Кьябдже Калу Ринпоче
Просветленный разум.
Часть вторая. Путь к Освобождению.
Раздел второй.
Хинаяна, путь самодисциплины
З. Карма и внешняя самодисциплина

М.: 2004
Перевод с английского: А.В. Парибок

<<Предыдущая глава  Следующая глава Оглавление 

Благие поступки приносят счастье, а дурные злосчастье.
Поэтому вполне понятно, что такое
добродетельные действия и недобродетельнье действия.
Дран па нер чунг ба

Мы поняли основы Буддийской дхармы, если удостоверились в непременной взаимозависимости причин и следствий в сфере нашей деятельности, т.е. в том, что именуется кармой.

Выше уже была затронута тема функционирования кармы в целом, говорилось и о том, каким образом шесть типов существ в трёх сферах, с их различными радостями и горестями, оказываются лишь видимостями и проявлениями её могущества.

Карма делится на положительную, отрицательную и неколебимую. Отрицательную карму можно вкратце охарактеризовать как свершение десяти отрицательных поступков; положительную, напротив, свести к свершению десяти положительных деяний. Что касается неколебимой кармы, то она порождается некоторыми медитативными практиками. Карма, иными словами, есть следствие каждого из наших действий и является основой самодисциплины в дхарме. В качестве обоснования этой самодисциплины излагается, каким образом неудачное поведение и дурные установки порождают отрицательную карму, и, в противоположность этому, говорится о благе правильной деятельности как источника положительной кармы. Следовательно, согласно дхарме, самодисциплина основывается на понимании закона кармы, отбрасывании по мере сил отрицательных действий и взращивании в себе положительных.

Отрицательная карма тела, речи и Ума

Негативная деятельность или отрицательная карма складывается из поступков и их следствий, которые вредят другим и нам самим.

Это побуждения и мотивации тела, речи или Ума, причина которых — кармические отпечатки, связанные с эго. Это поведение, вызванное страстями — такими, как желание, гнев, гордыня и прочее. Сама же подобная деятельность, в свою очередь, подпитывает и усиливает кармические отпечатки, связанные с Я и коренными аффектами, способствуя тем самым неограниченному воспроизводству сансары и питающих её иллюзий. Коротко говоря, отрицательная карма порождается десятью отрицательными деяниями:
— тремя телесными;
— четырьмя речевыми;
— и тремя ментальными.

Различные типы следствий поступков

Разнообразные положительные или отрицательные поступки влекут за собою четыре главных типа следствий, называемых: «господствующее» или «созревшее», «подобное исходному действию», «подобное начальному претерпеванию» жертвы и «обуславливающее жизненное окружение».

— Господствующее следствие поступка появляется первым, и оно наиболее сильное. Заключается оно в рождении в мире, соответствующем природе поступка. А именно, господствующим результатом совершенного убийства будет рождение в адском состоянии.

С исчерпанием этого первого господствующего последствия, эта карма будет проявляться и в последующем, возможно человеческом, рождении, как следствия, подобные начальному действию и начальному претерпеванию.

— Следствие, подобное начальному действию, заключается в склонности воспроизводить поступки, подобные начальному действию. Если продолжить пример с убийством, то это будет готовность к убийству и удовольствие от него.

— Следствие, подобное начальному претерпеванию, заключается в склонности, подталкивающей существо оказываться в ситуации, где уже мы сами в свою очередь подвергаемся тому, что когда-то испытала наша жертва. Иными словами, у нас есть предрасположенность стать объектом подобного же воздействия, осуществляемого кем-то другим.

В случае убийства это будет предрасположенность к короткой, отягощённой многочисленными болезнями жизни, к тому же, на протяжении множества существований это предрасполагает к смерти от насильственных причин.

— Следствие, сказывающееся в жизненном окружении, обуславливает внешнюю среду, в которой обретается новое рождение. Так, убийство создаёт внешний мир, угрожающий жизни, где много пропастей и обрывов.

Три отрицательных поступка, связанных с телом

Убийство

Это лишение жизни из страстного желания или по привязанности, ради богатств, мяса, костей, мускуса и прочее, или чтобы защитить себя и своих ближних; из ненависти — когда убивают противников или соперников; наконец, по глупости, совершая, скажем, подношение жизни как жертву и полагая при этом, будто это добродетельный поступок.

Кража

Это присвоение того, что тебе не принадлежит. Совершается оно либо с открытым применением насилия власти, либо скрытно, тайком; или же с помощью мошенничества и надувательства, например, пользуясь при торговле поддельными разновесами и гирями.

Следствия этих поступков таковы:

господствующее следствие — это рождение в качестве голодного духа.

— следствие, подобное начальному действию - склонность воровать и удовольствие от этого.

— следствие подобное начальному претерпеванию — делаться жертвой воровства, жить в нужде и бедности.

— следствие, обуславливающее жизненное окружение — рождение в местности, которой свойственны разрушительные ненастья.

