Кьябдже Калу Ринпоче
Просветленный разум.
Часть вторая. Путь к Освобождению.
Раздел четвертый
Ваджраяна, путь преображения
8. Практика йидама


М.: 2004
Перевод с английского: А.В. Парибок

<<Предыдущая глава Оглавление Следующая глава>>
Природа Будды, субстрат очищения, проявляется в виде тела
Божества с его важными признаками и приметами.
Это уподобленное проявление есть Путь,
а его чистый плод есть находящееся в основе божественное тело.
Джамгон Конгтрул Лодро Тайе, «Существенное вкратце»

Путь Ваджраяны, объединивший в себе весьма многочисленные средства продвижения, называется «путём средств», точнее — путём искусных средств.

Очередным шагом, по завершении четырёх специальных видов подготовки, т.е. нгёндро, будет практика йидама, медитативного божества. Это средство используется для преображения Ума, чтобы облегчить последующее осуществление Махамудры. Итак, после нгёндро приступают, как правило, к практике йидама, сопровождаемой начитыванием его мантры.

В основе своей все Иидамы едины (см. эту главу), т.е. между ними нет сущностных различий. Однако некоторые практики йидама, скажем, Ваджрайогиня или Чакрасамвара, требуют особых условий: нужно удаляться в строгое затворничество и точно следовать определённым правилам. Это не так просто в нашей обычной социальной среде. Но существует и практика йидама, не связанная с подобными ограничениями, её с лёгкостью можно выполнять в нашей обычной обстановке. Практика, которую с лёгкостью можно выполнять и в повседневности: это садхана, т.е. метод практики, Авалокитешвары (по-тибетски Ченрези), Будды сострадания. Я думаю, что это наилучшая практика, поскольку она и проста, и очень благотворна. Поэтому я преподавал её во всех Буддийских Центрах в любых странах мира. И, во всяком случае, она служит превосходным введением в практики Ваджраяны.

Относительное божество и высочайшее божество

Облик Авалокитешвары, являющийся объектом медитации в практике этого божества (садхане), есть выражение сострадания Будды. Помимо облика, т.е. в высочайшем своем аспекте, Авалокитешвара независим от нашей медитации, это чистая природа Ума. Таким образом, йидам, божество, существует всегда на двух уровнях. Высочайший аспект йидама лежит вне форм, это «аспект изначального знания», и цель практики — открыть нас ему посредством «аспекта, обладающего формой», т.е. относительного йидама (аспект изначального знания – на санскр. Джнянасаттва , по-тибетски ешепа. Аспект, обладающий формой — на санскрите самая-саттва, по-тибетски дамцикпа. – прим.пер.). На первой фазе садханы мы медитируем об относительном божестве, что обеспечивает связь с высочайшим божеством (аспектом вне форм), недоступным для ограниченности понятийного Ума. Относительный, выражающий отношение аспект позволяет осуществить аспект изначального знания.

О двух фазах в медитации йидама

Чтобы уяснить себе, каковы используемые в Ваджраяне «искусные средства» обратимся к нашему уму, который обыкновенно думает: «Я есть, я существую», и накрепко отождествляется с Я, ощущаемом как моё тело, моя речь, мой ум. Эти отождествления являются источником наших страданий и блужданий по сансаре, это главное препятствие для осуществления Махамудры, и отбросить его очень трудно. Поэтому в Ваджраяне учат сначала тому, чтобы заменить эти Отождествления другими, более утончёнными и менее прочными, а именно — привязанностью к Телу, Речи и Уму йидама. А затем проще будет отпустить всякую привязанность и перейти к медитации, совершенно свободной от форм и опор; если её как следует осуществить, она станет медитацией Махамудры.

Эти две фазы — замещения новыми отождествлениями, а далее отбрасывания всех привязанности к любым объектам — соответствуют двум фазам во всех практиках Йидамов. Мы рассмотрим их поподробнее, взяв в пример садхану, т.е. практику Авалокитешвары.

