§4. Обязанности, следующие из Обращения к Прибежищу
Б. [Обязанности], изложенные в [других] наставлениях
2. Общие обязанности
В. Как несоблюдение обязанностей способствует ослаблению или оставлению [Прибежища]
Некоторые считают оставлением [Прибежища] несоблюдение [какой-нибудь] из шести обязанностей: первых трех отдельных, а также неустанного обращения к Прибежищу, неотказа [от него] даже ради жизни и подношения Драгоценностям; иные, [добавляя сюда] и вторую тройку отдельных [обязанностей], считают, что несоблюдение [этих] девяти - оставление [Прибежища], а [несоблюдение] остальных - ослабление.
Но я думаю, что подлинным оставлением Прибежища является несоблюдение неотказа [от него] даже ради жизни; а также, если проявляют раздвоенность: хотя и не отказываются от Трех Драгоценностей, признают [за Прибежище] и несогласных с ними учителей да прочих из трех273 - это оставление [Прибежища], поскольку противоречит [требованию] не признавать других [прибежищ] и не выказывать недоверия к Прибежищу. Иные же [случаи] являются лишь нарушением обязанностей, а не оставлением [Прибежища].Итак, обращение к Прибежищу является великой входной дверью в Учение Будды, и если оно делается не только на словах, то имеет могучую силу. Благодаря ему перестают мешать внешние и внутренние препятствия, все больше развиваются разные достоинства, поскольку они легко зарождаются и мало подвержены упадку. Поэтому весьма важно, страшась дурной участи, памятуя о достоинствах Драгоценностей и подобного, - принять Прибежище и стараться не отступить от обязательств по отношению к нему.
Возможен вопрос: "Если, памятуя о смерти и обдумывая [возможность] рождения после смерти в дурной участи, устрашиться и для спасения принять Три Драгоценности как Прибежище, не нарушая обязанностей по отношению к нему, каким образом это Прибежище спасет?"
В "Отделах" сказано:
"Я указал вам путь,Согласно сказанному, Будда является Учителем Прибежища. Сангха - друг в осуществлении Прибежища, а подлинное Прибежище - это Драгоценность Дхармы: ведь когда достигаем ее, избавляемся от страхов.
Завершенная Драгоценность Дхармы274, однако, достигается лишь [при завершении] постепенного продвижения, начинающегося с избавления от некоторых пороков и реализации некоторых достоинств. Иначе, сразу, она не является.
Итак, на данном этапе Дхармой нужно считать умение выбирать правильные поступки, хорошо распознавая благое и неблагое с их плодами: ведь если в результате долгого размышления о двух типах деяний с их плодами не обретем способности к правильному выбору, то не избавимся от причин дурной участи. Стало быть, хоть и страшимся ее, не спасемся от этой беды.
Поэтому, чтобы в период результата спастись от дурной участи, в период причины необходимо отвращать ум от неблагого, а это зависит от обретения убежденности в [законе] деяния-плода. Поэтому [следующий подраздел] -
II. Взращивание убежденной веры - основы всего благополучия
§1. Общее размышление о деяниях и их плодах
1. Cобственно общее размышление
(1) Непреложность [закона] кармы
Всякое удовольствие в виде приятного ощущения у простого существа или святого - хотя бы и испытываемое от прохладного ветерка, [внезапно] поднявшегося в Аду живых существ - возникает вследствие благих деяний, накопленных в прошлом. Вследствие же неблагих деяний удовольствие возникнуть не может.
Всякое страдание в виде мучительного ощущения - вплоть до испытываемого Архатом - возникает вследствие неблагих [деяний], накопленных в прошлом. Вследствие благих деяний страдание возникнуть не может.
Как сказано в "Драгоценном ожерелье":
"От неблагих деяний - все страдания,Итак, счастье и страдание не возникают без причин, а также не возникают от несоответственных причин, таких как Пракрити и Ишвара. Счастье и страдания - следствие всех благих и неблагих деяний. Также и отдельные случаи счастья и страдания - закономерное следствие отдельных видов [тех] двух [типов] деяний. Обретение убежденности в [этом] непреложном и непогрешимом [законе] деяния-плода, сие "правильное воззрение" всех буддистов - славится как основа всех добрых качеств.
(2) Огромное разрастание [плодов] деяний
Хотя благое деяние и ничтожно, от него проистекает огромный плод счастья. Хотя неблагое деяние и ничтожно, от него проистекает огромный плод страдания.
У внешних причин и следствий нет такого разрастания, как у внутренних причин и следствий.
И в "Отделах" сказано:
"Пусть даже малое содеем зло, -Убежденность же в том, что от малых деяний проистекают огромные плоды, придают рассказы о былых происшествиях, такие как в "Основах Винаи": о пастухе Нанде и лягушке, раздавленной его палкой, о пятистах гусях, рыбах, черепахах да пятистах претах, о земледельце и пятистах быках, а также [рассказы] "[Сутры] о мудрости и глупости": о случившемся с Суварнадевой, с Суварнавасу и надсмотрщиком слонов275. [Поэтому] черпайте уверенность из "Винаи", "[Сутры] о мудрости и глупости", "Ста деяний" и т.д.276
Кроме того, сказано, что те, кто не нарушит последнего из четырех: предписаний [обетов], правил [монашеского] быта, [праведного получения] средств существования и правильного воззрения, но будут небезупречны в трех первых: нарушат некоторые их пункты, - то переродятся в наг.
Об этом говорится в "Вопросах Сагарамати":
"- Бхагаван! Когда я проживал в океане в начале кальпы и в мире появился Татхагата Кракуччханда, тогда в океане было мало наг, сыновей и дочерей наг; моя свита тоже была малочисленной. Бхагаван! Ныне же в океане безмерное, неисчислимое множество наг, сыновей и дочерей наг. Какова причина этого, каково условие, о Бхагаван?