Дурное половое поведение

Дурное половое поведение заключается в нарушении кровнородственых запретов, в супружеской измене или в преступлении против ил Дхармы. Последнее может означать: вступление в сексуальную связь вблизи священных зданий или с кем-либо, принявшим обеты целомудрия; также в период, когда сам человек взял временный обет воздержания; или во время беременности жены, или много раз подряд.

Различные следствия этих поступков соответственно, таковы:

рождение в мире голодных духов;

затем, при человеческом рождении, постылая жена, подобная врагу; недовольство супружеской жизнью и тяга к чужим жёнам.

Наконец, последнее из следствий — рождение в грязном и пыльном окружении.

Четыре отрицательных поступка, связанных с речью

Ложь

Лгатъ можно о своих мнимых духовных результатах; чтобы навредить другому; наконец, вполне заурядно, вульгарно.

Различные типы последствия этого таковы:

рождение животным;

затем, при человеческом рождении, — склонность к вранью; частое принятие ошибочного за истинное; и пребывание в среде, где рельеф местности и температуры изобилуют крайностями.

Сеяние раздоров

Можно делать это открыто, т.е. в присутствии друзей, которых хотелось бы поссорить, или косвенно, коварными способами, или же тайком от одной из сторон.

Результаты такого поступка следующие:

рождение в адском состоянии;

затем, при человеческом рождении, — охота сеять раздоры, разлука с друзьями и хаотическое окружение.

Грубые речи

Грубые речи ранят и обижают других. Грубость можно открыто бросить в лицо собеседнику, можно смешать с вышучиванием; она может даже заключаться в прямом указании друзьям на их недостатки.

Различные следствия этих поступков таковы:

сначала рождение в адском мире;

затем — удовольствие от сквернословия;

слышать по своему адресу неприятные слова или порочащие слухи;

и местность, полная колючек, знойная пустыня.

Пустословие

Это болтовня, многословие без нужды, а также объяснение дхармы тем, кто её не уважает.

Следствие — рождение животным;

а в случае человеческой жизни — склонность к низменным и пошлым выражениям, к высказываниям, которые никому не нравятся, а также — жизнь в стране с неровным климатом.

Три отрицательных поступка Ума

Жадность

Жадность может принимать вид большой привязанности к тому, что уже у нас есть: к семье, телу, имуществу; или она заключается в большом желании присвоить себе блага других; это также тяга получить в частную собственность то, что никому в отдельности не принадлежит.

Последствия его таковы: рождение алчным духом; затем, при человеческом рождении, — подверженность множеству привязанностей, неспособность добиться желаемого и нахождение в малоплодородной местности.

Злонамеренность

Это желание причинить вред, что может возникнуть под влиянием гнева, ненависти, ревности или мнительности.

Результаты его следующие:

рождение в аду;

если последовало человеческое рождение, то — гневливость; люди безо всякого основания относятся к тебе, как к врагу, а окружение негостеприимно и жизнь в нём трудна.

Ложные взгляды

Ложные взгляды это вредные убеждения. Например, когда считают ложным закон кармы или объяснения дхармы, сделанные с точки зрения относительной или абсолютной истины; это может относиться и к неправильному пониманию достоинств Трёх драгоценностей.

Следствие этого:

рождение в мире животных;

в случае человеческого рождения — отсутствие всякой склонности к обучению, тупость и невосприимчивость к чему бы то ни было, а также — жизнь в местности, где ничто не плодоносит.

Десять сугубо отрицательных поступков
Среди конкретных проявлений десяти отрицательных поступков особенно тяжкие следующие:
1) убийство родного отца, матери или духовного наставника;
2) кража имущества, принадлежащего Трём Драгоценностям;
З) половая связь с кем-либо, кому это запрещают его обеты;
4.) клевета на Будду и обман своего ламы;
5) порождение раздоров среди членов сангхи или между соучениками в дхарме;
б) грубые речи по отношению к своим родителям или тому, кто духовно выше тебя;
7) отвлечение пустой болтовнёй тех, кто хотел бы заняться
8) желание имущества, предназначенного Трём драгоценностям;
9) злонамеренность такой силы, что есть готовность совершить один из пяти поступков, влекущих немедленные последствия, т.е. убийство родных отца, матери или убийство архата; раскол в Сангхе и пролитие крови Татхагаты;
10) сектантские взгляды, порождающие склоки и раздоры.

Дерево отрицательного


Самодисциплину, основанную на законе кармы,
не нужно путать с моралью, требующей исполнения религиозных заповедей или следований законам общества.
Её точка зрения в большей мере напоминает медицинскую; предписания здесь — правила здоровой жизни, позволяющие избежать болезней ума,, т.е. иллюзий, страстей и вызывающих их проявлений страдания. Древо отрицательного наглядно иллюстрирует устройство отрицательной кармы.
Корни его — неведение ииллюзии Ума, ствол — сознание, ориентированное на Эго; ветви — страсти, а плоды порождаемые ими — тягостные существования.


Дерево положительного


Древо, исполняющее все желания,
Укоренено в сознании несвязанного с сансарой,
Стремящегося лишь к избавлению от неё;
Вера и сострадание — вот его ствол.
Отказ от вредоносного и прилежание в благотворном — его ветви.
Листья его — все добродетели,
Цветы — осуществление сущностных свойств медитации,
А от них рождаются плоды: совершенное состояние Будды.
Кьябдже Калу Ринпоче.

