Кьябдже Калу Ринпоче
Просветленный разум.
Часть вторая. Путь к Освобождению.
Раздел второй.
Хинаяна, путь самодисциплины
4. Компоненты поступка и его следствия

М.: 2004
Перевод с английского: А.В. Парибок

<<Предыдущая глава  Следующая глава Оглавление 

Многообразие кармы порождает разнообразие существ. Кармашатакасутра

Мы уже говорили о взаимосвязи между страстями и состояниями сознания в сансаре, о понятиях коллективной и индивидуальной кармы, а также о карме, приводящей к определённому рождению, и карме, сопутствующей ему. В предшествующих главах мы познакомились с различными типами кармических следствий: господствующим следствием, далее — с предрасположенностями, подобными начальному действию и претерпеванию, а также с проявлениями кармы в среде обитания. Рассмотрим теперь компоненты закона кармы, сказьгнающиеся на качественной определённости и интенсивности результатов.

Качественные и количественные различия

Прежде всего, хотя каждая из шести коренных страстей порождает особую карму, соответствующую рождению в одном из миров сансары, это рождение определяется также и общей интенсивностью кармьт. А именно, отрицательная карма средней интенсивности породит существование алчным духом; а отрицательная карма небольшой интенсивности приведёт в животный мир. Наоборот, карма с общей положительной доминантой определяет существование в одном из высших уделов, в зависимости от её общей силы.

Присущая поступку определенная сила, благая или неблагая, а равно и счастье, и злосчастье при переживании его последствий, зависят также от намерения свершить действие, от перехода к самому действию, его успешности и чувства, которое деятель испытал по поводу свершения действия.

Рассмотрим пример.

Сила кармы убийства и её следствий будут максимальными при сочетании нескольких факторов:

— духовной развитости жертвы;
— стремления совершить действие;
— наличия заранее обдуманного намерения убить;
— совершения покушения на убийство, его успешности;
— последовавшей смерти;
— удовлетворения от случившегося убийства.
Полное присутствие этих факторов придаёт карме наибольшую силу; если же одной, двух или трёх составляющих недостаёт, сила её соответственно убывает.
Подобным же образом, если взять положительный поступок, скажем, подношение, его качество и сила зависят:
— от качеств одариваемого;
— от намерения, т.е. от доброжелательства;
— от самого дара, т.е. это должно быть нечто уместное;
— от способа совершения поступка — правильно и с уважением;
от его результата, как дар принят и какую пользу извлёк из него одаренный;
— наконец, от последующего настроения дарителя - удовлетворения, лишённого привязанности к тому, что он подарил, или сожаления.
Существуют также различные формы порождения кармы. Можно породить её, действуя лично (как отрицательную, так и положительную). Но можно, однако, породить карму и не действуя непосредственно, например, при помощи удовлетворения, пользуясь результатами чужих поступков, положительных или отрицательных.

Царь и нищенка

Некий царь пригласил к себе Будду Шакьямуни и его окружение. Каждый день щедро одаривал их обильными подношениями. По вечерам Будда возглашал особое посвящение заслуг, упоминая при этом о благо деяниях царя, чем тот был немало горд.

Однажды на раз дачу милостыни пришла бедная старушка из соседней деревни. Увидев гостеприимную щедрость царя, она посетовала, что самой ей нечего поднести Будде, и решила, что, должно быть, это результат предшествовавших существований, когда она была алчной сквалыгой. Зато царь, конечно, был в прошлом очень щедр, недаром он смог теперь поднести эти щедрые пожертвования. Она подивилась благодеяниям царя, была этим довольна и от души за царя порадовалась.

В тот же вечер Будда на посвящение заслуг не упомянул, как обычно, имени царя, а назвал старуху. Царь изумился и спросил, как же так.

Будда Шакьямуни, который, несомненно, видел состояние ума и царя, и побирушки, сказал:

«Сам ты приносил щедрые дары и моим сподвижникам, и мне самому. Конечно, это изумительное взращивание добродетелей.
И тем не менее, эта старая нищенка взрастила ещё большее благодеяние через свою искреннюю радость за тебя и твои дары»
.

