ДРАГОЦЕННОЕ УКРАШЕНИЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ, ПОДОБНОЕ ИСПОЛНЯЮЩЕЙ ЖЕЛАНИЯ ДРАГОЦЕННОСТИ

Глава деcятая
 

Заповеди развития пробужденного настроя [состоят из] двух [частей]: заповеди развития пробужденного настроя устремления и заповеди развития пробужденного настроя вовлечения. Вкратце объяснение первого из этих следующее:

Не отбрасывать умственно чувствующих существ,

Помнить о благих качествах этого настроя,

Собирать два накопления,

Вновь и вновь упражняться в пробужденном настрое

И принимать белые и отвергать черные качества -

В этих пяти [пунктах] суммированы заповеди устремления.

Среди этого первое - это методы против ускользания этого пробужденного настроя; второе - методы против вырождения этого пробужденного настроя; третье - методы усиления этого пробужденного настроя; четвертое - методы возрастания этого пробужденного настроя; и пятое - методы против забывания этого пробужденного настроя.

Объяснение первого, методов против ускользания этого пробужденного настроя, называемых "практикой не отбрасывания чувствующих существ умственно" в "Сутре вопрошений Анаватапты" изложено таким образом: "Если Бодхисаттва обладает одним качеством, то это полностью охватывает качества Будды, обладающего всеми высшими формами. Какое же это одно качество? Это настрой никогда не отбрасывать чувствующих существ умственно".

Так, если какое-либо чувствующее существо сделало неподходящее для меня, то я умственно отторгаю его, освобождаясь от симпатии, и думаю: "Впоследствии, когда придет время тебе помочь - не буду связываться, и когда придет время отвращать зло, - не отвращу." - Развитие такого настроя и является умственным отбрасыванием чувствующих существ.

Означает ли "умственное отбрасывание" всех чувствующих существ, или же "умственно отбрасывается" лишь одно? Никто, кроме Шраваков и Пратьекабудд, не отвергает умственно всех чувствующих существ, будь то хищная птица или волк; и поэтому если умственно отбрасывается лишь одно чувствующее существо, не используя противоядие в течение отрезка времени действия, то пробужденный настрой ускользает. Подобным же образом умственное отвержение чувствующих существ и соблюдение прочих заповедей совершенно не годится [для] давшего обещание Бодхисаттвы. Например, это подобно тому, как, убив единственного ребенка, покупать детские одежды для него. И поскольку пробужденный настрой возможно утратить даже по отношению к тем чувствующим существам, которые приносили нам пользу, то существует [гораздо большее] сомнение [в том, что он] ускользнет в отношении к приносящим зло; поэтому, развивая особое сострадание к ним, следует осуществлять их пользу и счастье. Таков обычай истинных существ, и сказано так:

"В ответ на совершенные благодеяния получая зло,

Все же отплачивать великим состраданием -

[Так действуют] высшие среди рожденных на Джамбудвипе:

В ответ на зло платят добром".

Вторая так называемая практика памятования о благих качествах развития настроя - это методы против вырождения пробужденного настроя, и это объяснено также в "Светильнике [на] пути [к] пробуждению":

"Так, развития настроя устремления

Все качества - какие ни на есть -

В "Сутре установления ствола"

Майтрейи полностью объяснены", - и таким же образом сказано далее.

На самом деле благие качества развития настроя в этой сутре изложены посредством двухсот тридцати примеров, и сказано, что в конечном итоге все виды благих качеств могут быть суммированы в четыре главные категории:

"О сын [благородной] семьи! Пробужденный настрой подобен семени всех качеств Будды; подобен сыну Всеслышащего [Кубере], рассеивающему всю нищету..." - и так же далее о благих качествах возникновения собственного блага.

"Поскольку все существа полностью защищены, подобен обители; поскольку все существа поддерживаются, подобен основе..." - и так же далее о благих качествах возникновения блага для других.

"Поскольку враги затемнений побеждаются, подобен копью; поскольку вековечное древо страдания полностью срубается, подобен топору..." - и так же далее о благих качествах отсечения всех несогласующихся направлений.

"Поскольку совершенно и полностью исполняет все замыслы, подобен прекрасной вазе; поскольку полностью осуществляет все желания, подобен исполняющей желания драгоценности..." - и так же далее о благих качествах осуществления всего согласующегося.

Таким памятованием всех этих благих качеств схватывается величественность и полноразмерность благих качеств пробужденного настроя. Возникнув, вследствие принятия этот настрой не подвержен вырождению, и ошибки не возникают. Поэтому следует всегда помнить о благих качествах этого и памятливо принимать меры в течение отрезка времени действия.

Третья так называемая практика собирания двух накоплений является методами усиления пробужденного настроя и также объясняется в "Светильнике [на] пути [к] пробуждению":

"Заслуга и мудрость проникновения - естество

Накоплений [и] причины полных накопления", - и подобным же образом сказано далее.

Накопление заслуги является аспектом методов - десятью практиками Дхармы, четырьмя сущностями собирания и так далее. Накопление мудрости проникновения является аспектом мудрости понимания - полного очищения "трех кругов" и тому подобное; собиранием этих двух накоплений происходит усиление пробужденного настроя в протяженности собственного [бытия]. Поэтому следует всегда собирать эти два накопления - по крайней мере хотя бы произнося краткую мантру каждый отрезок времени действия - для пополнения двух накоплений. Также в "Беседах о накоплениях" сказано:

"Мною сегодня заслуги и

Мудрости какое накопление сделано?

Что сделано для блага чувствующих существ? -

Так Бодхисаттва всегда помышляет".

Четвертая так называемая практика в упражнении пробужденного настроя является методами увеличения этого пробужденного Настроя и также объяснена в "Светильнике [на] пути [к] пробуждению:

"Развив пробужденный настрой устремления,

Всячески увеличивай его посредством многих усилий".

