ДРАГОЦЕННОЕ УКРАШЕНИЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ, ПОДОБНОЕ ИСПОЛНЯЮЩЕЙ ЖЕЛАНИЯ ДРАГОЦЕННОСТИ
Глава шестая
 

Задумавшись о том, из какой причины возникают те описанные страдания, придешь к пониманию того, что они возникают из загрязненных действий. В "Сутре ста действий" сказано так:

"Также что касается действий. то действия множественны,

И ими создается множество этих существ".

В "Белом лотосе сострадания" сказано: "Мир создан действием, действием оборачивается; чувствующие существа созданы действием, возникли по причине действия, действием полностью разделяются". Также в "Сокровищнице истинного Учения" сказано:

"Разнообразие мира возникает из действия".

Что же такое это действие? - Это умственное действие и намеренное действие. Так, в "Компендиуме всего истинного Учения" сказано: "Что такое действие? Это умственное действие и намеренное действие". Также в "Сокровищнице истинного" сказано:

"Действие - это ум и совершенное им".

Также в "Корне Мудрости" сказано так:

"Сказано высшим Святым: действия -

Это ум и намерение".

Что же такое эти два? - Умственные действия - это мысленные действия, а все то, что порождено умом - это намеренные действия, понимаемые как действия тела и речи.


Также в "Сокровищнице истинного" сказано так:

"Умственные - это мысленные действия;

Порожденное ими - действия тела и речи".

Итак, действия и порожденные ими результаты объясняется вкратце следующим образом:

Подразделения, определяющие характеристики,

Принадлежность действия себе, соответствующее проявление в судьбе,

Созревание большого из малого и неутрачиваемость

Этими шестью суммируется действие и результат.

В первом, подразделениях действия и результата, необходимо знать три [вида]: причина и результат недостохвального действия; причина и результат достохвального действия; и причина и результат неподвижных действий.

Во-вторых, объясняются определяющие характеристики каждого раздела. Что касается причин и результатов недостохвальных действий, то вообще их существует множество, однако они могут быть суммированы как десять недобродетелей: посредством тела три - убийство и так далее; посредством речи четыре - ложь и так далее; и посредством ума три - алчность и так далее. Также в каждом из этих трех содержится три предмета обсуждения: подразделение, результат и исключительное.

Первое, "отнятие жизни", подразделяется на три [вида]: убийство из-за желания и привязанности, убийство из-за ненависти, и убийство из-за невежества. Первое - это убийство или ради мяса, шкуры и тому подобного, или ради развлечения, или ради богатства, или для защиты себя и друзей. Второе - это убийство, порожденное ненавистью к озлобленным, ставшими соперниками и тому подобными. Третье - это жертвоприношения и тому подобное.

Результаты этого также трехчастны: полностью созревший результат, соответствующий причине результат и влияющий результат. Полностью созревший результат - рождение среди адских чувствующих существ; соответствующий причине результат - даже и родившись человеком, но жизнь коротка и исполнена болезней. Влияющий результат - быть рожденным в несчастной стране или в убогой местности. Исключительным даже среди убийств является убийство Архата; это великое преступление.

"Брать то, что не дано" подразделяется на три [вида]: грабеж, воровство и мошенничество. Первое - это безосновательно захватывать силой. Второе - это, проделав отверстие в доме и тому подобное, нечувствительно красть. Третье - фальсифицировать меры объема, веса и тому подобное.

Среди результатов этого полностью созревший результат - переродиться голодным духом; соответствующий причине результат - даже и родившись человеком, утратить свое добро. Влияющий результат - быть рожденным в холодной стране "Множества инея и града". Исключительным среди завладевания не данным является брать не данное достояние Ламы и Драгоценностей; это великое преступление.

