Чже Цонкапа
БОЛЬШОЕ РУКОВОДСТВО К ЭТАПАМ ПУТИ ПРОБУЖДЕНИЯ

(Ламрим-ченмо)
Том I
Подготовительная часть и этап духовного развития низшей личности
[С внесением исправлений по списку опечаток из второго тома]
(Всего 5 томов)
Перевод с тибетского А. Кугявичюса
[Собственно] методика наделения смыслом [благоприятного рождения]. Часть 6

Книга опубликована издательством «Нартанг» в 1996-2000 гг.
Новое, исправленное издание Ламрим ченмо и другие буддийские книги
можно приобрести прямо в издательстве через сайт www.buddhismofrussia.ru


ЭТАП ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ НИЗШЕЙ ЛИЧНОСТИ
РАЗВИТИЕ УСТАНОВКИ НИЗШЕЙ ЛИЧНОСТИ

2. Применение средств [созидания] счастья будущего рождения
I. [Обращение к Прибежищу]

§4. Обязанности, следующие из Обращения к Прибежищу
Б. [Обязанности], изложенные в [других] наставлениях

(продолжение)

2. Общие обязанности
[Действительное подношение]

Подношение Телу

Это подношение реальному формному Телу252 Будды.

Подношение ступе

Это посвященное Будде подношение ступе253 и подобному.

Очное подношение

Это подношение при непосредственном восприятии тех двух (Формного тела или ступы) органами чувств.

Заочное подношение

Это когда Будда и его ступа непосредственно не воспринимаются; подношение всем Буддам и ступам.

Когда, после ухода Будды в нирвану, изготавливают его статую, ступу и подобное, - это тоже заочное подношение.

При подношении какому-нибудь из тех двух сущность одного из них является сущностью всех [остальных]. Поэтому, если, поднося непосредственно воспринимаемым, еще подумать: "Подношу и всем [другим] Буддам трех времен и бесчисленным ступам десяти сторон [света]"254, - то это и очное, и заочное подношение.

Сказано, что заслуги первого велики, второго - еще больше, а третьего [очно-заочного] - еще огромнее. Поэтому, когда подносите одному Будде, его изображению или ступе, важно проявить помысел о подношении всем [Буддам], помня о нераздельности их сущности.

Собственноручное подношение

Это совершение [подношения] собственными руками, не пытаясь по лени, беззаботности или легкомыслию - побудить других совершить его.

Подношение через побуждение других

Когда сам обладаешь малым имуществом, побуждаешь других к подношению, - с состраданием думая: "Если эти страдающие существа, [имеющие] малые заслуги и лишенные способностей, совершат подношение, они станут счастливыми".

Когда совершаешь [подношения] вместе с другими, которых побудил к этому, - это будет совместное подношение. Величина благих плодов этих трех соответствует предыдущим.

Подношение вещественных благ и почестей

Это подношение Будде или Его ступе одежды, явств, постельных принадлежностей, сидений, исцеляющих болезни лекарств, домашней утвари, благовонных курительных палочек и порошков, духов, цветочных гирлянд, звуков музыки и разных светильников; произнесение почтительных слов, поклоны, [почтительное] вставание, вознесение разной хвалы, [земные] поклоны пятью частями [тела]255; обхождение их посолонь; даяние им земли и прочих неистощимых [даров], подношение драгоценностей, серег, браслетов и других украшений или хотя бы колокольчика; осыпание монетами и натягивание вокруг них нитей.

Великое подношение

Это длительное подношение благ и почестей. В нем - семь [аспектов]:
(1) обилие даров,
(2) прекрасное их качество,
(3) очное-заочное [подношение],
(4) собственноручное совершение [подношения] и
(5) [побуждение к нему] других,
(6) подношение с радостью от всего сердца и с сильной верой,
(7) посвящение благих заслуг Совершенному Пробуждению.

