§1. Общее размышление о деяниях и их плодах
2. Размышление-анализ
(продолжение)
Б. Систематика деяний и плодов
1. [Дурные деяния и плоды]
б. Разъяснение тяжести
[Тяжесть зависит] от пяти [факторов].
Если взять, например, убиение, то тяжкое по помыслу совершается из-за трех "ядов".
Тяжкое по исполнению - когда радуются, ликуют, совершив, совершая или намереваясь совершить убиение; сами совершают его или других побуждают совершить и хвалят их за это; когда радуются, видя [других], совершающих подобное; совершают [убиение], долго помышляя о нем; когда постоянно предаются [убиению] и убивают сразу много [существ]; убивают, подвергнув жестоким пыткам; убивают, угрозами побудив к совершению недостойного поступка; когда убивают слабого, страдающего, нищего, стонущего жалобным голосом или плачевно молящего о пощаде.
Оно тяжко из-за отсутствия "противоядий" - когда пропускают целый день без всякой [религиозной] практики; не соблюдают Однодневного обета [в течение] полумесяца299 или восьмого, четырнадцатого и пятнадцатого [числа], не практикуют время от времени даяния, добродетелей, исповедания в [проступках], поклонов, [почтительного] вставания, складывания ладоней, благоговения и т.д.; не испытывают время от времени стыда и сильного раскаяния перед собой и другими; не достигают мирского избавления от страстей или прямого постижения Дхармы.300
[Убиение] тяжко из-за неправильных побуждений, когда убивают, исходя из взглядов, что [кровавые] жертвоприношения - это Дхарма; или когда убивают, опираясь на всевозможные неправильные воззрения, вроде того, что: "Поскольку Господь создал скот ради потребления в [пищу], то нет зла, хотя и убиваешь их".
Тяжко по своему объекту - когда убивают большое животное, человека или его плод; отца, мать, брата или сестру; Учителя и т.п. или любящего тебя [человека]; Наставника, Бодхисаттву, Архата или Пратьекабудду; а также когда, зная, что Татхагату убить нельзя, со злым умыслом ранят его.
Противоположности этих пяти факторов [делают грех] убиения нетяжким.
Знайте, что и тяжесть остальных девяти [проступков], за исключением объекта, подобна [тяжести] убиения.
Тяжкое по объекту присвоение чужого происходит, когда грабят много хороших [вещей], попирая при этом [оказанное] доверие, грабят низшего, бедняка, монаха, или последователя сей Дхармы; грабят хранящееся в доме; грабят вещи ученика, Архата, Пратьекабудды, Общины или ступы.
Тяжкое по объекту распутство - это сношение с такими неподходящими для совокупления [людьми], как мать или родственница, жена любящего мужа, бхикшуни, шикшамана или шраманерика; совокупление через такой неподходящий член, как рот; сношение в такое неподходящее время, как соблюдение Однодневного обета, последние месяцы беременности или болезнь; совокупление в таких неподходящих местах, как соседство ступы или сад духовной общины.
Тяжкая по объекту ложь - это высказывание много разной лжи из желания ввести в заблуждение, обмануть других; высказывание [лжи] родителям [и подобным], вплоть до Будды, а также хорошему, близкому [человеку]; произнесение [лжи], побуждающей к убиению и прочим из трех тяжких [проступков].
Самая тяжкая ложь - произнесенная с целью раскола Общины.
Злословие, тяжкое по объекту, - разобщающее старых друзей. Благих Друзей, родителей и детей или [членов] Сангхи, а также - побуждающее к трем тяжким [проступкам] тела.
Тяжкие по объекту грубые слова - произнесенные родителям. Учителям и подобным; грубость, высказанная неправдивыми, не соответствующими действительности, лживыми словами; явная брань, ругательства, оскорбления.
Тяжкое по объекту пустословие:
Тяжесть пустословия [в виде] лжи и остальных из трех [проступков речи] соответствует вышеописанной.
[Тяжкое по объекту] пустословие [как таковое] - это слова, относящиеся к ссоре, обличению недостатков, спору или раздору; чтение с радостью трактатов иноверцев и т.п.; хула, порицание, постоянно [недовольные] слова и неправдивые высказывания в адрес родителей, родственников, Учителей и подобных.
Тяжкая по объекту алчность - это желать имущества Сангхи или ступы; а также желать, гордясь своими достоинствами, чтобы царь и подобные, а также мудрые праведники восхваляли и отдавали почести.
Тяжкая по объекту злонамеренность - это проявление мысли о причинении вреда родителям, родственникам, Учителям, безвинному, бедному, страдающему или сострадательному [человеку], а также - провинившемуся, который от всей души раскаивается.
Тяжкое по объекту ложное воззрение - это отрицание всех [ранее упомянутых] вещей: оно тяжелее всех других ошибочных взглядов. Также [тяжко и] такое [воззрение]: "В мире нет ни Архатов, ни Истинно Прошедших [Путь], ни истинно вступивших [на него]".
Противоположности вышеупомянутых [проступков] - легкие.
В "Конкретных основах уровней" говорится о шести обстоятельствах весомости301:
(1) Содеянное из сильного побуждения - это деяние, вызванное сильно
выраженными тремя "ядами" или их отсутствием.
