Кьябдже Калу Ринпоче
Просветленный разум.
Часть первая. Ум и его трансформации.
Раздел второй
Преобразование Ума: жизнь, смерть, перерождение
1. Ум после смерти

М.: 2004
Перевод с английского: А. Парибок

<<Предыдущая глава  Следующая глава Оглавление 

Если я скажу, что «Я» есть, то вообразят,
будто оно вечно.
А если я скажу, что нет, то вообразят,
что смерть есть полное уничтожение жизни.
Самьюттаникя

Одна жизнь или много жизней?

Все духовные и религиозные традиции сходятся в том, что за пределами этой жизни существует некое ее продолжение, и все они как-то готовятся к одной или многим будущим жизням. Если бы после нашей смерти не было ничего, а существование сводилось бы только к этой теперешней жизни, то мы могли бы довольствоваться знаниями и деятельностью, связанными с миром сансары и не было бы нужды в занятиях какой-либо духовной практикой.

Полагать, будто смерть есть полный конец всего и нисхождение в явное свидетельство ограниченности Ума. Это подобно тому, как если бы мы, живя во Франции, думали, будто за пределами этой не существует иных людей!

Однако, хотя разные духовные традиции и согласны в том, что есть некое посмертное существование, рассматривают они его с разных точек зрения. Есть традиции, в которых учат, что после смерти нас ждет не множество грядущих жизней, но лишь одна, вечная жизнь, тогда как согласно дхарме вплоть до Освобождения существуют многочисленные новые рождения.

Несомненно, что поверхностный Ум сочтет эти подходы взаимоисключающими, что, однако, совсем не верно, ибо речь здесь идет об интерпретации. Возьмем такой пример: допустим, что мы находимся во Франции и желаем получить представление о том, что такое Швейцария. Некто дает нам простой ответ, что это приятная страна. Такой ответ верен, хотя и весьма общ. Другой человек мог бы дать нам этот же общий ответ, а потом добавить еще и точное описание и разъяснить, в чем же заключается очарование каждого района и города. Такое подробное изложение никоим образом не ставило бы под сомнение слов первого нашего собеседника.

Подобным же образом, христианство, к примеру, дает нам общее представление о запредельном существовании. Оно учит, что жизнь после смерти продолжается, и что условия жизни грядущей зависят от этой нынешней. Христианин знает, что добродетель ведет в рай, порок — в ад, и это самое существенное.

Дхарма же, со своей стороны, учит, что возможно множество грядущих жизней. Отрицательные поступки, свершенные здесь, прижизненно, приведут к горестным существованиям, тогда как положительные поступки ведут к счастливым существованиям и, в конечном счете, к Пробуждению.

Обе эти традиции полностью сходятся в том, что необходимо оставить отрицательное и стремиться к положительному, а также в том, какие результаты имеет тот и другой способ поведения.

Никакого противоречия здесь нет, а различие сводится к тому, что одна традиция предпочитает краткий способ изложения, а другая — детализированный.

Смерть и вечность Ума

Пространство пребывает вне времени. Нельзя сказать, что оно-де начало существовать в какой-то данный момент или что ему предстоит спустя какое-то время исчезнуть. Точно так же Пустотность Ума пребывает вне времени, и Ум, природа которого есть Пустотность, по своей сущности вечен и находится вне времени. А, будучи вечен, Ум по своей природе пребывает за пределами рождений и смертей — они существуют лишь на уровне его иллюзий.

В той мере, в какой, не ведая о своей природе, Ум устремляется по пути иллюзий, он бесконечно, из рождения в рождение, блуждает в них. Обусловливает его неведение и карма, и из-за этого мы уже прожили в прошлом неисчислимое множество жизней. В будущем эти же причины поневоле приведут нас к новым существованиям. Ум странствует из жизни в жизнь, от одной иллюзии к другой, до тех пор, пока не достигнет Освобождения, иными словами, Пробужденного состояния Будды или великого Бодхисаттвы.

В нашем нынешнем состоянии мы не помним своих предшествующих жизней. Мы не знаем, ни откуда пришли, ни куда идем, ни к какому состоянию приведут наш Ум его странствия. И, тем не менее, то, что мы испытываем в настоящее время, есть только переход, промежуточное состояние среди неизмеримой бесконечности возможных существований и миров, бесконечности, которая превосходит наши способности понимания и воображения

Нам трудно смириться с представлением о множественности предшествующих и последующих существований, равно, как и с существованием иных миров. Нередко мы убеждены, т.е. у нас есть полное впечатление, что наш мир, наша жизнь и ее переживания и опыт в настоящем — единственно реальны. Разговоры об иных мирах кажутся нам таким же сумасбродством, им, скажем, для паучка показались бы разговоры о звездах. Паучок живет во вселенной собственной паутины и не имеет представления даже о том, что такое дом, а уж об улице или оде и говорить не приходится! Трудно бывает выйти за пределы своих обычных представлений. Вот и тибетцы нам не верят, когда мы им рассказываем о западных странах. Вы представьте-ка себе тибетца, которому расписывают финальный матч чемпионата по американскому футболу где-то в Соединенных Штатах; на поле с кондиционированным воздухом, с искусственными растениями и под стеклянной крышей!

Можно сравнить нашу обычную ситуацию с ситуацией, в которой очутился бы человек, который однажды утром проснулся и полностью утратил память, забыл обо всем, что происходило в предыдущие дни. Он считал бы, что проживаемый им день — один единственный а, ложась вечером спать, был бы уверен, что все кончено.

<<Предыдущая глава  Следующая глава Оглавление 

Созвучные материалы:


Обсудить(Для обсуждения нужно зарегистрироваться на форуме)   Библиотека    Главная  страница

Практика!


Rambler's Top100