Совершенно неомраченное подношение

В нем - шесть [аспектов]:
(1) не побуждение - из-за пренебрежения, легкомыслия или лени - других к совершению [подношения], а совершение его уобственными руками;
(2) совершение с почтением;
(3) совершение без отвлечения мысли;
(4) совершение без привязанности и прочих клеш;
(5) совершение не из надежды получить блага и почести от царя и других, верующих в Будду;
(6) подношение подходящих даров.

Подходящие дары - это те, которые можно [подносить], в отличие от неподходящих, таких как окропление аурипигментовым раствором, омовение топленым маслом, воскурение бделлием, колючие и ядовитые цветы и т. д., или негодная домашняя утварь.

Если вещественые подношения совершать лично и [подносить] не то, что выпросил у других; если при этом радоваться с почтением всем подношениям Татхагатам, какие только совершаются во Вселенной, - то малыми усилиями совершается безмерно великое подношение и быстро накапливается собрание [заслуг] для Пробуждения. [Поэтому] следует с чувством счастья и радости постоянно усердствовать в таком [подношении].

Также, согласно сказанному в "Драгоценном облаке" и в "Установлении трех Обязательств", следует подносить и никому не принадлежащие цветы, плоды, деревья, драгоценности и прочее.

Подношение практики

Это [ежедневное] памятование - хотя бы [столько времени], сколько доится корова, - о четырех Безмерных256, о четырех сходных положениях Дхармы257, о Трех Прибежищах, парамитах; это - вера в Глубокое - Пустоту258 и пребывание в недискурсивном [сосредоточении на ней]; твердое соблюдение нравственности; усердное культивирование [37] факторов Пробуждения259, парамит и четырех средств обращения260.

Подношение Трем Драгоценностям всеми десятью способами - это совершенное подношение.

(2) [Мысли, сопровождающие подношение]

Во время тех подношений, хотя и что-то малое подносим какой-нибудь из Трех Драгоценностей, плоды будут неизмеримы, [если] подносить с шестью мыслями: "[Ты] - непревзойденное Поле достоинств", "наилучший Помощник", "Высшее из существ"; "великая редкость, подобная цветку Удумбаре"; "Уникум, поскольку единственен в мириадах миров261"; "Почва всех мирских и немирских благ".

Это выписано из "Уровней Бодхисаттв".

-----------

[Подношения] эти совершайте постоянно, по обстоятельствам. Во время праздников и знаменательных дат устраивайте как можно лучшие подношения.

К тому же, поскольку нам постоянно приходится есть и пить, то, если перед тем всегда подносить первую часть [пищи и питья], - много заслуг накапливается малыми усилиями. Поэтому от всего сердца совершайте и подношения первой части всего, что вкушаете или пьете, - вплоть до воды. "Но нельзя [подносить], например, позеленевшую [часть] сыра или пожелтевшую [часть] зелени: [дары] должны быть хороши; не годится, чтобы подношения чая перед каждым чаепитием походило на удаление [из него] соринки"262.

В Сутре сказано:

"Ведь нельзя допустить, чтобы прекрасное поле осталось во время посева незасеянным. Так и сие Священное Поле, порождающее все благополучие этой и следующей жизней, в которое можно все четыре времена [года] непрерывно сеять семена благополучия, - пашите плугом веры, [сейте в нем] благие заслуги!"

Не делать как сказано - огромный урон.

Ведь говорится во "Хвале достойному восхваления":

"[Победоносный]! Нету в Трех Мирах
подобного Тебе иного поля
для взращивания заслуг.
Ты - высший из достойных подношенья,
Чистейший, очищающий ряды
[учеников] своих. И как пространства
ширь бесконечна, - так плоды безмерны
деяния добра иль зла Тебе".

Не признавая этого высшего Поля даже за обыкновенное, мы поступаем нехорошо. Поэтому следует все время усердствовать в подношении [Трем] Драгоценностям.

Если так делать, то, силой роста во Священном Поле корней добродетели, развиваются умственные способности к этапам Пути. Поэтому, когда умственные способности ничтежны: хотя слушаете, - не запоминаете слов, хотя размышляете, - не понимаете смысла, хотя созерцаете, - [ничего] не зарождается в душе, - советуют полагаться на силу Поля.

