Чже Цонкапа
БОЛЬШОЕ РУКОВОДСТВО К ЭТАПАМ ПУТИ ПРОБУЖДЕНИЯ

(Ламрим-ченмо)
Том II
Этап духовного развития средней личности
[С внесением исправлений по списку опечаток из второго тома]
(Всего 5 томов)
Перевод с тибетского А. Кугявичюса

Книга опубликована издательством «Нартанг» в 1996-2000 гг.
Новое, исправленное издание Ламрим ченмо и другие буддийские книги
можно приобрести прямо в издательстве через сайт www.buddhismofrussia.ru


ЭТАП ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ СРЕДНЕЙ ЛИЧНОСТИ
РАЗВИТИЕ НУЖНОЙ УСТАНОВКИ
2. Метод взращивания заботы о Свободе
(продолжение)
II. Размышление о двенадцатизвенной [формуле] обусловленного происхождения

§1 [Определение отдельных звеньев]

Из двенадцати звеньев [формулы] обусловленного происхождения [первый] -

(1) Неведение

В "Сокровищнице" (III, 29) сказано:

"Неведение походит на вражду, ложь и подобное".

То есть, как вражда и ложь являются не просто отсутствием дружбы и правды или только отличием от них, а их врагами, так и неведение - не просто отсутствие противоположности - ведения или только отличие от него, а его враг.

Поскольку в данном случае противоположность - ведение - это понимание истины отсутствия индивидуального "я", то его врагом (неведением) является цепляние за личную самость - эгоцентрическое воззрение, - считает великий наставник Дхармакирти.

Наставник Асанга с братом65 придерживаются иного мнения: что [неведение] - это простое незнание истины, а не неправильное представление о ней. Одним словом, из двух установок ума: ложного понимания и отсутствия какого-либо представления - [неведением они считают] установку отсутствия представления.

Однако они сходятся в том, что главным "противоядием" против [неведения] является мудрость, постигающая отсутствие "я".

В "Антологии" говорится, что незнание можно разделить на незнание закона кармы и незнание Реальности. Из-за первого накапливаются движущие силы, влекущие в дурную участь; из-за второго - движущие силы, влекущие [при благих поступках] в счастливую участь.

(2) Движущие силы

- это карма; т. е. неблагая карма, ввергающая в дурную участь, и [благая] карма, ввергающая в счастливую участь.

Последняя двояка: добродетельная карма, ввергающая в счастливые уделы Сферы желаний, и неколебимая карма, ввергающая в счастливую участь [двух] высших Сфер.

(3) Сознание

В сутрах говорится о шести классах сознания.66 Но здесь [речь идет] о главном [сознании]: для признающих универсальное [сознание] - это универсальное, а для не признающих его - умственное сознание67.

То есть из-за незнания, что плохие деяния приносят плоды страдания мучения, производится и накапливается неблагая карма. Сознание этой жизни, загрязняемое отпечатками такой кармы, является "сознанием периода причины", а сознание, которое на ее основе в будущем, при перерождении, вступает в дурную участь, [называется] "сознанием периода плода".

Аналогично, из-за незнания реальности отсутствия "я" цепляемся за "счастье" "счастливых уделов", не ведая, что в действительности они тоже - страдание, и накапливаем заслуги или неколебимую карму. Сознание этого времени - это сознание периода причины, а сознание, которое на его основе вступает, при перерождении, в счастливую участь Сферы желаний или [двух] высших Сфер, - это сознание периода плода.

(4) Психо-физическое

Психическое - это четыре нефизические совокупности: ощущений, различающих мыслей, движущих сил и сознания.

Физическое: в случае перерождения в Сфере бесформности физическое отсутствует, существуют лишь его зачатки, а в других случаях это [название] относится к мер-мер-по и прочим формам [развития зародыша]68.