Обычно у нас есть очень сильная и постоянная привязанность к своему телу и, когда мы переживаем «своё Я», мы привязываемся к образу тела. Чтобы избавиться от этой привязанности, в медитации представлять себя Авалокитешварой, вещественным, как статуя — в этом нет никакого блага. Нужно быть Авалокитешварой, как пустой формой, сравнимой с радугой, отражением Луны в воде, сновидением и прочее; наше Тело есть тело Авалокитешвары, явленное, однако пустое. Сопряжённые Пустота и явленность — называют «обликом-как-Пустотой»

Сходным образом преобразуются и звуки. В основе своей наша речь есть «звук-как-Пустота»: в самом деле, если бы всё то, что мы говорим, было чем-то конкретным, то всего пространства не хватило бы, чтобы вместить наши слова. К несчастью, мы не распознаём их пустую природу, и фиксируемся на словах, будто они есть нечто реальное. Поэтому мы чувствуем удовольствие, слыша приятные слова, а неприятные слова коробят нас и сердят. Эти реакции — признак того, что мы верим в . реальность слов, что мы хватаемся за них, как за реальность. Чтобы : выйти за пределы этих привязанностей, мы в садхане превращаем обыч. ные звуки и слова в звучание мантры Авалокитешвары, природа которой есть «звук-как-Пустота», сравнимая с пустым отзвуком, эхом.

Наконец, остаётся ещё наш Ум, который тоже пуст вместе со своим содержимым. Мы долго учились в школе, в университете и собрали в своей памяти великое множество познаний. Если бы все они обрели конкретный облик, то, опять-таки, не уместились бы ни в наших головах, ни в этой комнате, ни, может быть, во всём мире! По счастью Ум пуст, а его содержимое неощутимо. Возможно также, что у нас изрядное количество страстей: если бы мы отвели одну комнату для гнева, другую — для страстного влечения, третью — для ревности, они бы быстро оказались забиты. Такого не происходит, что свидетельствует о Пустоте страстей; но и в этом случае, хотя мысли и эмоции пусты, мы не узнаём в них эту Пустоту и создаём для себя множество трудностей. Чтобы исцелиться от этого, мы в ходе садханы ставим на место наших обычных мыслей мысль о присутствии Авалокитешвары. Мы медитируем о нашем Уме и его содержимом как об обладающих природой ума Авалокитешвары, где наши мысли и эмоции прозрачны. Здесь есть знание, но оно пусто; есть знание и Пустота, «знание-как-Пустота».

Посредством этих замещений садхана Авалокитешвары осуществляет преображение (см. главу «Путь преображения»), превращение наших нечистых аспектов тела, речи и ума в их обычном состоянии — в чистые аспекты Тела, Речи и Ума Авалокитешвары, природа которого есть форма, звучность и мудрость.

Эта фаза практики, в ходе которой мы визуализируем йидама и повторяем его мантру, является первой стадией медитации с опорой на йидама, «этапом зарождения» («утпаттикрама» на санскрите). Наша привязанность к реальности видимых форм, звуков и мыслей —. это болезнь, ввергающая нас в иллюзии и заставляющая страдать. В процессе утпаттикрамы мы применяем триединое лекарство. На уровне форм мы медитируем о всех формах как неотделимых от Пустоты; природа всех их видимость-как-Пустота тел Авалокитешвара. Звуки также нераздельны с Пустотой, и о них медитируют, как об имеющих природой звучность-как-Пустоту мантры Авалокитешвары. И все явления в Уме, все мысли, знания видятся в медитации как сопряжение знания и Пустоты, как Ум Авалокитешвары, который есть Махамудра. На этапе утпаттикрамы не нужно ни бороться с мыслями, ни препятствовать их энергии. Меняется их форма: вместо обыденных мыслей по- являются мысли о присутствии Авалокитешвары, и подвижность, изменчивость Ума тем самым интегрируется и преображается в процессе практики.

Вторая стадия медитации с Йидамом называется «этапом совершенства» или завершения, она санскрите «сампанна» или (<храма»). Она проходит в молчании и без форм. Визуализация и образные представления фазы зарождения растворяются . в Свете; его вбирает в себя Авалокитешвара, который есть мы сами, затем всё исчезает. Не остаётся никакой опорной точки, никакой системы отчёта, и Ум остаётся в своём естественном , состоянии, открытый, непривязанный, ясный и чуткий, не напрягаясь и не рассеиваясь. Когда это состояние осуществлено, медитация превращается в практику Махамудры.

Садхана йидама, благодаря соединению в ней фаз зарождения и завершения, является очень быстрым методом позволяющим прийти к осуществлению природы Ума, Махамудре.

<<Предыдущая глава Оглавление Следующая глава>>


Созвучные материалы:


Обсудить   Библиотека    Главная  страница

Практика!


Rambler's Top100