Так говорит и славный Матричета:

"[Имея] великое счастье слагать Тебе гимны,
мой ум, хоть и мал, - возрастает,
опору в Тебе находя,
подобно речушке во время
периода летних дождей".

К тому же сказано, что подношение заключается не в вещах, а в нашей вере. Значит, если есть вера, достаточно подносить мандалу, воду, невоспринимаемые263 дары и подобное. Поэтому, если не имеете вещественных благ, так и делайте.

Если же имеем их, но [по скупости] дарить не способны и говорим:

"Поскольку благих я заслуг не имею, -
я беден, и нет подношений иных"264, -

это напоминает сказанное Потобой:

"Бросив в грязную чашу из раковины немножко нарда, говорить: "[Вот] благовонная сандаловая и камфорная вода", - значит [уподобиться] слепому, который морочит зрячего".

Устами Пучунгвы:

"Вначале я подносил остропахучий нард. Затем появилась возможность подносить сладко пахнущие курительные палочки, из четырех [благовоний]. Теперь же подношу аквиллярий, ладан и другие благоухающие вещества".

Согласно сказанному, если не совершать подношений, пренебрегая ими из-за скудости даров, то так и останется на всю жизнь. Если же усердствовать [в подношениях], начиная хотя бы и с малого, то [жизнь] будет улучшаться. Поэтому подражайте ему.

Говорят, что однажяы он составил благовоние, [стоящее] 22 сранга265 золота.

Если даже Махасаттвы, достигшие власти над материей266, проявившись многими сотнями тел, каждое из которых - с сотней тысяч рук и т.п., многие кальпы совершают подношения Победителям, придя во все Их миры, то слова довольствующихся неким ничтожным подобием достоинств: "Я таким образом [т.е. при помощи подношений] не надеюсь [достичь] Пробуждения", - пустая болтовня тех, кто мало смыслит в Дхарме.

Поэтому делайте, как сказано в "Драгоценном облаке":

"Слушайте Сутры обо всех великих подношениях и почестях и от всего сердца, с наивысшей искренностью посвящайте [подношения и почести] Буддам и Бодхисаттвам".

в. Помня с состраданием о других существах, вести и их к такому же [благому] положению

[Значит] - приобщать к Прибежищу, по возможности, и других существ, из любви к ним.

г. Какое бы дело ни предстояло совершить и какая бы нужда ни испытывалась, совершать подношение и молитву Трем Драгоценностям, не полагаясь на другие, мирские средства

Что бы ни делали и какую бы нужду ни испытывали, полагайтесь на Три Драгоценности, совершайте подношения и т.п. их Драгоценным представителям. Полагаться же на не признающих их - бонцев267 и прочих - ни в коем случае нельзя; всегда всецело доверяйтесь [Трем] Драгоценностям.

д. Трижды днем и вечером обращаться к Прибежищу, сознавая его пользу

Польза двояка:

(1) Указанная в "Собрании"
1-(1)
Обретение великих заслуг

Об этом в "Дхарани барабанной дроби бессмертия" сказано:

"Победоносный неохватен мыслью.
Священное Ученье тоже мыслью не объять.
Собрание Святое неохватно мыслью.
От веры в неохватное
необозримы и плоды заслуг".

И в "Кратком изложении парамит" сказано:

"Если были бы вещественны заслуги
обращения к Прибежищу, - они
не вместились бы в Три Сферы мирозданья.
Не измерить их, - как океан великий
невозможно вычерпать рукой".

1-(2) Нахождение радости и высшего удовлетворения

В "Отделе памятования" сказано:

"Тот, кто денно и нощно
памятует о Будде,
обращаясь к Прибежищу Будды, -
владеет [величайшим из] достояний".

Так же сказано и в связи с двумя другими [Драгоценностями]. Такой думает: "Возможность полагаться на такие Три Прибежища является моим счастливо приобретенным достоянием", - и радость [его] растет.

