, уме, психике — можете назвать это как угодно. Важность этого столь очевидна, что едва ли кто-нибудь возьмется ее оспаривать. Учат ли религиозные доктрины более эффективному пути к достижению подлинного покоя ума? Станут ли наука и философия отрицать ценность такого метода исследования? Ни в коем случае. Напротив, познания в философии, как я уже говорил, лишь укрепят понимание, достигнутое посредством такого внутреннего исследования. Если ваши убеждения лишены подобной прочной основы, вы, конечно, можете считать, что знаете, как разрешить ту или иную проблему, но, как только кто-нибудь подвергнет вашу веру критике, эта иллюзия развеется. Психологические методы не должны быть столь хрупкими и ненадежными.

Давайте заглянем поглубже в природу наших ощущений. Приятные, неприятные или нейтральные, в большинстве своем они возникают вследствие неверного различения. Такое различение ошибочно потому, что оно основано на ложных измышлениях сознания, лишающих нас возможности воспринимать подлинную природу реальности. И это относится к реальности любого феномена: будь он внешним или внутренним, одушевленным или неодушевленным. Чувства возникают не только при взаимодействии двух людей, их может вызвать что угодно. В большинстве конфликтных ситуаций присутствуют объект-раздражитель и субъект — ваши смятенные чувства. Субъект и объект воспринимаются вами как отдельные, независимые друг от друга сущности. Так, у вас возникает мысль: «Я ненавижу этого человека», хотя на самом деле именно ваши эмоции, по сути, и породили этот объект. Я имею в виду тот факт, что объект вашей эмоциональной реакции не имеет ничего общего с реальным существованием какого бы то ни было внешнего феномена. Это лишь проекция, творение вашего ложного различения.

Поэтому на самом деле разобраться с потенциальными источниками внутренних конфликтов довольно легко. Просто помните: все, что прокладывает в вашем сознании дорогу негативным эмоциям, — это всего лишь концепции заблуждающегося, суеверного ума. Исследуйте объект в таком ключе, и все происходящее станет для вас намного яснее и без помощи мудреных логических рассуждений. Просто поэкспериментируйте с собственной жизнью: что бы вы ни воспринимали, делали или чувствовали, тотчас проверяйте — а не дурачите ли вы себя в очередной раз. Или, выражаясь точнее, проверьте, не дурачит ли вас ваш ум, проецируя нереальные измышления на воспринимаемые вами объекты, рождая беспокойство и сумятицу.

Мы вечно считаем, что во всех наших бедах виноват кто-то другой, что кто-то незаслуженно лишает нас счастья. Но если мы будем внимательнее, то поймем, что такого злодея не существует в природе. С безначальных времен, в течение несчетного числа прошлых жизней, с момента нашего нынешнего рождения и по сей день мы сами водим себя за нос. Вы можете подумать: «Я никогда так не поступаю, я хороший человек». Но с таким примитивным взглядом на вещи вы никогда не обретете высшего понимания. Тщательно исследовав свое отношение к окружающему миру, вы увидите, что ваш ум постоянно накладывает ложные представления на встречающихся вам людей и все прочие явления.

Большую часть своего времени мы проводим именно за такими «художествами». Мы навешиваем ярлыки своих убогих суждений буквально на все. Вы можете распознать эту тенденцию, даже не углубляясь в анализ абсолютной природы реальности. Просто возьмите условную, относительную видимость вещей и спросите себя: «Кто этот я? Что такое я?». На уровне относительной истины перед вами тотчас же предстанет некий конкретный образ того, кем по вашему мнению вы являетесь. Теперь вам надо приступить к скрупулезной проверке этого образа: «Неужели это и вправду я? Действительно ли все окружающие воспринимают меня только так и ни как иначе?» Если при таком анализе вы будете честны с самим собой, нарисованный вами образ постепенно начнет расплываться. Наблюдая за тем, как этот образ уходит в небытие, вы откроете для себя, насколько извращенными являются ваши представления и об остальных объектах внешней реальности. Вы поймете, что весь воспринимаемый вами нарисованный мир на самом деле — лишь плод ложных измышлений вашего сознания и что ощущения, рожденные взаимодействием с этой выдуманной вселенной, заставляют вас метаться между эйфорией и отчаянием. Эта круговерть неудовлетворенности, построенная на иллюзиях, и есть сансара, и ваши исследования безошибочно укажут на то, что ее формирует ваш собственный ум.