Положительная карма тела, речи и Ума

В противоположность отрицательной карме, положительная, т.е. благотворные поступки, возникает благодаря преодолению эгоистических установок и основывается на таких чувствах, как любовь, сострадание, сорадование и прочее. Они направлены к Пробуждению и реализации состояния Будды.

Десять положительных поступков являются противоположностями десяти отрицательных.

Три благих поступка тела

Отказ от убийства, спасение и защита жизни имеет своим господствующим следствием рождение небожителем или человеком. Следствие, подобное начальному действию — отвращение к убийству и тенденция к защите и продлению жизни. Следствие, подобное начальному претерпеванию, это длинная, счастливая жизнь, крепкое здоровье, материальное благополучие. И следствие, относящееся к окружающей среде, это жизнь в приятной местности.

Воздержание от воровства имеет господствующим следствием состоятельность, могущество и приход влиятельности. В течение обычного человеческого перерождения — любовь к великодушию, обладание редкими сокровищами и богатое окружение. Если не прибегать к дурному и следовать подобающему половому поведению, то в результате последует рождение в мире небожителей. Или, родившись человеком, мы будем обладать красивыми и грациозными друзьями, с которыми будут хорошие отношения, которыми мы всегда будем удовлетворены, и будем существовать в приятном обществе.

Четыре благих действия речи

Не лгать и говорить правду — это приводит к перерождению в мире небожителей или людей, использованию только правдивой речи, ясного восприятия другими наших слов как правды и жизни в гармоничном окружении.

Если мы не создаем разногласий и способствуем примирению и гармонии, это ведет к перерождению в мире небожителей или людей; способность постоянно ценить гармонию приводит к тому, что каждый будет рассматривать наши слова как правдивые и приятные, а жить мы будем в изобильной местности, где плохая погода редкость.

Отказ от грубой речи и вежливость приводят к рождению в мирах небожителей или людей, мы будем говорить приятные слова обо всех, иметь почтительное окружение, которое восхваляет нас, и жить в местности с приятным климатом.

Отказ от бесполезной болтовни и ясная речь следствиями имеют перерождение в мирах богов или людей; предпочтение немногословности, умение говорить вещи, которые внушают уважение и нравятся другим, жизнь в приятной местности, где рельеф и климат избавлены от крайностей.

Три положительных поступка Ума

Отказ от алчности, умение довольствоваться и удовлетворяться тем, что есть, имеет своими следствиями рождение небожителем или человеком; удовлетворённым тем, что имеешь, удачливость в осуществлении своих планов и приятную среду обитания.

Отказ от злонамеренности, благожелательность, доброе ко всем отношение, имеет результатом рождение в мире небожителей или людей; доброта по отношению ко всем — уважительное отношение со стороны всех, осуществление своих желаний и среду обитания, способствующую исполнению задуманного.

Отказ от превратных взглядов, правильное понимание влечёт за собой обретение мира небожителей или людей; склонность к Учению и прилежание приводит к тому, что человек пользуется всеобщим уважением за свой интеллект и большую мудрость и живёт в плодородной местности, где пища вкусна.

Чем лучше мы постигаем природу Ума, тем глубже проникаем в суть неизбежной причинно-следственной последовательности, т.е. кармы. Это понимание является основой для воплощения в жизнь наставлений Будды. С одной стороны, оно дает возможность избежать или уменьшить тяжесть отрицательных поступков, вредящих другим и нам самим, а равно и порождаемых ими страданий, а с другой — помогает взращивать и приумножать положительные поступки, результаты которых благотворны и воспринимаются как счастье. В ходе подобной практики отрицательная карма убывает, а положительная — множится. Так происходит взращивание заслуг и непосредственного постижения, и мы продвигаемся вперёд, пока не достигнем состояния совершенного Будды.

Белые и чёрные камешки

Жил когда-то некто по имени дракхен. Он верил в дхарму и хотел изменить своё поведение и практиковать закон. Спросил он совета у своего ламы, а тот надоумил его быть очень внимательным ко всему, что делаешь. Заметив в себе дурную мысль, следовало её отбросить и положить в кучку чёрный камешек; заметив же добрую мысль, нужно было её подкрепить, а в другую кучку положить белый камешек.

Поначалу выходила целая куча чёрных камешков и совсем немного белых. Затем, в ходе того, как дракхен неослабно старался отбросить дурные действия и приучить себя к благим, кучки сравнялись по размеру. Наконец, пришло такое время, когда чёрные камешки почти перестали прибавляться. Сказывали, что в качестве «наказания» за преобладание чёрных камешков использовалось уменьшение количества сна и пищи – прим. ред.

Именно скрупулезная бдительность и внимание позволяют нам изменить структуру нашего поведения.

<<Предыдущая глава  Следующая глава Оглавление 

Созвучные материалы:


Обсудить   Библиотека    Главная  страница

Практика!


Rambler's Top100