(2) Привычка - это привыкание к благим или неблагим деяниям вследствие
долгого и многократного их совершения.
(3) Сущность: каждое предыдущее из семи [деяний] тела и речи тяжелее
последующего, а из трех ума - каждое последующее тяжелее предыдущего.
(4) Объект: оказание помощи или причинение вреда Будде, Дхарме,
Сангхе, Учителю и подобным - [самые весомые].
(5) Сплошное укоренение в неподобающем - это когда всю жизнь предаются
исключительно неблагим деяниям и ни разу не совершают добра.
(6) Отказ от неподобающего - это совершать благие деяния без
привязанности, отбросив неблагое.
И в "Послании к другу" (42) сказано:
"Постоянно совершаемые в жизни,То есть пять [получаются] при подразделении объекта на две [части]:
(1) достойнейший - [Три] Драгоценности и т.п., и
(2) помогающий - родители и т.п.
(а) Поле как источник возрастания силы [деяний]
Это Три Драгоценности, Учитель, подобные Учителю, родители и т.п.: поскольку, хотя им сделаешь и малую пользу или вред, без сильного помысла, - заслуга или прегрешение будут большими.
Как раз об этом повествует "Неотступное памятование";
"Хотя и малое возьмешь у Будды, Дхармы и Сангхи, [проступок] велик. Из [проступков] присвоения принадлежащего Будде, Дхарме и Сангхе [проступки перед] Буддой и Дхармой очищаются, если затем поднести сходную [вещь]. Кража же у Сангхи не очищается без испытания [мучительных] ощущений, поскольку "тяжко" Поле: если [украдено] что-нибудь из собранного в чаше [для подаяния], то [вор] падет в Великий ад живых существ, а если не из собранного в чаше, то переродится в великом мраке, окружающем [находящийся] в том [Аду] ад Непрерывного Мучения, или в подобных [местах]".
Особенно, если презревший нравственные предписания использует вещь Сангхи [для личных нужд] - будь то всего лишь лист, цветок или плод, - он родится в Великом аду живых существ, но, если и спасется из него через долгое время, - переродится в пустынном, засушливом месте безногим животным или слепым, безногим и безруким претой и долгие годы будет мучиться. Об этом и прочем огромном ущербе говорится в "Сурьягарбха[-сутре]".
Также сказано, что даже цветами и прочими [дарами], предназначенными [тобою] для духовной общины и монахов, нельзя пользоваться самому, отдавать их мирянам, а мирянам пользоваться ими: [иначе] - великий грех.
Та самая сутра повествует:
"Лучше отрезать руки и ногиИз членов Сангхи личность Бодхисаттвы - наиплодороднейшее Поле для благих и неблагих [деяний].
Как говорится в "Сутре символа прихода к зарождению силы веры":
"Тот, кто рассердится на Бодхисаттву и отвернется от него, проворчав: "Не буду смотреть на этого негодяя", - сотворит безмерно худший проступок, нежели тот, кто, рассердившись на всех существ десяти сторон [света], заключит их во мрачные тюрьмы. Также и унижающий любого Бодхисаттву [безмерно больше грешит], нежели похититель имущества всех существ Джамбудвипы. Также и тот, кто проявит злонамеренность, рассердится на Бодхисаттву, преданного Великой Колеснице, или скажет о нем худое, - [согрешит безмерно больше] того, кто разрушит и сожжет столько ступ, сколь песчинок в Ганге".
В "Сутре символа постижения определенного и неопределенного" сказано:
"Кто благоговейно смотрит на Бодхисаттву, преданного Махаяне, или, желая благоговейно смотреть на него, возносит ему хвалу, тот сеет безмерно больше благих заслуг, нежели тот, кто с любовью возвращает глаза [всем] лишившимся глаз существам десяти сторон [света] или, вызволив [всех] существ из тюрем, дарит им счастье чакравартина или Брахмы".
И в "Сутре чуда прочного сотворения великого покоя" сказано:
"Тот, кто препятствует добродеянию Бодхисаттвы, хотя бы и такому [малому], как даяние животному куска пищи, - совершает безмерно больший грех, нежели тот, кто убивает всех существ Джамбудвипы или отнимает у них все имущество".
Итак, по отношению к этому объекту [т.е. Бодхисаттве] следует быть особенно осмотрительным.
(б) Индивидуальное положение как источник влияния на силу [деяний]
Сказано: как кусочек железа, хотя и мал, тонет в воде, а изготовленный из него сосуд, хотя и велик, плывет, - так и грех, совершенный немудрым и мудрым, будет [соответственно] тяжким или легким. Причины этого объяснены в "Великой нирване":
"Невежда, подобно прилипшей к соплям мухе, тщащейся оторваться от них, не способен отделаться даже от малого проступка и, не чувствуя раскаяния, не может творить добродетель. К тому же, скрывая свои пороки, он, если и обладает прежними добродетелями, - оскверняет их грехами, а потому причины испытывания в настоящей [жизни малого неприятного] плода преобразуются, и [впоследствии его ждет] весьма тяжкий ад.