Приучив себя смотреть на вещи подобным образом, вы не будете более заблуждаться, полагая, что в ваших проблемах следует винить общество, власти, отца или мать. Вы совершенно ясно осознаете, что корень проблемы сокрыт внутри вас. В качестве подготовки к такому самоанализу первым делом необходимо получить некоторые наставления о том, как обрести ясность мышления. Она поможет вам упорядочить тот сонм ментальных явлений, что откроются вашему внутреннему взору. Кроме того, поскольку некоторые истины в данный момент скрыты от вас, с ними вас должен заблаговременно ознакомить заслуживающий доверия наставник. Именно поэтому данный самоанализ также имеет и теоретическую базу. Не следует забывать, однако, что подлинной движущей силой этого исследования является ваша собственная безошибочная энергия мудрости, которая сделает вас полновластным хозяином своей жизни.

Экспериментируя подобным образом со своими ежедневными переживаниями, вы ничем не рискуете. Такая прикладная философия начисто лишена какого бы то ни было коварства или обмана. Вы осознаете, что все психические проблемы возникают по вине нарисованных фантомов иллюзорного мира — художеств вашего ума. Введенные в заблуждение этими миражами, вы начинаете ошибочно считать одни ощущения хорошими, а другие — плохими. Но этот иллюзорный мир — ничей. Подумайте, кому он может принадлежать? Исследуйте! Мое представление о Калифорнии принадлежит лишь мне, и мне одному. Именно поэтому буддийская философия и утверждает, что в этом смысле все феномены — творения нашего собственного сознания. Эти слова несут в себе глубокий, сущностный смысл, который не дано постичь лицемерному, интеллектуально загрязненному уму. Вы должны на собственном опыте ощутить иллюзорную природу своих умопостроений. Только так вы сможете обнаружить скрывающуюся за ними реальность.

Исследование — это активый процесс. Медитировать — не значит сидеть в углу и ничего не делать. Ничего подобного. Что бы вы в данный момент ни делали, с кем бы ни общались, всегда есть место анализу, верно? Этим можно заниматься везде и всюду. Нет большего заблуждения, чем считать буддийскую медитацию занятием для лодырей, которые не хотят работать. «Эти любители медитации только сидят без дела, едят, спят и ходят в туалет!» Пусть недалекие люди думают так, если им это нравится, да и некоторые «любители медитации» могут так полагать. Однако подлинный йогин — это тот, кто полностью отвечает за свой духовный рост и свое развитие. Ему не пристало забиваться в угол в страхе перед внешним миром. У Будды и в мыслях не было учить такой медитации. Ограниченное и ущербное понимание Дхармы или религии может породить чувство тревоги и желание спрятаться от действительности, но подлинная медитация — это активная, бдительная конфронтация, которая, пронзая покров иллюзий, проникает в самое сердце реальности.

Важно помнить, что чувства — это нечто большее, чем просто сенсорные ощущения. Они могут быть ментальными, эмоциональными, а порой даже суеверными. Все существующие явления служат объектами тех или иных видов чувств и ощущений. В большинстве случаев, однако, мы не осознаем того, что именно мы в данный момент ощущаем. Поэтому столь важно все время обращать взгляд внутрь и проверять себя. Благодаря этому у вас постепенно породится различающая мудрость. Подобное знание способно подчинить себе все смутные и запутанные чувства, освободив вас из их плена.

Часто можно услышать: «Не делайте различий! Различение — источник всех бед». Необходимо понимать, однако, что этот термин имеет два совершенно разных значения. Неверное различение имеет место, когда вы ошибочно принимаете за действительность нарисованный, иллюзорный мир своих измышлений и внутренний голос нашептывает вам:

«Мне нравится это», «Я ненавижу это», «Он прав», «Она не права», и так далее. Эти реакции не имеют ничего общего с подлинной природой реальности, и, следовательно, подобное различение является полным омрачением.

