Кьябдже Калу Ринпоче
Просветленный разум.
Часть вторая. Путь к Освобождению.
Раздел четвертый
Ваджраяна, путь преображения
9. Продвинутые практики


М.: 2004
Перевод с английского: А.В. Парибок

<<Предыдущая глава Оглавление Следующая глава>>

Созрев благодаря четырём посвящениям, те, кто наделён верой и усердием,
— если они поняли для начала бренность, отречение и неудовлетворительность
обусловленного существования, а затем старательно стали упражняться
на этом верховном пути,— кто бы они ни были,
за полгода, за год или в этой жизни — все обретут Пробуждение.
Нигума, «Алмазные строфы»

Для того чтобы кратко очертить этапы постепенного пути, к которым можно приступать после практики освоения йидама, мы в качестве примера рассмотрим практики линии Шангпа; в ней эти стадии описываются как «Пять золотых наставлений».

Пять золотых наставлений

Пять золотых наставлений представляют собою полноту подхода к Пробуждению; они восходят к великому Достигшему Махасиддхе) Кхьюнпо Нэлджор, современнику Марпы Переводчика. В юности он занимался бонпо, изучал наставления Дзогчена, но остался не удовлетворён и решил отправиться за наставлениями в Индию. Всего у него было полтораста учителей; главные из них — две женщины, дакини начального знания Нигума и Сукхасиддхи. Поскольку Кхьюнпо Нэлджор уже практиковал ранее, в прошлых существованиях, накопление двух взращиваний и избавление от покровов, у него была превосходная карма, а в этой жизни он имел очень много золота, которое он взял с собой в Индию, когда отправился за наставлениями. Всякий раз, когда он просил какого-либо наставника о Дхарме, он подносил ему сотни унций золота... Так он прославился своей щедростью, а полученные им наставления получили впоследствии название «золотых».

История Нигумы

Нигума родилась в Кашмире, «стране великих волшебников», но равно и — родине многих Махасиддхов, одним из которых был её брат Наропа. Рождение женщиной она выбрала, чтобы лучше помогать существам; ведь в своих прошлых существованиях она уже добилась исключительно высокого духовного достижения.

В своём проявлении как Нигума она была дакиней изначального знания, взошедшей на десятую ступень Бодхисаттвы, совершенного Пробуждения. Её тело было Радужным телом и полностью находилась за пределами обычного уровня. Наставления она получила прямо от Ваджрадхары, а её главным учеником стал Кхьюнпо Нэлджор.

После того, как Кхьюнпо Нэлджор получил наставления величайших учителей, они открыли ему, что человеку с его достоинствами стоит теперь последовать наставлениям великой Бодхисаттвы Нигумы, нераздельной с Ваджрадхарой. Он спросил, где искать её, а в ответ услышал, что обычным существам её не встретить: у неё нет больше физического тела, а только радужное. Но, тем не менее, её присутствие проявляется где угодно для существ, достигших высокого духовного уровня, а время от времени она наведывается на гору трупов, ведя за собой толпы дакинь и устраивая там огромные ваджрные праздники. Услышав о Нигуме, Кхьюнпо Нэлджор расчувствовался и заплакал от радости. Тут же он отправился на поиски к горе трупов под названием Соссалинг, с твёрдым намерением и стремлением встретиться с нею.

Добравшись до места, он узрел высоко в небе смуглую богиню с трезубцем и капалой в руках, украшенную, вместо драгоценностей, множеством костей. рассматривая её, он видел то одну дакини, то множество; кто-то сидел в медитации, другие были в позах танца. Будучи уверен, что встретился с Нигумой и её свитой, Кхьюнпо Нэлджор поклонился и попросил наставлений. Сначала видение посмеялось над ним, а потом пригрозило: «Я дакиня-людоедка, и свита у меня тоже такая. Беги-ка отсюда поживее, а не то — съедим!»

Но Кхьюнпо Нэлджор не оробел и повторил свою просьбу. Тогда Нигума сказала ему, что если он действительно хочет наставлений, за них придётся заплатить золотом. Золото у Кхьюнпо Нэлджора нашлось, и он тут же выложил пятьсот унций золотого песку. Нигума взяла золото и подбросила его в воздух; песок рассыпался по всему лесу. Кхьюнпо Нэлджор удивился, но Нигума объяснила ему, что золото ни к чему: для неё три сферы существования — сплошное золото. Это укрепило веру Кхьюнпо Нэлджора, что перед ним и в самом деле Нигума: настоящая людоедка непременно прельстилась бы золотом.



