ДРАГОЦЕННОЕ УКРАШЕНИЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ, ПОДОБНОЕ ИСПОЛНЯЮЩЕЙ ЖЕЛАНИЯ ДРАГОЦЕННОСТИ
Глава тринадцатая
 

Вкратце, парамита дисциплины - это

Двойное размышление о недостатках и качествах,

Ступа Сваямбунатх в Катманду

Естество, подразделение,

Определяющие характеристики каждого раздела,

Действия, ведущие к возрастанию и очищению

И плод, - этими семью темами

Обобщается парамита дисциплины.

Объяснение первого таково: если некто, хотя и обладая щедростью, не обладает дисциплиной, то он не обретет полноценность, подобную совершенной чистоте божественного или человеческого тела. Сообразно с этим во "Вхождении на срединный путь" сказано:

"Человек, сломавший ноги дисциплине,

Хотя в силу щедрости и будет обладать богатством, но падет в дурные участи."

Также, если нет дисциплины, то не будет встречи с истинным Учением. И в "Сутре обладающего дисциплиной" сказано:

"Подобно тому, как без глаз не видишь форм,

Так и без дисциплины не видишь Учения."

Также, если нет дисциплины, то не освободишься из трех самсарических сфер. Сообразно с этим в той же сутре сказано:

"Как безногому можно ступить на путь?

Так и без дисциплины не освободишься."

Также, если нет дисциплины, то нельзя обрести непревзойденное пробуждение, поскольку путь [обретения] состояния Будды несовершенен.

Если же, в противоположность этому, дисциплина наличествует, то обретается полноценное тело. Сообразно с этим в "Благородном собрании" сказано:

"Посредством дисциплины [избегаешь] различные формы животных существований,

Отвержением восьми неблагоприятных обретаешь постоянный покой."

Также, если обладаешь дисциплиной, то полагаешь основу всего наилучшего блаженства. Сообразно с этим в "Письме другу" сказано:

"Дисциплина подобна причинной и беспричинной земле;

Как сказано, [она] закладывает основу всех качеств."

Также, если обладаешь дисциплиной, то это подобно плодородной ниве, на которой взрастает весь урожай качеств. Сообразно с этим во "Вхождении на срединный путь" сказано:

"Если взращивать качества на ниве добродетели,

Результат появится непременно и беспрепятственно."

Также, если обладаешь дисциплиной, то открывается множество дверей медитативного погружения. Сообразно с этим в "Сутре лунного светильника" сказано:

"Быстрое обретение неомраченного медитативного погружения -

Благое качество, [возникающее из] чистой дисциплины."

Также, если обладаешь дисциплиной, то возносимые благопожелательные молитвы осуществятся. Сообразно с этим в "Сутре встречи отца и сына" сказано:

"Как защищает чистая дисциплина?

Все благопожелательные молитвы становятся исполненными."

Также, если обладаешь дисциплиной, то достижение пробуждения легко. Сообразно с этим в той же сутре сказано:

"Из-за множества связанного с дисциплиной блага

Обретение пробуждения совсем не трудно."

И еще об этих и прочих существующих качествах сказано такими словами в "Сутре обладающего дисциплиной":

"Обладающий дисциплиной встречается с появляющимися Буддами.

Обладающий дисциплиной [обретает] все высшие украшения.

Обладающий дисциплиной пребывает в совершенной радости.

Обладающий дисциплиной восславляется во всех мирах." - и так далее.

Естество дисциплины - это обладание четырьмя качествами, о которых в "Уровнях Бодхисаттвы"сказано такими словами: "Следует осознать, что обладание четырьмя качествами является самим естеством дисциплины. Каковы же они? Воспринять [обеты] от другого надлежащим и должным образом; [иметь] совершенно чистые намерения; если нарушается - восстанавливать; а чтобы не нарушалась, в результате развития преданности находиться в состоянии памятования."

Если же вкратце обобщить эти четыре качества, то это два [аспекта] - принятие и защита. В "принятии" содержится первый термин, а в "защите" - остальные три термина.

Подразделений дисциплины три: дисциплина обетов, дисциплина собирания добродетельных качеств и дисциплина действий на благо чувствующих существ.

Первое - это сделать ум устойчивым. Второе - это сделать качества потока своего бытия зрелыми. Третье - это привести чувствующих существ к полной зрелости.

