Кьябдже Калу Ринпоче
Просветленный разум.
Часть вторая. Путь к Освобождению.
Раздел третий

Махаяна, путь открытости и сострадания

4. Практика двух взращиваний

М.: 2004
Перевод с английского: А.В. Парибок

<<Предыдущая глава  Следующая глава Оглавление 

Взращивание благих деяний и непосредственного постижения - таковы совершенные причины Пробуждения.

Атиша, Бодхипатхапрадипа

Вся совокупность практик дхармы сводится к снятию покровов и взращиванию благого, иными словами, к очищению Ума от завес, его затемняющих (См. главу «дхарма как практика снятия покровов» в разделе «Ум, реальность и иллюзия» ), и к практике двух взращиваний благого, т.е. к взращиванию благих деяний и непосредственного постижения. для наглядности этот процесс можно сравнить с такой картиной: окутанный покровами Ум подобен небу, закрытому облаками, за которыми не видны его истинная безграничность и Ясность. Практика двух взращиваний в этом случае - это ветер, разгоняющий тучи и постепенно раскрывающий величие и Ясность чистого Ума.

Взращивание благих деяний

Взращивание добродетелей - это всевозможные виды деятельности, полезные и благотворные как для других, так и для нас; это поступки, производящие положительную карму. Таким образом, все, называемое добродетельюя включает в себя положительные действия тела, речи и Ума; щедрость, самодисциплину и всякое занятие дхармой. Хотя при взращивании добродетелей действие и важно, но побудительный мотив, с которым оно свершается, ещё важнее, так что всякий поступок, мотивированный состраданием и любовью, становится источником великих добродетслей. Если мы постоянно упражняемся в положительных видах деятельности с должной мотивацией, то мы взращиваем счастье и причины счастья; это и есть взращивание добродетелей.

О том, как тонули вместе мать и дочь

Мать с дочерью переходили бурную реку, держась за руки. Внезапно их подхватило и понесло течением. Они по-прежнему держали друг друга за руки, но уже начали тонуть.

Мать подумала: «Не так уж важно, что мне конец, лишь бы спаслась моя дочь!» А дочь решила: «Только бы мама осталась жива, а мне и утонуть можно!»

Утонули обе, но благодаря положительному альтруистическому намерению, которое было у каждой из них, обе они обрели рождение в мире небожителей.

Взращивание непосредственного постижения

Взращивается ли непосредственное постижение и изначальная мудрость или вырастают они на основе взращивания добродетелей, подобно зерну, прорастающему в плодородной почве. Непосредственное постижение - это прямой опыт реальности за пределами заблуждений двойственности. Два этих взращивания - добродетелей и непосредственного постижения являются, таким образом, взаимодополняющими и последовательными. Первой идёт правильная деятельность - «добродетель», а за этим - не двойственное переживание непосредственного постижения, развивающегося в ходе медитативной практики.

В конкретных случаях эти два взращивания могут накапливаться и одновременно. Например, если вы подаёте бедняку милостыню, то ваша щедрость, в противоположность алчности и скупости, будет добродетелью. А если, вдобавок, ваш дар совершился с осознаванием сущностного отсутствия дарителя, дара и одариваемого, т.е. в непосредственном переживании, где они нераздельны, то это же самое действие развивает и непосредственное постижение.

Правильная деятельность, т.е. взращивание добродетелей, понятие достаточно очевидное; понять, что это такое, и упражняться в ней может кто угодно. Напротив, взращивание непосредственного постижения - это нечто более тонкое. Эта утончённая практика потребует большей искусности и от обучающегося, и от обучающего.

Поэтому, уместно будет на первых порах сосредоточить свои усилю на взращивании добродетелей, готовя тем самым почву для непосредственного постижения. Оно разовьётся потом в медитативном опыте.

Медитация - основополагающий момент в практике дхармы, но ей следует заниматься параллельно с взращиванием добродетели. Усердие в чём-то одном приводит к ошибкам и тупикам. Зато в совместной практике оба взращивания помогают одно другому, и именно их сопряжённость приводит к Пробуждению. Взращивание добродетелей можно сравнить с ногами путешественника, а непосредственное постижение - с его зрением. Чтобы добраться до места назначения, т.е. - состояния Будды, нужно и то, и другое.

<<Предыдущая глава  Следующая глава Оглавление 

Созвучные материалы:


Обсудить   Библиотека    Главная  страница

Практика!


Rambler's Top100