Кьябдже Калу Ринпоче
Просветленный разум.
Часть первая. Ум и его трансформации.
Раздел первый.
Ум, реальность и иллюзия.
6. Шесть сфер существования

М.: 2004
Перевод с английского: А. Парибок

<<Предыдущая глава  Следующая глава Оглавление 

Кто и как изготовил оружие обитателей ада?
Кто сотворил там железную раскаленную почву?
Откуда у них горящие угольья?
Будда преподал нам, что все это — порождения ум а,
Впавшего в страсти.
Шантидева, Бодхичарьяватара


С качественной стороны, каждая из шести страстей ум а в особенности способствует рождению определенного типа существ; ненависть влечет за собою адское состояние; алчность бытие одним из алчущих духов; тупость - Животное состояние; Желание — жизнь в человеческом мире; зависть Состояние асуров; гордыня — бытие небожителем.

С количественной же стороны, эти различные состояния — результат накопления кармы. Так, большое количество отрицательной кармы ведет к адскому существованию; если дурной кармы поменьше, то это будет мир алчущих духов; если еще меньше Животное состояние.

Если в целом положительная карма смешана с некоторыми отрицательными аспектами то последует рождение, в зависимости от соответствующей силы этих аспектов, как одного из трех высших видов существ.

Существование в адах

Во власти гнева и ненависти ум порождает карму адского существования. Страдает в этом состоянии именно ум — наш ум . Переживаемые нами адские видения, набрасывающиеся на нас и убивающие нас твари, окружение и все страдания гнетущие нас в адах, являются на деле порождениями нашего же ум а, обусловленного своей кармой.

В этих адских состояниях существования мы непрерывно испытываем лютые мучения, гибнем от огня или стужи, и у нас не останется ни малейшей свободы или способности посвятить себя духовному пути.

Состояние алчущих духов

Если наш ум Попал под власть алчности и скупости, то проявляется карма рождения в сфере алчущих духов. В этом состоянии нам никогда не удается встретить то, чего нам хочется, даже найти подходящей еды или питья. Мы пребываем там в непрерывной нужде и нехватке, совершенно не в состоянии удовлетворить свои желания, страдая от голода и жажды. Мы постоянно испытываем состояние глубокой неудовлетворенности. И это состояние порождает наш ум . Оно несколько менее удручающе, чем жизнь в аду, но, тем не менее, крайне жалкое.

Бытие животным

ум может также впасть в ослепленность, в состояние омрачения и тупости, которое чревато рождением в животном состоянии. Видов животных очень много, есть домашние, дикие и прочее. Все они подвержены разнообразным формам страдания; от того, что пожирают друг друга, воюют друг с другом; к тому же их порабощают и используют для своих целей люди. Все тяготы и невзгоды животного существования — также порождения ум а, проявление кармы, восходящей к былым отрицательным поступкам.

Три этих типа существования составляют три низших сферы. Наиболее благоприятное из них рождение животным. Но даже и в нем трудно зародить любовь и сострадание, невозможно практиковать дхарму.

Ни в одном из этих низших миров не существует возможности следовать Дхарме и достичь Освобождения. Ведь ум там непрестанно раздираем множеством страстей: гневом, ненавистью, страстным желанием и прочее. К тому же существа, обитающие в низших сферах, склонны вновь и вновь воспроизводить дурные поступки, источники порождающей страдание кармы. Так они сами поддерживают обусловленности, присущие этим низшим сферам, и пребывают там крайне долго.

Существование в человеческом мире

Это первая из высших форм существования. Люди — едва ли не единственные из существ, которые располагают условиями, необходимыми для духовного продвижения, обладает способностями, позволяющими им понять дхарму и начать воплощать ее на практике. Впрочем, само по себе человеческое рождение — не залог духовного прогресса. Ценность человеческого существования не безусловна, и практиковать Дхарму смогут лишь те, кто обрел так называемое драгоценное человеческое рождение. Таких людей столь же мало, как звезд на дневном небе!

Жизнь в человеческом мире менее тягостна, нежели жизнь в низших сферах существования, но она все же подраз ум евает многочисленные страдания. Главные из них - четыре, возникающие от рождения, болезни, старости и смерти. Помимо этих четырех главных страданий Люди подвержены и другим Скорбям — разлуке с теми, кого они нежно любят, Неизбежности встреч с существами, встречаться с которыми вовсе бы не хотелось, с недругами, неспособности сохранить обретенное и обрести желанное.

Сфера асуров

Положительная в целом карма с примесью зависти ведет к рождению в уделе асуров, или титанов. Это счастливый мир, полный мощи и множества удовольствий.. Но он находится во власти зависти и там нескончаемы войны и распри. Титаны ополчаются против превосходящих их небожителей и ссорятся между собой.