Если объяснять определяющие характеристики каждого [вида], то дисциплина обетов бывает обычной и необычной.

Обычная - это семь [обетов] самоосвобождения. Об этом в "Уровнях Бодхисаттвы" сказано: "В этом отношении дисциплина обетов Бодхисаттвы - это подлинное принятие семи видов обетов самоосвобождения: дисциплина добродетельного нищего, добродетельной нищенки, учащейся добродетели, добронравного, добронравной, добродетельного мирянина и добродетельной мирянки. Следует также знать, какие группы относятся к "домохозяевам", а какие - к "отказавшимся от мира"."

Эти [обеты] являются и основой [отвращения], и самим отвращением от принесения вреда другим, и, более того, защита [обетами] самоосвобождения является отвращением [от дурного] ради себя, а [обеты] Бодхисаттвы - отвращением [от дурного] ради других. Сообразно с этим в "Сутре вопрошений Нараяны" сказано: "Не защищайся дисциплиной ни ради царского существования, ни ради высших участей, ни ради [участи] Индры, ни ради [участи] Брахмы, ни ради богатства, ни ради [участи] Ишвары, ни ради [сферы] форм. И подобным же образом присовокупи: не защищайся дисциплиной ни из страха перед ужасами ада, так же как и не защищайся дисциплиной из-за страха переродиться голодным духом и в мире Ямы. Но защищайся дисциплиной ради устроения путей Будды, ради заботы о пользе и счастье чувствующих существ, - вот в чем защита дисциплины."

Необычные [обеты] высокоученый Шантидева, следуя "Сутре сердцевины неба", объясняет так: "Пять коренных падений монарха, пять коренных падений министра и восемь коренных падений начинающих [образуют] восемнадцать названий, но [по сути] из них вытекает практика четырнадцати отвержений". Соответственно,

"Красть у Трех Драгоценностей -

Утверждается, что это падение краха -

И принуждать отвергнуть святое Учение, -

Об этих двух сказано Святым.

У монаха - [даже] безнравственного по поведению -

Красть шафранные [одежды], бить [его],

Заключать в тюрьму,

[Заставлять] выходить из отречения от мирского;

Свершать пять тяжелейших преступлений;

Придерживаться ложных взглядов;

Разрушать селения и подобное, -

Сказано, что это коренные падения монарха.

Чувствующим существам с неочищенным умами

Излагать пустотность;

Вступивших на [путь достижения] состояния Будды

Отвращать от совершенного пробуждения;

Совершенно отвергнув [обеты] самоосвобождения,

Вступать в Махаяну;

Считать, что "посредством колесницы практики привязанность и прочее

Не становятся отвергнутыми",

А также вовлеклать других следовать этому;

Свои качества изъяснять,

Обнаруживать и почитать,

И, так воспевая [себя], презирать других;

"Глубоко мое терпение" - так

Утверждать, когда это противоположно;

Обещать очищаться добродетелью и пресекать это,

И, проявив щедрость к Трем Драгоценностям,

Брать подарок [назад];

Отвергать состояние умиротворения

И богатство истинного отказа -

И совершать дары чтением по памяти.

Эти коренные падения

[Являются] причиной [перерождения] чувствующих существ в великих адах."

Владыкой Суварнадвипой [Дхармакирти] в соответствии с "Уровнями Бодхисаттвы" это объясняется как то, что это является учением об отвержении четырех подобных краху состояний и сорока шести проступков.

И что касается четырех подобных краху состояний, то о них говорится в "Двадцати обетах", обобщающих суть "Уровней Бодхисаттвы":

"В силу привязанности обнаруживать и [привязанности] к почитанию

Восхвалять себя, презирая других;

Беззащитным страдальцам

Не дарить Дхарму и богатство из-за жадности;

Даже не внимая сокрушениям другого,

В ярости обрушиваться на него;

Отвергать Махаяну

И учить подобию истинной Дхармы."

О сорока шести проступках сказано там же:

"Не совершать трижды подношения трем Драгоценностям,

Увлекаться настроениями вожделения..." -и так далее.

