Кьябдже Калу Ринпоче
Просветленный разум.
Часть первая. Ум и его трансформации.
Раздел второй
Преобразование Ума: жизнь, смерть, перерождение
З. Из жизни в жизнь; процессы перехода и бардо

М.: 2004
Перевод с английского: А.В. Парибок

<<Предыдущая глава Оглавление

Да смогу я распознать все видимые мною явления бардо
как мои собственные проекции, как излучение моего же Ума.
Падмасамбхава. Бардо Тхедрел

Повторного рождения не было бы, если бы в момент смерти мы исчезали наподобие того, как гаснет задутая свеча или испаряется вода. Но Ум есть Пустотность, а Пустотность умереть не может. Когда наступает смерть, то распадается связь тела с Умом, привязанным к иллюзорным видениям, — а этой связью мы и были — и теперь у каждого из этих составляющих свой удел. Затем, под воздействием кармы, основных склонностей и аффектов, испытывая влияние со стороны различных факторов и причин, мы вновь рождаемся в одном из шести миров.

Бардо

Согласно дхарме (как, впрочем, и иным традициям) смерть — еще не конец. После нее идет последовательность переживаний в различных состояниях, именуемых «бардо». Это тибетское слово переводится буквально «между двумя», «промежуток», «переход»; переходами же являются все проходимые сознанием состояния. Последовательность различных бардо слагается в цикл сансары, круговорота существований.

Этот процесс сменяющих друг друга бардо соотносим со странствованием сознания из жизни в жизнь. Но помимо этого и с преобразования состояний нашего сознания, происходящих постоянно, каждый миг. Наставления, связанные с различными бардо, представлены, прежде всего, в прославленном традиционном сочинении Бардо Тхедрел, что буквально переводится как «Слушание, освобождающее из бардо». На Западе оно более известно под названием «Тибетской книги мертвых». В ней даются инструкции, рассчитанные на практическое применение в процессе бардо, и предлагается путь постижения природы разных бардо, чтобы тем самым освободиться от них.

Хотя слово «бардо» соотносится в своем самом известном значении именно с промежутком между смертью и новым рождением, оно также может использоваться и в связи с любыми условиями существования, через которые проходит сознание. Так, его употребляют и для обозначения жизни, которая может быть рассмотрена как бардо между рождением и смертью — самое длительное из бардо. Мы можем также говорить о бардо между двумя мыслями или между двумя состояниями сознания; это кратчайшее из возможных бардо.

Период от момента засыпания до момента Пробуждения, называется «бардо сновидений», а агония есть бардо умирания.

Затем, после окончательной остановки дыхания, наступает период, когда Ум впадает в состояние полной бессознательности; это бардо Пустоты.

И, наконец, бардо Становления, означает период после полной бессознательности бардо Пустоты; в течение него сознание переживает посмертный мир, пока не наступит следующее рождение.

Четыре больших бардо

Чтобы вкратце описать процесс смертей и последующих рождений мы используем представление о четырех промежуточных бардо.

Эта четверка такова:

1) Бардо от рождения до смерти, то есть то самое состояние, в котором мы сейчас находимся.

2) Бардо умирания, соответствующее агонии, переходу от жизни к смерти.

З) Бардо Пустоты непосредственно после смерти.

4) И, наконец, бардо Становления, то есть фаза, промежуточная между бардо Пустоты, только что упомянутым, и очередным существованием, вместе с которым начнется новое бардо от рождения к смерти.

Когда же говорят о шести бардо, то пятое и шестое в этой группе включаются в бардо от рождения к смерти.

Это бардо сновидений и медитативное бардо. Оба они соотносятся с особыми состояниями сознания, которые переживаются в ходе этой жизни.

В нижеследующих главах мы дадим отдельное описание каждого из четырех больших бардо, последовательность которых и слагается в круговорот существования.

<<Предыдущая глава Оглавление 

Созвучные материалы:


Обсудить(Для обсуждения нужно зарегистрироваться на форуме)   Библиотека    Главная  страница

Практика!


Rambler's Top100