(5) Шесть органов чувств

В случае рождения из чрева смесь спермы и маточной крови - мер-мер-по (то есть физическое) и психическое развиваются, и, [наконец], формируются глаза и другие из четырех органов чувств; "тело" и "ум" имеются со стадии мер-мер-по. В "Конкретных основах уровней" говорится, что в случае рождения чудесным образом органы чувств возникают сразу же, как только происходит перерождение; стадии развития отсутствуют; а при рождении из яйца и рождении из тепла и влаги единственное отличие [от первого случая] - отсутствие чрева.

Итак, в стадии "психо-физического" создается основа организма, а в стадии "шести органов чувств" образуются отдельные особенности тела, создается готовность к восприятию.

В Сфере бесформности пять физических органов чувств отсутствуют69.

(6) Контакт

- это "соединение" объектов, органов чувств и сознания и последующее разделение объектов на приятные, неприятные и нейтральные. Сказано: "На основе шести органов чувств возникает контакт", - что косвенно указывает на [причастность к возникновению контакта] также объектов и сознания.

(7) Ощущение

В соответствии с тремя [типами] объектов, выделившихся при контакте, возникают три [рода] ощущений: приятные, мучительные или нейтральные.

(8) Жажда

- это желание, чтобы не кончалось приятное ощущение и устранилось мучительное.

Сказано, что жажда возникает на основе ощущения. Это [значит], что жажда возникает [от ощущения] вследствие контакта, обусловленного неведением; если же неведения нет, то, хотя ощущение и наличествует, жажда не возникает.

Таким образом, переживание [объекта] является полным уже от контакта и ощущения; ибо контакт - это восприятие объекта, а ощущение - возникающее или результативное [его] переживание.

Существуют три [аспекта] жажды - [влечение к] Трем Сферам.

(9) Привязанность

- это четыре вида привязанности к четырем видам объектов. [Четыре вида объектов] - это:
(1) чувственные объекты - формы, звуки и т. д.;
(2) дурные воззрения, за исключением эгоцентрического;
(3) связанные с дурными воззрениями дурные правила и аскетизм;
(4) эгоцентрическое воззрение.

И соответственные [виды] привязанности:
(1) к чувственному;
(2) к дурным воззрениям;
(3) к правилам и аскетизму;
(4) к представлению о самости.

(10) Становление

- это [состояние], при котором отпечатки кармы, оставленные в сознании прежними движущими силами, питаются жаждой и привязанностью, - то есть созревание силы, несущей новое существование; обретение [кармическими] причинами способности порождать плоды.

(11) Рождение

- это первый [момент] вхождения сознания в [одно] из четырех мест рождения.

(12) Старение-и-смерть

Старение - это созревание и дряхление совокупностей [личности], а смерть - это оставление комплекса совокупностей.

§2. Группировка звеньев [формулы]

В "Антологии" говорится:

"Как же группируются звенья?

- Как ввергающие, ввергаемые, осуществляющие и осуществляемые.

Каковы ввергающие звенья? - Неведение, движущие силы и сознание.

Каковы ввергаемые? - Психо-физическое, шесть органов чувств, контакт и ощущение.

Каковы осуществляющие? - Жажда, привязанность и становление.

Каковы осуществляемые звенья? - Рождение, старение-и-смерть".

[Может возникнуть вопрос:] указывают ли эти две серии - 1) ввергающие причины, ввергаемые результаты и 2) осуществляющие причины, осуществляемые результаты - на одно и то же перерождение существа или же на два его перерождения? Если первое, [может показаться], что не годится учить о возникновении жажды и других [осуществляющих] вслед за осуществившимся [ввергаемыми звеньями] от сознания периода плода до ощущения; если же второе, то вроде бы в цепи причин и следствий второго [перерождения] не будет неведения, движущих сил и сознания периода причины, а в цепи причин и следствий первого не будет жажды, привязанности и становления?

Ошибки здесь нет, поскольку те самые [звенья], которые ввергают (в перерождение) ввергающие причины, - осуществляют осуществляющие причины, и когда они "ввергнуты", к ним же относятся рождение, старение-и-смерть.

Но зачем же [Будда] тогда учит о двух сериях причин и результатов?