Это подобно тому, как трудно выпить воду малого [сосуда], если в нее брошена пригоршня соли, или как не сумевший возвратить другому долг в одну монету потом мучается от чрезвычайной стесненности302.
Следующие пять факторов превращают легкий [неприятный результат], который мог созреть в настоящей [жизни], в плод ада: (1) невежество; (2) ничтожное количество корней добродетели; (3) тяжкие проступки; (4) неочищение их раскаянием и (5) несовершение первоочередных добрых дел".
Сие значит, что для мудрого, который раскаивается в прежних [проступках], зарекается [совершать их] в будущем, не утаивает грехов и творит искупающее их добро, [последствия грехов] легки, а для того, кто, не поступая так, сознательно пренебрегая этим, мнит себя мудрым, - тяжелы.
Также в "Груде драгоценностей" сказано:
"Хоть и все существа мириадов миров Вселенной, обладая властью чакравартина и вступая в Махаяну, поднесли бы ступам [всех] Будд по светильнику, чаша которого была бы равна океану, а фитиль - горе Меру, [их заслуги] не достигли бы и сотой части заслуг Бодхисаттвы, который, уходя в монахи, подержал бы близ ступы горящий фитиль, пропитанный растительным маслом".
Эти [подношения] не отличаются по помыслу, Устремленности к Пробуждению, и Полю, и весьма отличаются по дарам, поэтому ясно, что сила здесь в индивидуальном положении303.
По этому же принципу ясно, что продвижение в Пути, который культивируется теми, кто не обладает или обладает обетом или же обладает одним, двумя или тремя [обетами], происходит быстрее в каждом последующем из этих положений. Также ясно, что, когда домохозяин и подобные практикуют даяние и т.д., величина силы их корней добродетели весьма существенно [зависит от того] - обладают ли они обетом, наподобие Однодневного, или практикуют все это без обета.
В "Сутре, прекращающей нарушение нравственности", сказано:
"Если бхикшу, нарушающий нравственность и носящий [монашескую одежду] - победный стяг праведников, воспользуется одни сутки подаянием верующих, он нагрешит намного больше человека, погрязшего непрерывно в десяти неблагих деяниях на протяжении ста лет".
Здесь же положение [монаха указано в качестве] источника большой силы грехов.
И в "Подразделениях Винаи" провозглашается:
"Лучше раскаленного железаЗдесь говорится как о нарушении нравственности, так и об ослаблении практики.
По словам драгоценного Тонпы:
"По сравнению с проступками относительно Дхармы, грехи десяти неблагих [деяний] - пустяки".
Сказано правдиво.
(в) Дары как источник большой силы [деяний]
Из даров существам - дар Дхармы, а из подношений Будде - подношение практики весьма превосходят дары и подношения вещественных благ. Исходя из этого примера, судите и о других [дарах]304.
(г) Помысел как источник силы [деяний]
В "Груде драгоценностей" сказано, что заслуга бросания [в знак почтения] единственного цветка Бодхисаттвой, не утратившим устремленности ко Всеведению, превосходит [заслуги] всех существ Вселенной, построивших каждое по ступе Будды величиной с гору Меру и почитавших их всячески столько кальп, сколько песчинок.
По сказанному судите о [силе деяния] в зависимости оттого, устремлен ли [человек] к высокой или невысокой цели, заботится о собственном благе или о благе других, и по подобным различиям в помысле, а также в зависимости от того, сильно ли выражен тот [помысел] или слабо, долго ли длится или кратко, и т.п.
Проступки же сильны при сильно выраженных и долго длящихся клешах. Из всех [клеш] наибольшей мощью [обладает] гнев.
Как сказано во "Введении в Практику" (VI, 1):
"Все обретенные в теченье тысяч кальпГнев же на праведника, а особенно - на Сына Победителей305 - самый тяжкий.
Как сказано в "Царе самадхи":
"Если проявлять злонамеренность друг к другу,И во "Введении в Практику" (I,34):
""Кто плохо подумает о щедром299. См. прим. 288. Назад
300. Согласно "Ба": первое - это истребление некоторых проявленных ростков клеш посредством мирского Проникновения, взирающего на высшие и низшие сферы как на спокойные и грубые соответственно; второе - немирской путь прямого постижения 16 аспектов Четырех Истин, о которых будет говориться в т.2. Также мирской и немирской пути объяснены в т.4. Еще см.: примечание 311 (прим. перев.). Назад
301. Эти обстоятельства касаются как проступков, так и благих деяний. "Весомость" последних нужно понимать как большую благую потенцию (прим. перев.). Назад
302. Ибо проценты растут и вернуть долг становится невозможным, поясняет "Ба" (прим. перев.). Назад
303. Т.е. положение монаха гораздо сильнее, чем положение домохозяина, влияет на силу деяний (прим. перев.). Назад
304. Комментарий "Ба": "Из даров вещественных благ самый сильный - это дар тела; из даров Дхармы - дар Махаяны превосходит дар Хинаяны; из даров бесстрашия самые превосходные - это спасение от сансары и ужасов дурной участи". Назад
305. Т.е. Бодхисаттву. Назад