Дисциплина накопления добродетельных качеств: хотя и приняв сначала надлежащим образом дисциплинарные обеты Бодхисаттвы, необходимо также собирать все возможные и подходящие добродетели тела и речи ради великого пробуждения, и, обобщенные вкратце, они являются дисциплиной накопления добродетельных качеств. Каковы же они? Об этом в "Уровнях Бодхисаттвы" сказано так: "Опираться на дисциплину Бодхисаттвы и пребывать в ней - это усердно внимать, размышлять, медитировать и радоваться уединенности. Это почитать и помогать ламам; помогать и ухаживать за страдальцами; быть щедрым наилучшим образом и превозносить качества; радоваться заслугам других и терпеливо сносить пренебрежение; посвящать добродетель пробуждению и совершать благопожелательные моления; совершать подношения Драгоценностям и стремиться быть усердным; быть благоразумным; помнить о практике; защищаться осмыслением; охранять двери чувств и знать меру в еде; не спать первую и последнюю части ночи, но стремиться к занятиям йогой; полагаться на истинных существ и благих друзей; постигнув собственную запутанность, раскаяться и отвергнуть, - подобные качества следует осуществлять, охранять и взращивать, и они являются тем, что называется дисциплиной накопления добродетельных качеств."

Если вкратце обобщить дисциплину принесения блага чувствующим существам, то следует осознать одиннадцать аспектов. Какие? Об этом в "Уровнях Бодхисаттвы" сказано: "Споспешествовать тем, чьи действия исполнены смысла; рассеивать страдания страдающих живых существ; обучать знанию тех, кто не ведает методов; прочувствовав сделанное, помогать в ответ; защищать от страхов; рассеивать скорби страждущих; неимущим доставлять необходимое; наилучшим образом собирать окружение Дхармы; вовлекать соответственно уму; радовать подлинными качествами; искоренять наилучшим образом; устрашать сверхъестественными способностями; и пробуждать склонность."

Кроме того, чтобы содействовать вере других Бодхисаттв и не ухудшать свою, следует отвергать нечистые составляющие "трех дверей", полагаясь на чистоту [этих] трех.

В этом отношении нечистые составляющие тела - такие, как нетребующийся бег и прочее дико-необузданное поведение - [подлежат] отвержению. Чистыми же составляющими является пребывание в спокойствии и кротости и сохранение улыбки на лице. Сообразно с этим сказано:

"Итак, владей собой

И всегда улыбайся,

Отстрани навсегда гримасы гнева,

Будь чистосердечен и дружелюбен к существам."

О том, как следует смотреть на других, сказано таким образом:

"Когда взираешь на живых существ -

О том, что сам, полагаясь на них,

Станешь Буддой самим, - таким

Открытым и любящим оком смотри."

О том, как следует сидеть, сказано таким образом:

"Не сиди, вытянув ноги

И суетливо потирая руки."

О том, как следует кушать во время еды, сказано таким же образом и такими словами:

"С полным ртом, звучно

Чавкая - не следует есть."

О том, как следует вести себя, сказано таким образом:

"С сиденья и отовсюду спускаясь, неопрятно

Не надо звуки издавать.

И двери грубо не растворяй:

Найди радость в неизменной бестревожности."

О том, как следует почивать во время сна, сказано таким образом и такими словами:

"Подобно Защитнику, отходящему в нирвану,

Следует почивать, обратившись в желаемом направлении."

Что же касается нечистых составляющих речи, то следует отказаться от многословия и язвительной речи. В отношении изъянов многословия сказано в "Облаке благородных Драгоценностей" такими словами:

"Ребячливые совсем портятся от истинного Учения:

[Их] ум становится закостеневшим и совсем грубым;

Умиротворение и особое видение совсем далеки; -

И это изъяны услаждения болтовней.

Никогда [они] не испытывают почтения к ламам;

А зародится радость к пикантной беседе -

Вот и состояние без сердцевины, а мудрость выродилась; -

И это изъяны услаждения болтовней." - и так далее.

О язвительной речи в "Сутре лунного светильника" сказано так:

"Даже если увидел чье-то некое заблуждение, -

Не выставляй напоказ тот изъян:

Ведь подобный тому свершенному действию

Будет и плод обретен."

Также в "Сутре объяснения того, что все явления не имеют возникновения" сказано:

"Если рассказано о падении Бодхисаттвы, пробуждение отдаляется. Если рассказано из зависти, пробуждение отдаляется..." - и так далее.