Для того, чтобы, исходя из истины страдания, отдельно показать характеристики ввергаемых результатов и осуществляемых результатов. Первые во время ввергания существуют лишь потенциально, сами по себе не существуют; лишь в будущем становятся страданием. Вторые, поскольку относятся ко времени осуществления того страдания, являются страданием в этой жизни.

Кроме того, о двух сериях причин и следствий говорится для того, чтобы различить два [вида] действующих причин: вызывающих следствие, то есть ввержение в рождение и - осуществляющих ввержение.

Как говорится в "Конкретных основах уровней":

"Ведь [звенья] от сознания до ощущения включительно и рождение, старение-и-смерть имеют общие характеристики, почему же они разделены на два типа? А для того, чтобы показать различные стороны страдания и существенное отличие ввергающих и осуществляющих [звеньев]."

И далее: -

"Какие же и сколько звеньев, относящихся к факту страдания, становятся страданием в этой жизни? - Два: рождение и старение-и-смерть.

А какие звенья, тоже относящиеся к факту страдания, приносят страдание только в будущей жизни? - Потенциально существующие [ввергаемые звенья] от сознания до ощущения включительно".

Из этого следует, что осуществляющее [звено] - жажда и породившее ее ощущение не принадлежат к одному циклу обусловленного происхождения; ощущение, вызвавшее жажду, относится к результатам других циклов70.

О ввергающем и ввергаемом следует знать четыре [вещи]:

(1) Что ввергаемое? - Это четыре с половиной звена от сознания периода плода до ощущения включительно.
(2) Что ввергающее? - Обусловленные неведением движущие силы.
(3) Как [они] ввергают? - Посредством кармических отпечатков, оставшихся в сознании периода причины.
(4) В чем суть ввергания? - Это создание, при наличии жажды и прочих "осуществляющих" [звеньев], потенции осуществления тех результатов.

Об осуществляющем и осуществляемом следует знать три [вещи]:

(1) Что осуществляющее? - Обусловленная жаждой привязанность.
(2) Что осуществляемое? - Рождение и старость-и-смерть.
(3) Каким способом осуществляемо? - Путем усиления потенции кармических отпечатков, оставленных в сознании движущими силами.

В "Толковании сутры обусловленного происхождения" осуществляемым звеном считается одно лишь рождение; старение-и-смерть рассматривается как его ущербность.

Итак, возникающие из-за неведения - незнания закона кармы - неблагие движущие силы оставляют в сознании отпечатки дурной кармы. Таким образом создается потенция осуществления в трех дурных уделах ряда звеньев: от сознания периода плода до ощущения. Из-за того, что те кармические отпечатки часто питаемы жаждой и привязанностью, они обретают мощь и в будущем осуществляют рождение, старение-и-[смерть] в дурных уделах. Также возникающие из-за неведения - незнания об отсутствии "я" - движущие силы накопления заслуг нравственности и прочих, [заслуг] Сферы желаний, или же неколебимые движущие силы безмятежного созерцания, относящегося к высшим Сферам, оставляют в сознании отпечатки благой кармы. Таким образом создается потенция осуществления [ряда звеньев] от сознания периода плода до ощущения в счастливых уделах [Сферы] желаний или [уделах] небожителей высших Сфер. Из-за того, что эти кармические отпечатки часто питаемы жаждой и привязанностью, они обретают мощь и в будущем осуществляют рождение и старение-и-смерть в счастливых уделах.

Кроме того, двенадцать звеньев подразделяются на три категории: клеши, карма и страдание. Как говорит наставник Нагарджуна:

"Первое, восьмое и девятое [звено] - клеши,
второе и десятое - карма,
а остальные семь - страдание".

Подобно же, в "Сутре деревьев салу" [Будда], указывая на четыре ключевых фактора, к которым сводятся двенадцать звеньев [формулы], говорит, что сеятель-неведение бросает в поле кармы71 семя сознания, которое, увлажненное водой жажды, выпускает росток психо-физического во чреве матери.