Миры небожителей

Положительная карма с весьма малой частью негативных отпечатков позволяет родиться в божественном состоянии, небожителем. Существования в образе небожителя бывают разных уровней. Первые из них принадлежат к божественным сферам мира страстей. Название объясняется тем, что ум там еще находится под воздействием желаний и привязанностей. Жизнь у небожителей очень длинна. Например, на первом снизу из этих уровней мира страстей день длится сто человеческих лет, а живут его обитатели по своему счету пятьсот лет. На следующем уровне день равен ста нашим годам, а жизнь там продолжается Тысячу божественных Лет! В этих состояниях, в целом счастливых, есть, тем не менее, страдания в частности, порожденные краткими столкновениями с миром асуров.

Начиная с отверженнейшего из миров – адского состояния вплоть до первых уровней сферы небожителей над другим этажи мира или сферы страстей, названного так, ибо его обитатели находятся под властью страстей.

Над сферой страстей расположена сфера чистых форм, иерархически разделяющаяся на семнадцать последовательных божественных состояний. У существ в этих состояниях нет грубого материального тела; тела их созданы из сияния и огромны по размеру. ум у там свойственно весьма малое количество страстей и мыслей, и он наслаждается великим счастьем. Господствующая в этой сфере страсть — тонкая форма гордыни. Существам в этих сферах мнится, что они осуществили нечто безмерно их возвысившее, и они пребывают в своего рода самоудовлетворенности.

Эти состояния сферы чистых форм соответствуют четырем ступеням медитативной погруженности, для которых характерно последовательное преодоление дискурсивного рассуждения, принятия решения, радости и блаженства.

Наконец, за пределами этих четырех степеней погруженности в состояние чистой формы может быть еще рождение в сфере без форм. Там существа свободны от всех грубых форм, страдания и почти не испытывают страстей, присутствующих лишь в предельно утонченной форме. Их ум все еще омрачен, остаются тончайшие покровы ум а, не позволяющие им распознать глубинную его природу.

Таким образом, за пределами медитативной погруженности в сфере чистой формы ум достигает еще четырех «полей» сознания, называемых «область безграничного пространства», «область бесконечного сознания, или космического сознания», «область ничто» и, наконец «область не-распознаванияни-не-распознавания». Небожители, пребывающие на этих уровнях без форм, сознают, что они обладают телом, хотя оно не ощутимо. Они имеют только пять совокупностей неподвижного-обособленного-осознавания, присутствующего как едва различимое неведение, которое дает им ощущение существования их бесформенного тела. Осознавание порождает остальные совокупности. Это путь, по которому божества мира без форм возвращаются на более низкие уровни существования. На уровне, свободном от сансары, сознание само автоматически трансформируется в изначальную мудрость, изначальное Просветление.

Восемь миров форм и миры без форм происходят из позитивного, неотвлеченного ум а; их последовательное взаиморасположение зависит от степени Освобождения, от привязанностей. Все миры шести уровней сансары преходящи и обусловлены: все они части колеса сансары. даже если боги уровня форм или без форм избавились от грубой формы существования, они беззащитны перед смертью и трансмиграцией. Когда у них нет сил пребывать в их божественном состоянии, они страдают от неотвратимости рождения в более низком мире.

Если мы находим затруднительным принятие представления об этих различных уровнях, давайте просто вспомним, что каждый испытал ему или ей присущую реальность. Когда мы спим, наши сны становятся нашей реальностью, и так же это происходит в шести сферах сансары. для примера, вода может быть воспринята очень различным образом: для существ ада она — мучения, для алчущих духов — объект отчаянного желания, для некоторых животных вода — среда обитания; для людей — питье; для асуров — оружие, для небожителей — восхитительный нектар. Океанские глубины — жизненная среда рыб, но люди жить там не могут. Птицы летают по небу, что невозможно для людей. Слепец не в состоянии пойти, куда хочет, а люди с нормальным зрением свободны в своих перемещениях. Так что каждый живет в своем собственном мире, а других не воспринимает.

Итак, сансара составлена из трех сфер; сферы страстей, сферы форм и сферы без форм. В них включаются все возможности обусловленного существования.

Если осознать, что все существа страдают в круговороте, это подвигнет нас к избавлению от неведения и иллюзий, в которые мы погружены, к Освобождению от сансары, этого океана страданий. И мы будем стараться достичь высшего блаженства, полного достижения состояния Будды.

В прошлом каждый из нас уже неопределенное число раз рождался в цикле существований. Теперь мы живем в человеческом мире; если мы с ум еем распорядиться своей жизнью во благо, то она станет отправной точкой нашего пути к Освобождению.

<<Предыдущая глава  Следующая глава Оглавление 

Созвучные материалы:


Обсудить(Для обсуждения нужно зарегистрироваться на форуме)   Библиотека    Главная  страница

Практика!


Rambler's Top100