Кьябдже Калу Ринпоче
Просветленный разум.
Часть вторая. Путь к Освобождению.
Раздел третий

Махаяна, путь открытости и сострадания

Введение. От Хинаяны к Махаяне;
1. Бодхичитта и обязательство Бодхисаттвы

М.: 2004
Перевод с английского: А.В. Парибок

<<Предыдущая глава  Следующая глава Оглавление 

Введение. От Хинаяны к Махаяне.

Когда на пути Хинаяны развивается альтруистическая мотивация, обращённая к благу и счастью других существ, иными словами, когда зарождается Ум Пробуждения, Бодхичиттга, то путь Хинаяны становится Махаяной.

В контексте этой сострадательной мотивации, большая колесница это понимание и переживание на опыте того, что все явления в основе своей иллюзорны, а их глубинная природа есть Пустота. Вместе с тем, благодаря самому факту этого понимания спонтанно развивается огромное сострадание ко всем существам, пребывающим пленниками иллюзий и страдающим, обманываясь своими же собственными проекциями. Понимание Пустоты и сострадание ко всем - это два столпа Махаяны.

1. Бодхичитта и обязательство Бодхисаттвы

Когда достигнуты будут пределы пространства, когда пробудятся все существа,
когда исчерпаются карма и аффекты, тогда свершится и исполнится мой обет.
Бхадрачарьяпранидхана

Буквально слово Бодхичитта означает на санскрите Ум Пробуждения. Это духовный настрой, направленный на чужое благо и основывающийся на любви и сострадании. Ведь только по-настоящему понимая чужое страдание, мы начинаем испытывать к другим существам подлинную любовь и сострадание.

Такое осознание развивается благодаря тому, что мы признаём страдания какого-то особо близкого нам человека, по отношению к которому для нас просто почувствовать сострадание и естественно быть настроенным благожелательно по отношению к нему. Желание прийти на помощь, поддержать какое-то одно существо, относиться к нему с состраданием и любовью — это и есть отправная точка развития Бодхичиттгы, но всё дело в том, чтобы постепенно распространить переживание сострадания и любви на всех существ - людей и не-людей, друзей и врагов.

Если зародить в себе Ум Пробуждения, Бодхичитту, то это позволит быстро продвигаться к состоянию Будды. Ведь практика Бодхичитты развивает огромную положительную карму. И если любящее, благожелательное и сострадательное отношение к одному существу является столь благотворным, то такое же отношение ко всем чувствующим созданиям бесконечно благотоворнее! Будда Шакьямуни открыл нам, что если бы положительная карма, порождённая практикой Бодхичитты, стала зримой, она оказалась столь велика, что не уместилась бы во всём пространстве. Взращивая Бодхичитту, можно благодаря её мощи осуществить реализацию состояния Будды за одну жизнь.

Этот альтруистический, благожелательный настрой, исполненный любви и сострадания, часто называют «философским камнем». Как этот камень превращает обычные металлы в золото, так и Бодхичитта преображает обычные занятия в практики, направленные к Пробуждению.

Различные аспекты Бодхичитты

Бодхичитта, Ум Пробуждения имеет два уровня: абсолютный и относительный. Постижение Пустоты как основополагающей природы всех явлений — есть Бодхичитта абсолютного уровня; а сострадательное отношение ко всем существам — это Бодхичитта на относительном уровне или на уровне отношений.

На своём абсолютном уровне Бодхичитта есть переживание чистой природы Ума; это постижение отсутствия Я, бессамостности, т.е. Пустоты. На относительном уровне Бодхичитты различают два аспекта:

Бодхичитту как побудительный мотив и практическую Бодхичитту .

Бодхичитта как побудительный мотив заключается в стремлении к достижению пробуждённости на благо всех существ. Основываясь на этом мотиве, следует далее переходить к практике. Недостаточно ведь простого стремления помочь другим, точно так же, как одного желания попасть в какое-то место мало, чтобы туда добраться нужно проделать ещё и весь путь. Практическая Бодхичитта заключается в том, чтобы упражнять в себе шесть совершенств, т.е. трансцендентных добродетелей.