§3. За сколько жизней завершается [цикл]

Бывает, что между ввергающими и ввергаемыми звеньями лежат бесчисленные эпохи, а бывает, что между ними нет даже одной жизни: т. е. [ввергаемые звенья] осуществляются в следующем рождении.

Поскольку между осуществляющими и осуществляемыми звеньями не бывает промежутка, то, в "скором случае", [цикл] завершается в следующей жизни. Если, например, некто в этой жизни накопил новую карму, которая должна испытываться после перерождения небожителем, значит в этой же жизни полностью наличествовали неведение, движущие силы, сознание периода причины (два с половиной звена), а также, до самой смерти, жажда, привязанность, становление (три звена) и тогда (четыре с половиной) ввергаемых звена и два осуществляемых звена завершаются в следующем рождении.

"Долгий случай", однако, не выходит за рамки трех жизней. Здесь на осуществляющие, осуществляемые и ввергающие звенья приходится по жизни72: потому что ввергаемые звенья относятся к осуществляемым и потому что, даже если ввергающие и осуществляющие [звенья] отделены многими жизнями, - это жизни других циклов обусловленного происхождения, а не данного цикла. Жизнь в бардо в счет не идет.

Однако при таком осуществлении звеньев-результатов никакого накапливающего карму и испытывающего [ее] плоды индивидуального "я" нет: согласно вышеизложенному, от звеньев-причин, [состоящих] лишь из элементов бытия (дхарм), возникают звенья-результаты, [состоящие] лишь из элементов. Не знающие такого порядка сансары по темноте своей цепляются за них (дхармы) как за "я". Желая ублажать это "я", совершают благие и неблагие деяния трех "дверей", и продолжается Круговерть: от трех [звеньев] клеш возникают два [звена] кармы, от них - семь [звеньев] страдания, и опять такое же вращение; так и вертится непрерывно колесо сансарного существования. Как говорит наставник Нагарджуна:

"От тех трех возникают два,
от двух - семь, от семи - снова три.
И так колесо Круговерти
вращается вновь и вновь."73
-----------

Размышления о таком порядке блуждания в сансаре - прекрасное средство для разочарования в ней. Также благодаря им можно обрести твердую убежденность, что, если накопленную благими и неблагими деяниями в течение бесчисленных эпох ввергающую карму, еще не давшую плодов и не погашенную противоядиями, питать в настоящее время жаждой и привязанностью, то из-за нее приходится блуждать в счастливых и дурных уделах; а также - что, хотя архат имеет безмерно много ввергающей кармы, накопленной, пока он был обычным существом, - лишившись клеш, он освобождается от сансары. Таким образом будет осознано, что клеши - враги, и зародится усердие к их преодолению.

По этому поводу великий Благой Друг Пхучунгва сказал:

"[Вся] духовная практика, в сущности, связана с этими двенадцатью звеньями обусловленного происхождения, и каждый этап Пути имеет характерные установки противоборствования им.

А именно: установки против двенадцати звеньев [обусловленного происхождения] дурных уделов - это этап низшей личности; установки, обращенные против двенадцати звеньев двух счастливых уделов, - это этап средней личности; а порождение любви и сострадания из размышлений о существах-матерях - что и они, как я, скитаются в сансаре по вине двенадцатизвенного [происхождения], культивирование желания достигнуть Буддства ради их [спасения] и прохождение этого Пути - этап высшей личности."

§4. Резюме

Хорошо поняв, как силой источника - кармы и клеш - создаются несметные страдания сансары, а особенно - каким образом 12 звеньев вращают Круговерть, надо освоить созерцание этого. [Обретенный] опыт - священное средство, уничтожающее корень всех зол - страшный мрак неведения; развеивающее все ложные представления о возникновении внешних и внутренних движущих сил без причин или от несоответствующих причин; увеличивающее ценнейшие богатства сокровищницы проповедей Победителя; вдохновляющее на Путь освобождения при помощи сильного разочарования, проистекающего из познания подлинного характера сансары; пробуждающее в тех, кто раньше культивировал такое созерцание, предрасположенность к достижению состояния святого.