"Превратно прелюбодейственный блуд" подразделяется на три вида: с охраняемыми семьей, с охраняемыми хозяином и с охраняемыми Учением. Первое - это извращенно совокупляться с матерью, сестрой и так далее. Второе - это извращенно совокупляться с женщиной, находящейся замужем за человеком, королем и тому подобное. Третье [подразделяется] на пять: совокупляться даже с собственной женой в ненадлежащую часть тела, в ненадлежащем месте, в ненадлежащее время, не в меру и неправильно. Что касается первого - в ненадлежащую часть тела - то это совокупляться в рот или анус; ненадлежащее место означает совокупляться поблизости от ламы, в хранилище священных текстов, вблизи от ступ и в месте, где собралось много людей. В ненадлежащее время - это иметь сношение, когда взяты обеты кратковременного воздержания, во время беременности, кормления и в светлое время дня. Не в меру - иметь сношения больше пяти раз. Неправильно - это [принуждать] к сношению битьем, а также иметь сношения с мужчиной или евнухом в рот или анус.

Среди трех результатов этого полностью созревший результат - это быть рожденным голодным духом; соответствующий причине результат - даже и родившись человеком, иметь жену ненавидящим врагом. Влияющий результат - быть рожденным в чрезвычайно пыльной стране. Исключительным среди извращенных вожделений является иметь извращенные сношения с матерью, а также с Архатом; это великое преступление.

"Произнесение лжи" подразделяется на три [вида]: ложь морального падения, великая ложь и малая ложь. Первое - это лгать о высочайших качествах человека. Второе - это ложь, приносящая вред себе и другим. Третье - это ложь, не приносящая вреда.

Среди трех результатов этого полностью созревший результат - родиться животным; соответствующий причине результат - даже и родившись человеком, стать великим клеветником. Влияющий результат - родиться с дурным запахом изо рта. Исключительным среди произнесения лжи является клеветать на Татхагату, а также говорить неправду Ламе; это великое преступление.

Злословие подразделяется на три [вида]: сильное злословие, заглазное злословие и тайное злословие. Первое - это [злословить] в лицо, разделяя двух друзей. Второе - разделяя [друзей], злословить за глаза. Третье - разделять [друзей], тайно вызывая разлад.

Среди трех результатов этого полностью созревший результат - родиться в аду; соответствующий причине результат - даже и родившись человеком, быть лишенным друзей. Влияющий результат - родиться в гористой стране. Исключительным злословием является вести необдуманные речи в Благородной Сангхе; это великое преступление.

Брань подразделяется на три [вида]: порочащая брань, заглазная брань и передача оскорблений. Первое - это говорить постороннему о дурных поступках впрямую. Второе - это говорить множество дурных слов посторонним, смешивая незначительные и пустые вещи. Третье - это говорить о дурных поступках его друзьям и другим близким.

Среди трех результатов этого полностью созревший результат - родиться в аду; соответствующий причине результат - даже и родившись человеком, слышать много неприятных слов. Влияющий результат - родиться в пустынной, иссохшей и исполненной насилия стране. Исключительной бранью является говорить вредоносные слова родителям или Благородным; это великое преступление.

Пустая болтовня подразделяется на три [вида]: извращенная болтовня, болтовня о мирском и болтовня об истинном. Первое - это повторение мантр небуддистами, чтение [их книг] и тому подобное. Второе - болтать без толку и так далее. Третье - объяснять Учение не имеющим преданности и "неподходящим вместилищам".

Среди трех результатов этого полностью созревший результат - родиться животным; соответствующий причине результат - даже и родившись человеком, стать тем, чьи слова не почитаются. Влияющий результат - родиться в месте, где лето и зима перемешаны. Исключительной пустой болтовней является заставить колебаться человека, преданного Учению; это великое преступление.

Алчность подразделяется на три [вида]: алчность в отношении своего, алчность в отношении чужого и алчность ни к тому ни к другому, Первое - это жадность и привязанность к собственному клану, телу, качествам и имуществу, когда возникает мысль: "Нет подобных мне". Второе - это привязанность к благосостоянию посторонних, когда возникает мысль: "Вот было бы это мое!" Третье - это привязанность к не принадлежащим ни мне, ни другим богатствам под землей и тому подобное, когда возникает мысль: "Вот принадлежало бы это мне!"

Среди трех результатов этого полностью созревший результат - родиться голодным духом; согласующийся с причиной результат - даже и родившись человеком, [обладать] очень большим желанием и привязанностью. Влияющий результат - родиться в стране с плохими урожаями. Исключительная алчность - это желание украсть приобретенное отказавшихся [от мирского ради] чистоты; это великое преступление.