1-(3, 4) Достижение самадхи и полного очищения

[Осуществляются] практики самадхи и мудрости, благодаря которым освобождаемся [из сансары].

2-(1) Обладание великой защитой

Об этом расскажу [позже] (см. 2, (е))

2-(2) Достижение убавления, совершенного уменьшения и полного исчезновения всей скверны ложной веры

Уменьшается и очищается дурная карма, накопленная из-за веры и почитания за Прибежище плохих учителей, учения и друзей.

2-(3) Истинное становление возвышенным - вступление в ряды возвышенных людей

2-(4) Доставление удовольствия, радости Всемирным Учителям [Буддам], праведникам и богам, проявляющим энтузиазм в Учении

Входим в [среду] возвышенных людей; радуются Учителя и другие.

Почему же радуются боги?

Они думают: "Мы, [будучи раньше] такими-то людьми, обладали Прибежищем, благодаря чему после смерти там, родились здесь; поскольку же этот [человек] обладает Прибежищем и многократно обращается к нему, он, [родившись среди нас], станет нашим другом", - и радуются, хвалят его.

(2) Польза, указанная в [других] наставлениях

Здесь восемь [пунктов]:

(а) Становление буддистом

Хотя существует много способов разделения на буддистов и иноверцев, Шантипа и Чжово провозгласили, что [буддистов] отличает Обращение к Прибежищу. Поэтому, обретя Прибежище, следует беречь его.

Итак, когда впервые становишься буддистом, необходимо от всего сердца признать Три Драгоценности за Учителя и т.д. Без этого буддистом не становишься, какие бы добродетели ни совершал.

(б) Обретение основы для [принятия] всех обетов

В "Толковании Сокровищницы" сказано:

"Обращение к Прибежищу является дверью к подлинному принятию всех обетов".

И в "Обращении к Прибежищу из семидесяти [строф]" сказано:

"[Положение] мирянина, принявшего
Прибежище Трех [Драгоценностей],
является основой
восьми обетов [Пратимокши]268".

Имеется в виду, что обращение к Прибежищу укрепляет помышление о нирване, что обеспечивает [подлинность принимаемых] обетов.

(в) Ослабление и истощение накопленной скверной кармы

В [одном из] разделов "Собрания практик", учащем об очищении грехов посредством обращения к Прибежищу, сказано: "Здесь следует взять в пример "Сказание о свинье". Там сын небожителя, которому предстояло переродиться в свинью, все же не переродился в нее, поскольку обратился к Прибежищу: ибо обращение к Прибежищу устраняет причины дурной участи:

"Пришедший к Прибежищу Будды
в дурную участь не попадет:
покинув это тело человека,
он тело бога обретет".

Так же там говорится о Дхарме и Сангхе.

Итак, некоторые из накопленных ранее грехов ослабляются, а иные - совсем истощаются.

(г) Накопление великих заслуг

Соответствует сказанному выше (1,1).

(д) Невпадение в дурную участь

Об этом должно быть известно из предыдущего (2, в)

(е) Люди и нелюдь не смогут создавать препятствия

Как сказано в сутре269:

"Многие люди, несчастий страшась,
к прибежищам разным идут под защиту:
к [духам] лесов, гор, деревьев священных.
Но эти прибежища не основные
и высшей защиты они не дают.
К прибежищам этим приходят, но все же
не избавляются от всех невзгод.
Если же кто Прибежища ищет
в Будде, Дхарме и Сангхе святой,
уходит воистину тот от страданий, -
от результатов и их причин.
И продвигаясь блаженно к Нирване,
священным Путем восьмеричным идя,
он Истины Высшие видит четыре -
доподлинно мудрости глазом их зрит.
Вот эти Прибежища - основные.
Вот эти Прибежища - выше других.
И если Прибежищам этим вверяться,
от всех избавляешься тягот и бед".

Здесь следует взять в пример рассказ об иноверце, освоившем "воздушный аркан"270, и т.д.