О Будде, тянувшем в аду телегу

В одном из предшествующих существований тот, кто потом стал Буддой, родился в аду. Он был впряжён в телегу и должен был везти её вместе со своим товарищем по несчастью. Они старались изо всех сил, но так и не могли даже сдвинуть телегу с места, даром, что стражники стегали их кнутами и кололи своими раскалёнными пиками: за дача была непосильной. И грядущий Будда почувствовал глубокое сострадание к своему товарищу Ему подумалось так: раз уж повозку всё равно не сдвинуть с места, то, что за нужда нам страдать вдвоём. И он обратился к стражникам: Отпустите моего товарища, я сам потяну телегу. Стражники обозлились и ответили: Ещё чего, как это ты один справишься, если у вас и вдвоём-то не выходит?

В гневе они так его избили, что он тут же умер. Силою кармы своего благого намерения он покинул сферу ада и переродился в небожителя.

Обязательство Бодхисатгвы

Бодхичитта тесно связана с обетом Бодхивсатгвы. Обязательство Бодхисатгвы - развивать Бодхичитту. Ибо тот, кто это делает, и есть Бодхисаттва, - некто, отважившийся жить по Бодхичитте.

Особенностью Махаяны является то, что в этом обязательстве речь идёт не о внешних правилах поведения, как в Хинаяне, но о состоянии Ума, о побудительном мотиве, внутреннем настрое. Сущность обета Бодхисаттвы сводится к тому, чтобы отречься от сознания, ориентированного на и решительно обратить свою мысль к другим, что и есть «сострадание».

Вступить на путь Бодхисаттвы - это значит быть готовым поменять местами себя с другим, т.е. пропускать других прежде себя, считать других равно важными с самим собою и, в конечном счёте, важнее, чем ты сам.

Самопожертвование гонца

Однажды семеро человек - среди них было шесть монахов и некий гонец - переправлялись на лодке через широкую реку. На самой стремнине перевозчик сказал: Лодка перегружена, того и гляди, утонет. Если кто-то из вас умеет плавать, то пусть прыгнет в воду Или я сам прыгну, но на вёсла тогда пусть садится кто-то из вас. Однако ни плавать, ни управлять вёслами никто не умел. Тогда гонец сказал: Не всем же нам погибать, пусть уж кто-то пожертвует собою, - и прыгнул за борт. И тут на небе засияла радуга, и с небес дождём посыпались цветы; хотя гонец и не умел плавать, он чудом достиг другого берега, и чудо это произошло благодаря предельной чистоте его мыслей.

Нередко говорят о трёх типах Бодхисаттв, которые ведут себя соответственно, подобно царю, пастырю и лодочнику.

- По-царски поступает тот, кто ведёт все существа к Пробуждению, пройдя первым и показывая дорогу, как это сделал бы вождь.

- действует как перевозчик тот, кто доставляет их на дальний берег вместе с собою.

- Подобен пастырю, направляющему стадо, тот, кто все существа пропускает прежде себя.

Эти три установки соотносятся с возрастающей силой Бодхичитты, как побудительного мотива, и при этом установка, подобная пастырю, самая глубокая.

Обязательство Бодхисаттвы по самой природе своей отличается от обязательств соблюдения внешней самодисциплины. Его можно уподобить золотому сосуду, а прочие обязательства будут тогда сосудами из глины. Если обычное обязательство нарушено, то оно, как керамический горшок, лишается всякой ценности. А обязательство Бодхисаттвы в таком случае можно, как золотой сосуд, переплавить и отлить в новую форму: сам материал его драгоценен и позволяет это сделать.

<<Предыдущая глава  Следующая глава Оглавление 

Созвучные материалы:


Обсудить   Библиотека    Главная  страница

Практика!


Rambler's Top100