Кхьюнпо Нэлджор получил от Нигумы передачу Шести йог, названных её именем; а так же передачу Махамудры и Пяти золотых наставлений. Наставления он записал на пергаменте, свернул его в свиток и носил у себя на шее в ковчежце. Так эта традиция Махамудры получила название Ковчежца Махамудры.

Передав ему все эти наставления, Нигума сказала, что получил их, кроме него самого, только Махасиддха Лавапа, и что через семь поколений их разрешено будет преподавать широко.( Поэтому линия передачи Шангпа-Кагью иногда называется «линией семи драгоценностей» имеются в виду семеро учителей этих поколений. – прим.пер. ) Она также предсказала, что не только он, но и все его последователи смогут в будущем встретиться с ней.

Первое Золотое наставление — корни дерева, его комель — состоит из Шести йог Нигумы, .( Шесть йог Наропы, нередко более известные, близко напоминают их. – прим.пер.) называемых: туммо, иллюзорное тело, тело сновидение, Ясный Свет, бардо и перенос сознания.

В йоге туммо практикующие стараются овладеть процессом дыхания с его четырьмя стадиями — вдохом; называется это «кувшинным дыханием» кумбхака; они занимаются упражнениями для каналов тонкого тела и главных узловых точек — на санскрите бинду, по-тибетски тхиале. Овладев спуском, удержанием, подъёмом и распределением «белой точки», они порождают в теле ощущение жара и блаженства. Это высшее счастье постепенно позволяет им осуществить единство великого блаженства и Пустоты, что есть само переживание Махамудры.

Иога иллюзорного тела позволяет осознать иллюзорность нашего тела и опыта, а потом сделать так, чтобы привязанность и отвращение освободились сами собой. Благодаря ней можно распознать, что все феномены подобны иллюзии, магическому творению и вполне сравнимы с кино и телевидением!

Иога сновидения позволяет очистить иллюзии при помощи самих иллюзий. Она разделяется на несколько этапов: сначала — видение Ясных снов. Потом, в сновидении, есть тренировка, умножение, создание проекций, преображение и, наконец, — постижение иллюзии мира. Ж

Йога Ясного Света работает со спонтанным рассеянием омрачений Ума; она позволяет ночью спать глубоко, но быть Ясным и переживать Ясный Свет сна.

Йога переноса сознания позволяет достичь состояния Будды без медитации, в частности, обрести Освобождение в момент смерти. *

Иога бардо даёт возможность распознать природу различных Будд** и в них — Трёх Тел Будды.

Дерево пяти золотых наставлений

Пять золотых наставлений обычно изображают в виде дерева, чьи шесть корней олицевторяют шесть йог Нигумы. Ствол — это ковчежец Махамудры, ветви — три метода интеграции, цветы — это белые и красные дакини, а плод — бессмертие без блужданий.

Практика этих шести йог возможна после особого уполномочивания и требует соблюдения особых самай, т.е. тайных обязательств. Их совместная практика приводит к осуществлению Махамудры, но и занятие одной из практик, например, туммо, иллюзорным телом или Ясным Светом, тоже может привести к ее осуществлению.

Второе золотое наставление — ствол дерева — это Ковчежец Махамудры, традиция Махамудры, полученная Кхьюнпо Нэлджором от дакини изначального знания, Нигумы. Подготовка к ней называется «тремя естественными методами», по тибетски рангбап, — методами тела, речи и Ума. Затем наступает очередь самопроизвольного Освобождения от четырёх препятствий, мешающих распознать Махамудру: Махамудра слишком близка, чтобы можно было её распознать, слишком глубока, чтобы её можно было схватить, слишком проста, чтобы в неё поверить и слишком чудесна, чтобы быть постигнутой Умом. Освобождение от этих четырёх препятствий обнаруживает самопроизвольное присутствие Трёх Тел Будд.

Третье золотое наставление — ветви — заключается в трёх Методах интеграции, которые позволяют культивировать непрерывность переживания Махамудры во всех условиях. Они связаны с ламой, Йидамом и переживанием всеобщей иллюзорности.