Царю не очень-то понравилось, что его обошла какая-то нищенка.

Как явствует из этой истории, благодеяние более зависит от мотивации и состоянии Ума, нежели от собственно действия.

Порождение кармы зависит и от намерения, и от произведённого действия одновременно. Бывает, что дурное намерение сопровождает действие, обычно бывающее положительным: так будет, например, если подношения делают, чтобы прославиться. И наоборот, благое намерение может сопутствовать самому по себе отрицательному действию. Скажем, так получится, если кому-то дают тумака или говорят с ним грубо ради его же пользы. Определяющей во всех случаях остаётся мотивация.

Когда Будда был мореплавателем

В одной из своих прежних жизней Будда был капитаном корабля. Однажды он вёз на своём корабле пятьсот купцов, но был там и разбойник, замысливший их всех перебить, чтобы завладеть товаром. Мореплаватель, охваченный огромным состраданием и к разбойнику, и к купцам, понимал, что если разбойнику удастся его замысел, он впоследствии в течение несметных кальп будет пребывать в аду. С альтруистическим намерением, полный сострадания, он убил разбойника и тем самым спас жизнь пятистам купцам. Иными словами, хотя он и совершил сам убийство, но его по-настоящему альтруистическая мотивация была определяющей и стала источником огромной положительной кармы, ибо поступок его оказался на деле спасительным.

В определённых случаях может оказаться благотворной и ложь, скажем, для спасения чьей-то жизни. Если некий бандит преследует человека и спросит у вас, где намеченная им жертва находится, то направить его по ложному следу, чтобы спасти человеку жизнь, будет благим поступком.

Компоненты поступка и его результаты

Различные компоненты нашей кармы вступают во взаимодействие, в результате чего происходят все переживания и ситуации, в которых МЫ оказываемся. Когда исчерпываются последствия одной кармы, начинает приносить плоды следующая; при этом первая может быть положительной, а вторая — отрицательной, или наоборот.

Вот несколько примеров, как могут сочетаться различные кармы из числа упомянутых выше.

Если некто в прошлых существованиях защищал и спасал жизни, он, следовательно, будет в настоящем предрасположен к долголетию. Однако если он вместе с тем был вспыльчив и жестоко обращался с другими, то, скорее всего, будет часто болеть.

Если некто прежде воздерживался от сквернословия и грубости, но алчно посматривал на блага других, то с таким человеком все будут обращаться учтиво, но проживёт он в бедноте.

Если человек прежде проявлял щедрость и совершал пожертвования, вожделея при этом чужих благ, то он может родиться в богатой семье, а затем в этой же жизни впасть в нужду.

Если некто в прошлом мало отличался щедростью, он родится, скорее всего, в бедной семье. Но если он тогда же уважал, почитал и защищал отца, мать и старших, он может стать влиятельным человеком и пользоваться всеобщим уважением.

Если некто был щедр, но дхарма была ему не по вкусу, то он может стать богатым человеком и при этом понимать наставления превратно.

Если кто-то в прошлом совершил положительные поступки большой силы, но также, под влиянием страстей (например, зависти) высказал дурные пожелания, то он, возможно, будет обладать великим могуществом и богатством, но применит их для совершения отрицательных поступков огромной мощи.

Именно потому, что в прошлом мы совершали положительные поступки, мы в настоящем обрели драгоценное человеческое рождение и располагаем всеми качествами, необходимыми для практики дхармы.

Если кто-то в прошлом существовании был щедр, но желал другим зла, то в этой жизни у него будет возможность стать богатым, но он будет иметь множество врагов.

Если человек в прошлом существовании избегал дурного полового поведения, но был в своём окружении источником раздоров, то у него, возможно, будет идеальная жена, но при этом нелады в семейной жизни.

<<Предыдущая глава  Следующая глава Оглавление 

Созвучные материалы:


Обсудить   Библиотека    Главная  страница

Практика!


Rambler's Top100