ДРАГОЦЕННОЕ УКРАШЕНИЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ, ПОДОБНОЕ ИСПОЛНЯЮЩЕЙ ЖЕЛАНИЯ ДРАГОЦЕННОСТИ
Глава четырнадцатая
 

Вкратце, парамита терпения - это

Двойное размышление о недостатках и качествах.

Естество, подразделения,

Определяющие характеристики каждого раздела,

Действия, ведущие к возрастанию и очищению

И плод, - этими семью темами

Обобщается парамита терпения.

Объяснение первого таково: если некто обладает щедростью и дисциплиной, не имеет терпения, то может возникнуть гнев. И если гнев возник, то все счастье, произведенное прежними [действиями] щедрости, дисциплины и так далее, истощится в один момент. Сообразно с этим в "Корзине Бодхисаттв" сказано: "Так называемый гнев разрушает корни добродетели, накопленные за сто тысяч кальпю." А также во "Введении в практику" сказано так:

"Собранное за тысячу кальп

Щедростью, подношениями Татхагате и прочим

Всяческим добрым поведением, - все

Лишь одним [порывом] гнева разрушается."

Также, если терпение отсутствует, то сохранение ненависти внутри будет подобно воткнувшейся отравленной стреле, болезненно торчащей в уме, так что ни радость, ни счастье, ни умиротворенность не будут переживаться, и в конце концов станет даже невозможно заснуть. Сообразно с этим сказано:

Охваченный ненавидяще-болезненным настроем

Ум не способен испытывать умиротворение.

Ни радость, ни счастье не обретаются.

И сон нейдет, и возникает нестойкостью." - И еще:

"Вкратце: гнев в состоянии счастья,

И чтоб то было радостным - невозможно."

Также, если терпение отсутствует, то сохранение ненависти внутри для посторонних будет проявляться как ярость, чем все окружение - друзья, близкие и слуги - будут удручены и утомлены, так что даже богатые подарки не будут способны [убедить их оставаться] в окружении. Сообразно с этим сказано:

"Его друзья и близкие становятся удрученными

И даже, привлекаемые подарками, они ненадежны."

Также, если нет терпения, то Мара находит удобный случай и создает препятствия. Сообразно с этим в "Корзине Бодхисаттв" сказано: "Когда ум зол, Мара находит удобный случай и создает препятствия."

Также, если нет терпения, то в силу того, что шесть парамит не используются на пути к состоянию Будды, состояние непревзойденного пробуждения не будет достигнуто. Сообразно с этим в "Благородном собрании" сказано: "Как может существовать пробуждение для злого и нетерпеливого?"

Если же, в противоположность этому, обладание терпением наличествует, оно является высшим среди корней добродетели. Сообразно с этим сказано:

"Нет дурного дурнее чем гнев,

Нет ничего труднее, чем быть терпеливым.

Поэтому ревностно на терпение

Множеством способов следует медитировать."

Также если терпение наличествует, достигается все наилучшее блаженство в отношении обстоятельств. Сообразно с этим сказано:

"Кто обузданьем покоряет гнев,

И в этом, и в иных [существованьях] счастлив."

Также, если терпение наличествует, то обретается непревзойденное пробуждение. Сообразно с этим в "Сутре встречи отца с сыном" сказано:

"'Гнев - не путь Будд.'

Если постоянно будешь медитировать на любовь,

Из этого родится пробужденье."

Естество терпения - "не быть затронутым ничем." И в "Уровнях Бодхисаттвы" сказано: "Следует осознать самое естество терпения Бодхисаттвы, вкратце обобщаемое как 'нематериалистический настрой, не затрагиваемый ничем, кроме сострадания'."

Подразделений терпения три: терпение, не затрагиваемое причиняемым другими вредом, терпение принятия любого страдания и терпение влечения к достоверному пониманию явлений.

Первое - это проявлять терпение, исходя из анализа сущности приносящих вред чувствующих существ. Второе - это проявлять терпение, исходя из анализа естества страдания. Третье - это проявлять терпение посредством детального постижения неоспоримости явлений.

Также первые два являются медитацией терпения, подпадающей под категорию относительного, а последующее подпадает под абсолютное.

Объяснение определяющих характеристик в отношении первого таково: самому проявлять терпение, когда в отношении меня или принадлежащего мне допускается насилие, ругань, гнев, когда откапываются пороки и совершаются прочие нежеланные вещи, а [также] противодействуется желанному. Что же такое в этом случае терпение? - Не враждовать, не вредить, не цепляться за это в уме - все это и называется терпением.