Четвёртое золотое наставление — цветы — состоит из двух практик с красной и белой дакинями. Если блюсти самаи, священные обязательства, совершенно чисто, то эта практика позволит прийти в реальность дакинь, не покидая своего тела.

Пятое золотое наставление — плод — бессмертие без блужданий. В момент наивысшего духовного осуществления Ум постигается как пребывающий вне пределов смертей и рождений. Вот что имеется в виду под словом бессмертие.

Как правило, этими различными практиками занимаются в Затворничестве**, в частности, во время трёхгодичного затворничества. Не то, чтобы затворничество было непременным условием для таких занятий, просто в другой ситуации трудно добиться должной интенсивности практики и обрести результат.

Царевич и маг

В одной царской семье Индии рос царевич. Матери его хотелось, чтобы он занялся практикой Дхармы и не всходил на трон. Но его отец, правящий царь, видел в сыне своего преемника, а Дхарма была ему совершенно безразлична. Последнее слово в семье оставалось за отцом, и мать ломала себе голову, что бы придумать. В те времена в Индии жило много замечательных магов. К одному из них она обратилась и спросила, не мог ли бы тот с помощью магии устроить так, чтобы её сын отвратился от мира и занялся Дхармой. Маг её обнадёжил: «Такое возможно, только ты должна сказать мне, чем твой сын особенно увлечён».

«Он большой любитель лошадей», — ответила мать.

«Отлично, — сказал тот. — Приходи сюда завтра с сыном.

На следующий день царица устроила прогулку с царём и царевичем к заранее назначенному месту. Маг уже был там, держа под уздцы великолепного коня, которого он сотворил магическим искусством: как раз о таком жеребце чистых кровей царевич и мечтал. Царевиич был совершенно очарован и, не зная, что говорит с волшебником, сказал: «Не согласишься ли продать мне этого коня?»

Тот ответил: «Почему бы и нет, если он тебе нравится? « «Сначала мне надо опробовать его в седле».

«Ну конечно, прошу!»

Царевич вскочил на коня, а тот пустился таким галопом, что остановить его было невозможно. Он ускакал очень-очень далеко, в неведомую страну. Наконец, конь остановился в месте, совершенно царевичу незнакомом. Тот ни знал, ни где он, ни куда податься.

Тут он заметил неподалёку дым, решил, что там кто-то есть, и подошёл поближе. Показался дом. На пороге сидела женщина с дочерью, очаровательной красавицей. Царевич сказал: «Я потерялся, не могли бы вы меня приютить?»

«Как угодно, — ответили те, — мы живём здесь, рядом с морем. Добро пожаловать.

Вот он и остался, потому что не знал дороги домой, а эти люди никогда и не слыхали о его родине. Девушка была очень мила, они поженились, и она родила ему много детей. Дети подросли; семья жила очень счастливо. Тесть тоже жил при них, но он был калекой и ходить не мог. Как-то раз жена его, любившая его коня, попросила: «Можно покататься верхом?»

«Да, конечно».

Она села на коня, а тот взвился и прыгнул в море вместе с женщиной; та скрылась под водой. Видя это, все дети один за другим, кроме самого малого, нырнули в море, надеясь

спасти её, но утонули вместе с нею. Старик тоже, несмотря на своё увечье, бросился в воду, и тоже погиб... Остался только маленький мальчик. Но тут подскакал жеребец,

сожрал его и убежал... Увидев это, царевич решил в отчаянии: «Я потерял жену, детей, коня, ничего больше у меня

нет, лучше — смерть!»

Он бросился в воду, но не утонул — едва глотнув воды, он

очутился в парке своего родного города рядом с царём и цари-

цей. В страшном смятении, весь дрожа, он вспомнил о своей

возлюбленной жене и детях. Он попытался объяснить роди-

телям, что произошло, но те сказали ему: «Да нет же! Ничего не бойся, ты просто упал с коня и с час пролежал в обмороке. Тебе надо отдохнуть».

Царевич всё же был совершенно уверен, что всё случившееся с ним — правда, ведь он прожил ту жизнь; он очень страдал.

Но позже, благодаря этому приключению, царевич осознал иллюзорность обычной жизни и посвятил себя практике Дхармы. Через несколько лет практики он стал великим Достигшим, Учителем.

<<Предыдущая глава Оглавление Следующая глава>>


Созвучные материалы:


Обсудить   Библиотека    Главная  страница

Практика!


Rambler's Top100