Но существует также и верное различение — квинтэссенция мудрости. Оно видит явления такими, каковы они на самом деле, и помогает вашему сознанию функционировать ясно и безошибочно. Без него ваше восприятие вещей остается ошибочным и беспорядочным. Даже на обыденном, повседневном уровне жизненно необходимо обладать таким верным различением. Иначе вы даже не сможете приготовить себе обед. Скажем, если бы вы подумали: «Я свободен от всех различений, так что, пожалуй, я просто свалю все, что есть, в кастрюлю...» — ваша стряпня неминуемо закончилась бы катастрофой, разве нет?

Итак, если вы стремитесь углубиться в происходящие в вашем уме процессы и понять, какие из них следует укреплять, а какие исправлять, без различения вам не обойтись. Иначе кто же вас проверит? Даже когда вы полностью погружены в медитацию, краешек вашего ума должен постоянно быть начеку и бдительно контролировать качество вашего сосредоточения. Он должен проверять, все ли идет по плану. «Правильно ли течет энергия?», «Удерживаю ли я объект медитации?» Если вы этого не делаете, ваш беспризорный ум рассеется в мириадах направлений. Некоторые люди полагают, что во время глубинного созерцания в уме полностью отсутствует какое бы то ни было различение. Но вам никогда не следует расставаться с бдительным памятованием. Вне зависимости от того, чем вы заняты: изучаете ли определенное теоретическое положение Дхармы, стараетесь ли достичь однонаправленного сосредоточения или глубинного проникновения в суть вещей, ваша медитация должна всегда идти рука об руку с бдительным памятованием. Это исключительно важный момент, и вам следует постоянно держать этого стражника на посту у врат вашего ума.

Задумайтесь на секунду, сколько энергии уходит у вас на покупки в супермаркете. Для вас так важно, просто жизненно необходимо сделать правильный выбор, что вас не оторвешь от сверкающих рядов стирального порошка, отбеливателя и зубной пасты. «Может, мне купить этот? Наверное, тот все же лучше. Так, а какой подешевле? Нет, вон у того красивее упаковка». Сколько энергии, сколько концентрации! Как раз тогда, когда, вы застыли у прилавка в нерешительности, спросите себя, что на самом деле доставляет вам большее удовольствие — товары ширпотреба с полки супермаркета или мудрость вашего собственного ума? Счастье, продающееся в магазине, весьма ограниченно, тогда как глубинное прозрение, обретенное с помощью мудрости, — это блаженство непреходящего, подлинного наслаждения. Это истинная правда. Более того, никто не в состоянии вторгнуться в ваш внутренний мир и лишить вас блаженства, дарованного этой мудростью, поскольку оно заложено в самой природе вашего сознания. Все, что от вас требуется, — это правильная тренировка, и тогда это великое счастье станет навеки вашим.

Сейчас у вас есть ценнейшая, мощнейшая возможность наполнить свое существование подлинным смыслом. Но прежде чем вы возьметесь за практику Дхармы, религии или любой иной формы духовной культуры, вам нужно отчетливо понять, что же все-таки является для вас самым важным в жизни. Действительно ли вы надеетесь найти удовлетворение в лабиринтах мирских страстей, или же в поисках подлинного блаженства вам следует копать глубже? Если вы ни разу не задались этим вопросом и не сделали четкого и осознанного выбора, ваше вступление на духовный или любой другой путь будет поверхностным и притворным. У вас не будет серьезного духовного роста, так как для этого нужно иметь прочную внутреннюю основу. В вашем уме не произрастет ничего действительно полезного, ибо терзаемый противоречиями он будет по-прежнему окутан туманом неведения. Так что, пожалуйста, разберитесь в себе, решите, наконец, что для вас важнее, и откройте для себя чистую природу своего ума. Спасибо вам большое.



Созвучные материалы:

Обсудить   Библиотека    Главная  страница


Rambler's Top100