В этом отношении следует знать три [аспекта]: упражнять причинный пробужденный настрой, упражнять действительный пробужденный настрой и упражнять поведенческий пробужденный настрой. Упражнением этих трех [аспектов] этот пробужденный настрой увеличивается.

И что касается первого, то следует всегда помышлять о зарождении любви и сострадания по отношению к чувствующим существам, или по меньшей мере думать об этом каждый отрезок времени действия.

Упражнение действительного пробужденного настроя - это умственно желать обрести состояние Будды ради чувствующих существ; это должно обдумываться трижды днем и трижды ночью; или же должны совершаться обширные обряды развития настроя; или же по меньшей мере в отрезки времени действия произносить следующее (сказанное в обряде развития настроя Владыки [Атиши]):

"В Будде, Дхарме и Высшем Собрании

Вплоть до пробуждения я обретаю прибежище.

Посредством моих деяний щедрости и прочих

Да обрету состояние Будды для того, чтобы проносить благо существам."

Упражнение поведенческого пробужденного настроя двухчастно: упражнение настроя поведения в принесении пользы другим и упражнение настроя очищения в протяженности собственного [бытия].

Первое - это посвящать собственное тело, имущество и всю добродетель трех времен для пользы и счастья других, и развивать настрой отдавания.

Воспитание настроя очищения в протяженности собственного [бытия] - это постоянно исчислять посвященное дисциплине и избегать дурного и затемняющего.

Пятая так называемая практика отвержения четырех черных качеств и опоры на четыре белых качества является методами против забывания этого пробужденного Настроя и также объяснена в "Светильнике [на] пути [к] Пробуждению":

"Ради памятования об этом также и в других рождениях

Обороняйся объясненными практиками."

Где же эти практики объясняются? В "Сутре вопрошений Кашьяпы", где о четырех черных качествах сказано так: "Кашьяпа! Если Бодхисаттва обладает четырьмя качествами, то пробужденный настрой забыт. Какие же эти четыре? Они суть..." - и так далее. Если суммировать их смысл, то это: обманывать Ламу и достойных подношений; порождать в других раскаяние о том, в чем не нужно раскаиваться; нескладно гневными словами обращаться к развившему настрой Бодхисаттве; и лицемерить с чувствующими существами.

О четырех белых качествах также сказано так: "Кашьяпа! Если Бодхисаттва обладает четырьмя качествами, то во всех перерождениях немедленно после рождения явственно обнаружится пробужденный настрой и не забудется вплоть до [обретения] сердцевины пробуждения. Какие же эти четыре?" - и так далее. Если суммировать их смысл, то это: не лгать сознательно даже под страхом смерти; укреплять в добродетели всех чувствующих существ и, более того, укреплять в добродетели Махаяны; развивать восприятие развившего настрой Бодхисаттву как учителя и Будду и провозглашать его качества в десяти направлениях; и находиться в состоянии особого намерения не допускать лицемерия со всеми чувствующими существами.

В отношении черных качеств смысл первого объясняется так: если обманывать Ламу, или Ведающего, или Учителя, или прочих почтенных, достойных подношений, говоря ложь и умышленно вводя в заблуждение - неважно, чувствуется это или не чувствуется, приносит радость или не приносит радости, полностью ли это[ложь] или частично, и произошел ли обман или нет - и если противоядие не применено в течение отрезка времени действия, то пробужденный настрой ускользает. Противоядием этому является первое белое качество - не произносить лжи и сознательно пребывать в этом состоянии даже под страхом смерти.

Второе черное качество объясняется так: если другими совершены добродетельные действия, умышленно вовлекать [их] в порождение раскаяния - неважно, зародилось раскаяние или не зародилось - и если противоядие [не применено] в течение отрезка времени действия, то пробужденный настрой ускользает. (В "Махаяне" Чен Нгавы и Джа Юлвы [ученые школы Кадампа]

говорится: это подобно тому, как если бы некто в силу щедрости сделал большой подарок [кому-то] - и, допустим, мною - неважно, [последователи] Махаяны или Хинаяны - обсуждается этот акт щедрости, добрый сам по себе таким образом: "Завтра ты станешь голодать и неизбежно станешь нищим"). Противоядием этому является второе белое качество - укреплять в добродетели всех чувствующих существ и, более того, усердно укреплять их в добродетели Махаяны.

Третье черное качество объясняется как гневные высказывания об ошибках некой зародившей настрой личности; более того, это может быть высказано как о заурядных ошибках, так и об ошибках в Учении, как в лицо, так и скрытно, частично в воображении или не открыто, кратко или грубо, слышимо или неслышимо, с радостью или без радости; и если противоядие не применено в течение отрезка времени действия, то пробужденный настрой ускользает. Противоядием этому является третье белое качество - развивать восприятие зародившего настрой Бодхисаттву как Будды и усердно провозглашать его качества в десяти направлениях.

Четвертое черное качество объясняется так: если, единожды обманув намеренным лицемерием какое бы то ни было чувствующее существо, - неважно, почувствовало оно это или не почувствовало, принесло ли ему это вред или не принесло вреда - не применить противоядие в течение отрезка времени действия, то пробужденный настрой ускользает. Противоядием этому является четвертое белое качество "пребывания в состоянии особенного намерения по отношению к чувствующим существам", страстно помышляя о принесении [им] пользы и не алкая собственного блага.

На этом десятая глава, объясняющая заповеди зарождения пробужденного настроя устремления из "Драгоценного украшения освобождения, подобного исполняющей желания драгоценности истинного Учения" завершается.



Созвучные материалы:
 

Обсудить   Библиотека    Главная  страница


Практика!



Rambler's Top100