Более того, в соответствии со сказанным высокоученым Шантидевой следует проявлять терпение, используя рассмотрение того, что приносящий мне вред не властен над самим собой, рассмотрение изъянов собственной кармы, рассмотрение изъянов собственного тела, рассмотрение изъянов собственного ума, рассмотрение того, что ошибающиеся не отличаются, рассмотрение пользы, рассмотрение великодушия, рассмотрение ликования Будд и рассмотрение великих благих качеств.

Первое: подобно Девадатте, вредящий мне невластен над собой из-за ненависти; то же безвластие над ненавистью [возникает] в силу ненавистного объекта; а поскольку он не владеет собой, не подобает мне отплачивать. Сообразно с этим сказано:

"Итак, все подвластно иному,

И в силу этого безвластно.

Поняв, что это так, на все иллюзороподобные

Реальности не станешь гневаться."

Рассмотрение изъянов собственной кармы: та беда, которую я испытываю сейчас, является лишь подобием совершенного в прежнем перерождении, и поэтому возникла как вред, и поэтому не подобает мне отплачивать другому из-за изъянов моей собственной дурной кармы. Сообразно с этим сказано:

"Нанесенный мною прежде чувствующим существам

Вред подобен этому;

Поэтому причинение вреда чувствующим существам

Возникает соответственно как данный вред для меня."

Рассмотрение изъянов собственного тела: если бы у меня не было этого тела, оружие и прочие [орудия] посторонних не нашли бы себе поля для действия; и поскольку вред возник потому, что это тело наличествует, не подобает мне отплачивать другим. Сообразно с этим сказано:

"Их оружие и мое тело -

Оба являются причинами страдания.

Поэтому: если бы мое тело устранилось,

На кого бы гневалось оружие?"

Рассмотрение изъянов ума: этот мой ум не ухватил хорошее тело, которому другие не причиняют вреда, а поскольку он ухватил плохое, подверженное терниям тело, оно претерпевает вред. Поэтому в силу того, что [оно] взято моим умом, не подобает отплачивать другим. Сообразно с этим сказано:

"Форма человека подобна нарыву -

Страдает, не терпя прикосновений.

И если это помрачение страстью схвачено мною,

Так на кого ж мне сердиться за эту беду?"

Относительно рассмотрения того, что ошибающиеся не отличаются, сказано такими словами:

"Кто-то в затемнении допускает ошибки,

И если кто-то в затемнении на него гневается, -

Кто же из них действует без ошибок?

И кто ошибается?"

Поэтому следует действовать терпеливо, избегая ошибок.

Рассмотрение пользы: на основании того, что приносится вред, практикуется терпение; медитацией на терпение очищается дурное; очищением дурного совершенствуются накопления; совершенствованием накоплений исполненность становится обширнейшей; поэтому благом этого принесения вреда - поскольку связано с великой пользой - является необходимость терпения. Сообразно с этим сказано:

"Основываясь на этом,

терпением очищается множество собственного дурного..." - и так далее.

Рассмотрение великодушия: если бы парамита терпения не наличествовала, то невозможно было бы осуществить пробуждение, а если бы не причинялся вред, то невозможно было бы практиковать терпение; поэтому следует проявлять терпение к вредящему, поскольку этот наносящий вред является благодетельным другом Дхармы. Сообразно с этим сказано:

"Стали друзьями практики пробуждения

Мои враги, и им следует радоваться,

Поскольку благодаря им происходит мое осуществление,

А этот плод терпения

Сначала символически достоин их,

Поскольку они - причина терпения."

Относительно рассмотрения радования Будд сказано такими словами:

"Более того, ставшие неколебимыми союзниками

Приносят неизмеримую пользу;

И чувствующим существам как же иначе

Ответствовать, как не радостным почитанием?"

Относительно рассмотрения великих благих качеств сказано такими словами:

"Оказывающий большое радостное уважение

Наилучшим образом достигнет другой стороны."

В "Уровнях Бодхисаттвы" о медитации на терпение сказано как о развитии пяти осознаний такими словами: "Это осознание наносящего вред как сердечного друга; осознание, проистекающее из того, что это лишь явления; осознание непостоянности; осознание страдания; осознание полного охвата".

Первое: "Тот, кто сейчас вредит нам, в прежнем поколении не мог не быть отцом, матерью, братом, сестрой или учителем, а ведь ими нам была принесена неисчислимая польза; и поэтому не годится мне сейчас отплачивать им подобным же вредом", - размышляя так, следует посредством осознания [вредящих] как сердечных друзей практиковать терпение.

