Чже Цонкапа
БОЛЬШОЕ РУКОВОДСТВО К ЭТАПАМ ПУТИ ПРОБУЖДЕНИЯ

(Ламрим-ченмо)
Том I
Подготовительная часть и этап духовного развития низшей личности
[С внесением исправлений по списку опечаток из второго тома]
(Всего 5 томов)
Перевод с тибетского А. Кугявичюса

РУКОВОДСТВО К ВЕДЕНИЮ УЧЕНИКОВ ПО ЭТАПАМ [ПУТИ ПРОБУЖДЕНИЯ]
Ученик, вверяющийся [Учителю]

Книга опубликована издательством «Нартанг» в 1996-2000 гг.
Новое, исправленное издание Ламрим ченмо и другие буддийские книги
можно приобрести прямо в издательстве через сайт www.buddhismofrussia.ru




В "Четверосотнице" сказано:
"Беспристрастного107, рассудительного, старательного
слушателя называют "сосудом"; [он] не [воспринимает] превратно
достоинства проповедующего или [других] слушателей".

То есть обладающий этими тремя качествами - подходящий "сосуд" для слушания. Если есть все три, он воспринимает достоинства проповедующего Дхарму и слушателей как достоинства, а не пороки. Говоря словами "Толкования", - если эта характеристика "сосуда" неполна, то, хотя проповедующий Дхарму Друг и совершенно безупречен, из-за пороков слушателя он кажется порочным, пороки же Проповедующего кажутся достоинствами.

Поэтому даже если найден Благой Друг, имеющий сполна все характеристики, распознать их трудно. Чтобы распознать и ввериться ему, необходимы все характеристики [ученика].

Беспристрастие - отсутствие предвзятости, которая омрачает, не позволяя видеть достоинства, вследствие чего не понимается смысл хороших проповедей.

Согласно сказанному в "Сущности срединности":

"Ум, угнетаемый предвзятостью,
покоя никогда не знает".

Предвзятость - это привязанность к своей традиции и нетерпимость к другим духовным традициям; Обнаружив в себе подобную [установку], надо [ее] отбросить. Ведь сказано в "Пратимокше Бодхисаттвы":

"Оставив в стороне собственное мнение, с почтением углубляйся в сочинения Руководителей и Наставников".

Но достаточно ли этого?

Если мы и беспристрастны, но ум не умеет отличить хорошую проповедь - истинного пути от плохой проповеди - ложного пути, мы неподходящие "сосуды". Поэтому необходимо иметь рассудительность, позволяющую их распознать, отбросить бессмысленное и ухватить существенное.

Достаточно ли этих двух [качеств]?

Если мы их имеем, но Дхарму слушаем [просто] как религиозный обряд и не беремся [осуществлять] ее, мы неподходящие "сосуды". Поэтому требуется большое усердие.

В "Толковании" говорится о пяти [качествах], к ним прибавляются еще два: почтение к Дхарме и проповедующему, а также сосредоточенность.

В итоге [они сводятся к] четырем: большому усердию к [практике] Дхармы; хорошей сосредоточенности во время слушания; великому почтению к Дхарме и проповедующему; отбрасыванию плохих проповедей и принятию хороших.

Сопутствующее условие всех четырех - рассудительность; а беспристрастие удаляет препятствующие условия.

Проверьте - всеми ли из этих качеств ученика обладаете. Если всеми - радуйтесь. Если не всеми, позаботьтесь об их пополнении. Поэтому [хорошенько] ознакомьтесь с теми основными качествами. Если не знать их определений, не сможете размышлять о них и таким образом упустите великую возможность.


Примечания

107. Согласно "Ба", gzu-bor gnas-pa - "быть прямым, честным" здесь следует понимать "прямого ума, не отклоняющегося в стороны" (прим. перев.).



Предыдущая глава Следующая глава

Созвучные материалы:

Обсудить   Библиотека    Главная  страница


Практика!


Rambler's Top100