(ж) Осуществление всего задуманного

Если перед совершением какого-нибудь благого дела сделать подношение [Трем] Драгоценностям и, обратившись к Прибежищу, помолиться об исполнении дела, то оно успешно осуществится.

(з) Быстрое достижение Буддства

В "Вопросах льва" сказано:

"Благодаря вере, избавляются от несвободных состояний".

Согласно сказанному, [обращение к Прибежищу позволяет] обрести особенное свободное положение, встретиться с Прибежищем и практиковать особенный Путь, благодаря чему быстро достигается состояние Будды.

-----------

Таким образом, памятуя о пользе, следует ежедневно по три раза днем и три раза вечером обращаться к Прибежищу.

е. Хранить [преданность] Трем Драгоценностям, не отказываясь от них даже в шутку или ради жизни

Мы, несомненно, расстанемся с телом, жизнью и имуществом, но, если ради них откажемся от Драгоценностей, во всех жизнях постоянно придется страдать. Поэтому - вновь и вновь зарекайтесь: "Что бы ни случилось, не откажусь от Прибежища!" И даже шутки ради не произносите слов отказа от Прибежища.

-----------

Мои предшественники упоминали еще одну обязанность: "В какую сторону [света] идешь, практикуй обращение к Прибежищу Татхагаты той [стороны]271," - [но] ее Источника [я] не видел.

Шесть общих обязанностей изложены, согласно "Толкованию Светоча Пути"; первые три отдельные обязанности взяты из сутр, а три вторые - из "Шестичленного Обращения к Прибежищу", где сказано:

"Пред образом [Будды], строфою [Ученья]
и желтой заплатой [как признаком Сангхи]
благоговейте - их почитайте,
подобно Учителю. Будды Реченья
всегда на главу возлагайте с почтеньем,
ни в коем случае не осуждайте.
На членов Собранья безгрешных и грешных
смотрите же как на святых".

Об [обязанностях], изложенных в "Собрании установленного"272, Камапа сказал: "Они согласуются со сказанным Нэузурвой; [он], как и я, слушал [о них] у Гонпапы". Взяты они из "Этапов Пути", переданных им [Камапой] Лумбаве.



Примечания:

252. Есть "Духовное тело" (или "тело Истины"), "тело Блаженства" и "тело Явленное" - Дхармакая, Самбхогакая и Нирманакая. Два последних вместе называются Физическим или Формным телом (Рупакая). К Рупакае относятся и изображения Будды как разновидность Явленного тела, в то время как Дхармакая символизируется ступой, ибо "тело Истины" или "тело Дхармы" - это не что иное, как само учение Будды. Более строго Дхармакая определяется как "37 дхарм Пробуждения" (см. прим. 259) - Абхисамаяланкара, раздел 8. Дхармакая. См.: Edward Conze. Abhisamayalankara. Introduction & translation from original text. Roma, 1954. p.96. Подробнее см., напр.: Geshey Ngawang Dhargyey. Tibetan Tradition of Mental Development. LTWA. 1974. P.219-221; Терентьев А.А. Опыт унификации... с.14. Назад

253. В триаде "тело, речь, ум" ступа символизирует Ум Будды. Назад

254. Десять сторон света: четыре основные, четыре промежуточные, зенит, надир. Назад

255. См. Приложение к т. 2. Назад

256. Безмерные: любовь, сострадание, со-радование, равное отношение. Подробнее см. т.З данного сочинения. Назад

257. Они формулируются в четверостишии, известном как "четыре мудры":

"Все составное преходяще.
Все омраченное - страданье.
Пусты явленья все.
Нирвана есть покой". Назад

258. Этому посвящен пятый том данной работы. Назад

259. 37 факторов Пробуждения

В свои последние дни и ранее Будда неоднократно повторял своим ученикам, что 37 "бодхипакшика-дхарм" содержат всё учение, которое должны принимать все ученики, даже если они расходятся в отношении к другим аспектам Учения. Это

I. Установление памятования (смрити-упастхана) относительно:

1) тела (кая);
2) ощущений (ведана);
3) ума (читта);
4) фактов (дхарма).