И в "Тантре вопросов Субаху" сказано:

"[Все] вплоть до заблуждения [возникает] путем обусловленного происхождения".

А также в "Сутре деревьев салу": -

"Хорошее понимание обусловленного происхождения избавляет от всех дурных представлений о прошлом, будущем и настоящем".

И наставник Нагарджуна сказал74:

"Эта [формула] обусловленного происхождения -
ценнейшее сокровище проповедей Победоносного".

"Предписания Винаи" повествуют:

"Обычаем Прекрасной пары75 было время от времени странствовать в пяти областях [сансары], после чего они возвращались в Джамбудвипу и рассказывали четырехчастной общине об увиденных страданиях.

Для тех из живущих вместе или рядом, в ком померк энтузиазм чистой жизни, это служило уроком, и они внимали наставлениям Прекрасной пары. Эти двое тоже их наставляли.

Получая наставления, они устремлялись к чистой жизни и весьма преуспевали духовно.

Учитель, видя это, на вопрос Ананды ответил: "Не всегда найдется подобная Прекрасная пара, поэтому пусть нарисуют при входе пятичастный круг сансары, а по его ободу - двенадцать звеньев обусловленного происхождения, в прямом и обратном порядке." Тогда и нарисовали "Колесо существования".76"

Также, когда царю Утраяне дарили изображение [Будды], внизу написали [строфы] о двенадцати [звеньях] обусловленного происхождения, в прямом и обратном порядке. Царь, приняв дар, с наступлением зари уселся, скрестив ноги и выпрямив спину, для медитации. Глубоко вникнув в оба порядка обусловленного происхождения, он достиг состояния святости77.



Примечания:

65. То есть Васубандху. Назад

66. См.: "Сокровищница Абхидхармы". 1. 16, 17. Назад

67. Речь здесь идет об одном из различий философских школ Махаяны: йогачаров и мадхъямиков. Асанга принадлежал к первым - признающим "универсальное" сознание (алаявиджняну) в восьмеричной классификации сознания, сам же Цонкапа тяготел ко вторым, - признающим шесть классов сознания: пять, связанных с пятью органами чувств, и шестое "умственное" сознание (мановиджняна) - с умом. Назад

68. Подробнее см. выше, т.2, "Размышление о страдании и его источнике", §1. Назад

69. Существует только шестое чувство - ум (манас). Назад

70. Например, жажда и привязанность прошлой жизни, питавшие "почву" сознания периода причины, омраченного неведением и кармическими "семенами", взрастили "росток" сознания периода плода (то есть перерождения) и до ощущения. От первого ощущения возникла первая жажда - начало настоящего цикла. Хотя звено ощущения, вызывающее жажду, функционирует и далее "параллельно", - это плод прошлого цикла и к данному циклу не относится (прим. перев.). Назад

71. Имеется в виду второе звено - самскары (движущие силы). Они здесь приравниваются к карме. Назад

72. То есть одна жизнь требуется, чтобы создать новые ввергающие звенья; другая - чтобы их достаточно усилить посредством осуществляющих звеньев (которые в "первой" жизни могли быть недостаточно выражены, не полны и т. д.) и третья жизнь - для осуществляемых звеньев (прим. перев.). Назад

73. В работе "Афоризмы о сути обусловленного происхождения" Pratityasamutpadahrdayakarika (стих 3). Назад

74. Нагарджуна. Письмо к другу, 112. Назад

75. То есть ближайших учеников Будды - Шарипутры и Маудгальяяны. Назад

76. "Колесо Существования" (санскр.: бхавачакра; тиб.: srid-pa'i `khor-lo). Назад

77. Подробнее эта история рассказывается в книге: Геше Тубтен Наванг. Колесо Бытия. СПб.: "Ясный Свет", 1995. Назад



Предыдущая глава Следующая глава

Созвучные материалы:

Обсудить   Библиотека    Главная  страница


Практика!


Rambler's Top100