Бхагаван сказал:
- Владыка наг! Те из посвященных в превосходно изложенную Дхарму Винаи, кто не вполне чисто соблюдают нравственность: нарушают правила [монашеского] быта, нарушают [праведный способ получения] средств существования и нарушают предписания [обетов], - т.е. [блюдут их] не полностью, но честно [держатся] своего воззрения, - не перерождаются в Адах живых существ: после смерти они рождаются среди наг".
Далее говорится, что, когда учил Учитель Кракуччханда, из-за нарушения правил [монашеского] быта, [праведного получения] средств существования и предписаний [обетов] переродились в наг 980 миллионов домохозяев и монахов; когда учил Учитель Канакамуни - 640 миллионов, когда учил Учитель Кашьяпа - 800 миллионов и [в период] учения нашего Учителя переродились и переродятся 900 миллионов; после ухода нашего Учителя в нирвану тоже будут перерождаться в наг [те] члены четырехчастной Общины, которые дурно поступают, нарушают нравственность.
Однако указано, что, хотя и не чисты их поступки, благодаря сохранению убежденной веры в Учение они переродятся - после смерти в образе наг - в богов и людей; [затем] все они [вступят] в Учения Пробужденных этой Благой кальпы и уйдут - за исключением вступивших в Махаяну - по ту сторону страданий.
Поэтому, твердо уверившись, что даже малейшие хорошие и плохие деяния, следуя за [нами], как тень, порождают большое счастье или страдание, старайтесь творить хотя бы малейшие благие дела и избегать даже малейших проступков.
В "Отделах" говорится:
"Как тени птиц, парящих в небе,И далее:
"Хотя и мелко злодеянье,И еще (XVII, 5, 6):
"Содеяв малый грех, не думай:И в джатаке [№ 15] сказано:
"Благие деяния и неблагие(3) Невозможность встречи с плодами несодеянного
Если не накоплена карма, причиняющая [такое-то] счастье или страдание, никак нельзя изведать плод той кармы. Также пользующиеся плодами бесчисленных Собраний [заслуг], накопленных Учителями, хотя и не должны были накопить все их причины, но некоторую их часть - должны277.
(4) Невозможность пропажи содеянного
Благие и неблагие деяния [обязательно] приносят приятные или неприятные плоды.
В "Хвале превосходнейшему" сказано:
"Брахманы учат: передаются,И в "Царе самадхи" сказано:
"Если что-то совершили,И в "Винае":
"И через сотню кальп деяния не пропадают:2. Размышление-анализ А. Указание, что десять "путей" кармы - это основное
Тот, кто теперь узнал о непреложном различии следствий [различных] причин - счастья и страдания, об огромном разрастании [плодов] деяний, о невозможности изведать [плоды] несодеянного и чтобы содеянное пропало, - в каком же законе о деяниях и плодах он должен сначала увериться, чтобы руководствоваться [в поведении] правильным выбором?
Общеизвестно, что "дверей" хороших и плохих деяний - три279. И хотя все благие и неблагие [деяния] трех "дверей" не умещаются в десять "путей" кармы, Победоносный Будда, составив свод основных добрых и неблагих [деяний] и грубейших проступков, проповедовал о десяти дурных "путях" кармы и, видя, что самые значительные принципы отказа от них тоже сводятся к десяти, - о десяти добрых "путях" кармы.
В "Сокровищнице" сказано:
"[Будда] говорил о десяти "путях"И в "Разъяснении Винаи": -
"Кто речь контролирует, ум твердо держит в узде,Распознав десять дурных "путей" кармы с их плодами, подавляем даже помыслы о них и обращаемся к десяти благим "путям" кармы, полностью затворяющим три двери для [дурного]. Вот необходимая основа осуществления всех трех Колесниц и двух целей человека281. Поэтому Победитель всячески хвалил ее.
В "Вопросах Сагарамати" сказано:
""Десять благих качеств" - основа всего благополучия богов и людей, основа Пробуждения Шраваков и Пратьекабудд, основа Высшего Истинно совершенного Пробуждения.
Какова же эта основа? - Это десять благодеяний".
И далее:
"О, владыка наг! Ведь, например, все деревни, городки, города, провинции, государства, царские дворцы, все травы, кустарники, лекарства, деревья, все хозяйственные дела, все запасы семян, все дающие урожаи поля, распаханные, бороненные и плодоносящие, находятся на земле. Их основа - земля.
О, владыка наг! Так же и эти десять благих "путей" кармы - основа рождения человеком и богом, достижения плодов учащихся и неучащихся шраман, Пробуждения Пратьекабудды, всех деяний Бодхисаттвы и всех качеств Будды".
Поэтому в "Сутре десяти уровней" и восхваляется нравственность отказа от десяти неблагих [деяний].
И во "Вхождении в Срединность" (II, 7) вкратце сказано:
"Помимо нравственности, нет других причинЕсли не [стараются] блюсти той нравственности, вновь и вновь зарекаясь [преступить] даже каждое отдельное [ее предписание], но говорят: "Я махаянист", - то это большая низость.
Как сказано в "Сутре Кшитигарбхи".
"Идя этими десятью благими "путями", становятся Буддами, а кто никогда в жизни не держался и одного благого "пути" кармы, но говорит: "Я махаянист: я стремлюсь к Высшему Истинно совершенному Пробуждению", - большой лицемер, великий лжец; он перед всеми Победоносными Буддами обманывает мир, излагая нигилистические [взгляды]284. Умирает он подавленный [страданием] и идет в обратное падение".
"Обратное падение" всегда следует понимать как синоним дурной участи.