II. Праведные усилия (самьяк-прахана) на 8-ричном пути:

5) правильные взгляды (дришти);
6) правильное понимание (самкальпа);
7) правильная речь (вача);
8) правильное поведение (чаритра);
9) правильные средства существования (аджива);
10) правильное старание (вьяяма);
11) правильное внимание (смрити);
12) правильное сосредоточение (самадхи).

III. Основы сверхобычных умений (риддхи-пада):

13) развитие желания (чханда) практиковать самадхи;
14) развитие энергии (вирья) для практики самадхи;
15) развитие ума (читта) для практики самадхи;
16) развитие различения (миманса) для практики самадхи;

IV. Развитие способностей (индрия):

17) веры (шраддха);
18) усердия (вирья);
19) внимательности (смрити);
20) сосредоточения (самадхи);
21) мудрости (праджня).

V. Развитие сил (бала):

22-26) (названия совпадают с группой IV).

VI. Звенья полного Пробуждения (самбодхианга):

27) памятование (смрити);
28) различение (вичая);
29) рвение (вирья);
30) радость (пити);
31) успокоение (пошадхи);
32) сосредоточение (самадхи);
33) уравновешенность (упекша).

VII. Четыре безмерных:

34) любовь (майтри);
35) сострадание (каруна);
36) сорадование (мудита);
37) равное отношение (упекша). Назад

260. Материальная и моральная поддержка, обучение Дхарме, соответствие слова и дела Учителя. Подробнее см.: Geshey Ngawang Dhargyey. Tibetan Tradition of Mental Development. p. 192-194, а также конец 3-го тома данной работы. Назад

261. Комментатор "Нга" объясняет уникальность Будды тем, что "в одно время в одной Вселенной, [включающей мириады миров], не бывает двух будд" (прим. перев.) Назад

262. T.e. "нельзя подносить слишком малую часть пищи или питья на кончике ногтя, - словно удаляя из пищи соринку", - поясняет Ловсан Дондуб (Терминологический словарь. с. 52). Назад

263. T.e. воображаемые. Назад

264. Здесь Цонкапа цитирует две строки из "Введения в Практику" (II, 7), где Шантидева (действительно очень бедный) как бы оправдывается перед Буддами после подношения воображаемых даров (прим. перев.). Назад

265. 1 сранг = 33,301 г. Назад

266. T.e. святые Бодхисаттвы, достигшие способности материализации вещей (прим. перев.). Назад

267. Приверженцы Бон, добуддийской религии Тибета. Об этой религии см., напр.: Tucci G. The Religions of Tibet. London 1980. P.213-248; или: Бураев Д.И. К истории изучения религии бон // Источниковедение и историография истории буддизма. Новосибирск, 1986. с.45-58. Назад

268. Это обеты от обетов мирянина до полных обетов монаха (бхикшу):

1) упаваса (тиб.: bsnyen-gnas);
2, 3) упасака/упасика (тиб.: dge-bsnyen, dge-bsnyen-ma);
4, 5) шраманера/шраманерика (тиб.: dge-tshul, dge-tshul-ma);
6) шикшамана (тиб.: dge slob-rna);
7, 8) бхикшу/бхикшуни (тиб.: dge slong, dge slong ma). Назад

269. Уданаварга, "Отдел слушания". Назад

270. Один иноверец, владеющий магическим "воздушньн арканом", подчинил себе всех, кроме одного мальчика, против которого "аркан" был бессилен, поскольку тот обращался к Прибежищу Трех Драгоценностей. Назад

271. Имена Татхагат сторон света:

В - Акшобхья,
С - Амогха-сиддхи,
3 - Амитабха и
Ю - Ратнасамбхава.

В центре находится Вайрочана. Назад

272. Но отсутствующих в "Этапах Пути" (ламриме) Нэузурбы, - как говорит комментатор "Ба" (прим. перев.). Назад



Предыдущая глава Следующая глава

Созвучные материалы:

Обсудить   Библиотека    Главная  страница


Практика!


Rambler's Top100