Поэтому следует отказаться и от многословия, и от язвительной речи.

Как же говорить, [чтобы] составляющие речи были чистыми? - Сказано такими словами:

"Если говоришь, - то связно,

Ясносмысленно, приятно,

Отвратившись от привязанности и ненависти,

Мягко и к месту следует говорить."

Что же касается нечистых составляющих ума, то ими являются пристрастие к приобретениям и восхвалениям, привязанность ко сну, инертности и тому подобному. И об изъянах привязанности к приобретениям и восхвалениям в "Сутре увещеваний особого намерения" сказано так: "Майтейя! Бодхисаттве следует постигнуть развитие страстной привязанности в отношении приобретений и восхвалений. Следует осознать, что приобретения и восхваления развивают гнев. Следует осознать, что приобретения и восхваления развивают глупость. Следует осознать, что приобретения и восхваления развивают коварство. Следует постичь, что приобретения и восхваления не дозволены всеми Буддами. Следует постичь, что приобретения и восхваления искореняют добродетель. Следует постичь, что приобретения и восхваления подобны потаскушке, дурачащей пришлого..." - и так далее.

Также поиски приобретений неутолимы. В "Сутре встречи отца и сына" сказано так:

"Подобно тому, как увиденную во сне воду

Хоть и пьешь, но жажда неутолима,

Так же и качества желаемого:

Если даже и обрел, - удовлетворение не возникает."

Итак, исследовав это, следует уменьшать желания и довольствоваться [наличным].

Также об изъяне услаждения сном сказано так:

"[Если] некто услаждается сном и инертностью,

Тем самым мудрость истощается во всем и умаляется,

Тем самым также и ум становится полностью истощенным,

А [возникающее] из изначальной мудрости будет всегда истощаться." - И еще:

"[Если] некто услаждается сном и инертностью,

Из-за незнания, лености и равнодушия мудрость расточится,

И тогда нелюдь найдет удобный случай

Навредить во время пребывания в лесу..." - и так далее.

Поэтому это следует отвергнуть. Пребывать же следует в таких чистых умственных составляющих, как вера и так далее, которые были объяснены ранее.

Возрастание дисциплины, подобно объясненному ранее, является возрастанием посредством мудрости, изначальной мудрости и посвящения.

Действия по очищению дисциплины подобны изложенным выше и воплощаются пустотностью и состраданием.

В отношении плода дисциплины следует знать два [вида]: окончательный и преходящий.

Об окончательном, обретении непревзойденного пробуждения, в "Уровнях Бодхисаттвы" соответственно сказано: "Полностью усовершенствовшись в парамите дисциплины, Бодхисаттва обретает истинно совершенную "обширную чистоту" непревзойденного подлинно совершенного пробуждения."

О временном, даже и нежеланном, обретении полноты самсарического блаженного счастья соотвественно в "Корзине Бодхисаттв" сказано так: "Шарипутра! Нет ничего среди полноты великолепия богов и людей, что бы не испытывалось Бодхисаттвой с истинно чистой дисциплиной."

Однако Бодхисаттва не будет подавлен великолепием этого самсарического блаженного счастья, но вступит на путь, как сказано в "Сутре вопрошений Нараяны": "Бодхисаттва, обладающий подобным скоплением дисциплины, вовсе не портится, даже будучи вселенским монархом, но осмотрителен и желает пробуждения; он вовсе не портится, [даже] став Индрой, но осмотрителен и желает пробуждения..." - и так далее.

Также тому, кто обладает дисциплиной, будут совершаться подношения и преклонения людьми и нелюдью, как сказано там же такими словами: "Бодхисаттвы, обладающим скоплением дисциплины, богами всегда почитаются, нагами всегда восхваляются, якшами всегда прославляются, гандхарвы всегда совершают [им] подношения, брамины, августейшие лица, купцы и домохозяева всегда совершают [им] моления, Будды всегда [их] помнят, а все [обитатели] мира вкупе с богами даруют [им] могущество..." - и так далее.

Это была тринадцатая глава о парамите дисциплины из "Драгоценного украшения освобождения, [подобного] исполняющей желания драгоценности истинного Учения".



Созвучные материалы:
 

Обсудить   Библиотека    Главная  страница


Практика!



Rambler's Top100