Осознание, проистекающее из того, что это лишь явления: принесение этого вреда зависит от условий и исчерпывается тем, что это лишь различения, лишь явления. "Нет ничего, что бы бранило, толкало, откапывало пороки, пеняло - ведь ни я, ни чувствующие существа, ни жизненные силы, ни люди не существуют." - исходя из такого размышления, действуй терпеливо.

Осознание непостоянности: "Даны чувствующие существа, они непостоянны, являясь смертными, и наивысший вред - это отнятие жизни. И поэтому нет необходимости убивать их: ведь чувствующие существа смертны по своей сущности." - размышляя так, действуй терпеливо.

Осознание страдания: "Основное - это три страдания всех чувствующих существ, и мною страдание должно быть рассеяно, а не осуществлямо." - воспринимая страдание посредством такого размышления, действуй терпеливо в отношении наносимого вреда.

Осознание полного охвата: "Если я буду развивать пробужденный настрой, то это будет ради всех чувствующих существ. Таким образом, настрой так же всесторонне охватывает всех чувствующих существ, как и [мою] жену, но ведь озватив подобным образом [всех], не подобает ни в малейшей степени отплачивать за вред." - Подумав так, действуй терпеливо.

Второе, терпение в отношении принятия любого страдания, является принятием страданий осуществления непревзойденного пробуждения с беспечальным и радостным настроем. Также в "Уровнях Бодхисаттвы" сказано о принятии страдания местопребывания и тому подобных восьми страданиях. По своей сути для отказавшихся от мира они таковы: страдание собирания дхарма-одежд и милостыни, совершение подношений Драгоценностям и Ламе и [их] почитание, внимание Дхарме, объяснение, чтение наизусть, медитация, усердные занятия йогой в первую и последнюю части ночи вместо сна, и страдания, возникающие из принесения блага чувствующим существам, подобные одиннадцати изложенным ранее; совершая все это, следует беспечально и радостно принимать утомление, усталость, жару, холод, голод, жажду, вражду существ и так далее. Более того, примером этому является принятие различных страданий во время болезненных кровопусканий и прочего, применяемых ради того, чтобы усмирить ужасное страдание болезни. Сообразно с этим сказано во "Введении в практику":

"Мною осуществляется пробуждение,

И страдание, связанное с этим, умеренно.

Это подобно тому, как вред внутреннего недуга устраняется

Страданием вскрытия нарыва на теле"

Итак, принявший различные страдания [осуществления] Дхармы, тем самым отразил самсару в бою и победил врагов затемнений; он - великий герой. И хотя есть знаменитые в мире герои, они несравнимы с теми: убийство заурядных врагов, смертных по природе, подобно тому, как пронзать оружием трупы. Сообразно с этим во "Введении в практику" сказано:

"Особенность убийства всех страданий -

Победа врагом ненависти и прочими.

Победившие их - герои;

Остальные же - убийцы трупов."

О терпении влечения к достоверному пониманию явлений в "Уровнях Бодхисаттвы" сказано, что этим является влечение к восьми свойствам: качествам Драгоценностей и так далее. Также это является терпением и влечением к сущности пустоты посредством [постижения] сути самосущности [и] двух аспектов самости.

Возрастание терпения, подобно объясненному ранее, является возрастанием мудрости проникновения, мудрости понимания и посвящения.

Очищение терпения, подобно объясненному ранее и является воплощением пустоты и сострадания.

В отношении плодов терпения следует знать два аспекта: окончательный и преходящий.

Окончательный - это обретение непревзойденного пробуждения, и соответственно в "Уровнях Бодхисаттвы" сказано: "Обширнейшее, неизмеримое терпение в результате становится великим пробуждением. Полагаясь на это, Бодхисаттва обретает непревзойденную полностью совершенную обширную исполненность."

Что же касается преходящего, то, даже не сосредоточиваясь на нем, во все будущие времена будет обретаться пригожий облик, отсутствие болезней, слава, долгая жизнь и существование вселенского монарха. Сообразно с этим во "Введении в практику" сказано:

"терпением в самсарической жизни обретается пригожесть и прочее,

Отсутствие болезней и известность,

А поэтому очень долгая жизнь

И огромное счастье вселенского монарха [также обретаются]."

Это была четырнадцатая глава о парамите терпения из "Драгоценного украшения освобождения, [подобного] исполняющей желания драгоценности истинного Учения".



Созвучные материалы:
 

Обсудить   Библиотека    Главная  страница


Практика!



Rambler's Top100