Злобность подразделяется на три [вида]: злобность, возникающая из ненависти; злобность, возникающая из зависти; и злобность, возникающая из вражды. Первое - это намерение убить, например, возникшее к врагу на поле битвы. Второе - это намерение убить и тому подобное из-за боязливого сомнения о превосходстве соперника. Третье - это намерение убить при памятовании о ранее причиненном мне вреде и тому подобное.

Среди трех результатов этого полностью созревший результат - родиться в аду; согласующийся с причиной результат - даже и родившись человеком, быть очень гневливым. Влияющий результат - родиться в стране с горькой и грубой пищей. Исключительная злобность - подготавливать [совершение] безграничных [злодеяний]; это великое преступление.

Превратные воззрения подразделяются на три [вида]: превратные воззрения на действие и результат; превратные воззрения на Истины; и превратные воззрения на Драгоценности. Первое - это не принимать добродетельные и дурные действия как причину счастья и страдания в результате. Второе - это утверждать то, что посредством Истины Пути Истина Прекращения не достигается. Третье - это рассматривать Три Драгоценности как неистинные и клеветать [на них].

Среди трех результатов этого полностью созревший результат - это родиться животным; соответствующий причине результат - даже и родившись человеком, быть чрезвычайно невежественным. Влияющий результат - родиться в совершенно бесплодной местности. Исключительно превратные воззрения - это запутанные взгляды; это великое преступление.

В этом отношении эти полностью созревшие результаты были подчинены общему представлению; особых же отделов три: представление посредством эмоциональных затемнений, представление посредством количества и представление посредством объектов.

Первое - если совершены недобродетельные действия в силу гнева, то перерождение происходит в аду; если [они] совершены в силу желания и привязанности, то перерождение происходит в области голодных духов; если [они] совершены в силу невежества, то перерождение происходит в области животных. Подобным же образом в "Драгоценном украшении" сказано так:

"Из-за привязанности становишься голодным духом;

Ненависть бросает в ад;

Из-за невежества чаще всего становишся животным".

Представление посредством количества: безмерно недобродетельным поведением достигается перерождение в аду; совершив много - перерождаешься голодным духом; совершив несколько - перерождаешься животным.

Представление в отношении объектов: в зависимости от деяний, совершенных по отношению к занимающим особое положение, следует перерождение в аду; в зависимости от деяний, совершенных по отношению к занимающим среднее положение следует перерождение голодным духом, в зависимости от деяний, совершенных по отношению к занимающим низкое положение, следует перерождение животным.

Об описании причин и результатов недостохвальных действий в "Драгоценном украшении" сказано таким образом:

"Привязанностью, ненавистью и невежеством

Порождены недобродетельные действия;

И из этих недобродетельных действий [возникает] как все страдание,

Так и все дурные существования".

Что касается причин и результатов достохвальных действий, то действия, отвергающие десять недобродетельных поступков, и являются десятью добродетельными действиями. Если же действия соответствуют также интересам других - сохранение жизни других, проявление великой щедрости, пребывать в состоянии чистотого поведения, произнесение истины впрямую, примирение враждующих, неизменно мирная и откровенная беседа, изъяснение словами, исполненными смысла, малая привязанность и умеренность в действиях, медитация на любовь и так далее и проникновение в истинную суть.

Результат этого трехчастен: полностью созревший результат - родиться богом или человеком сферы желаний; соответствующий причине результат: поскольку убийство отвергнуто и сохраняются жизни других, жизнь становится продолжительной, и таким же образом применяется далее. Влияющий результат: поскольку убийство отвергнуто, происходит перерождение в изобильной и могущественной стране, и таким же образом применяется далее.

Об объяснении причин и результатов этих достохвальных действий в "Драгоценном украшении" сказано таким образом:

"Отсутствием привязанности, ненависти и невежества

Зарождаются добродетельные действия;

Из добродетельных же действий [возникают] как все счастливые состояния,

Так и все счастливые рождения".

Что касается причин и результатов неподвижных действий, то медитация безучастного созерцания как причина [ведет] к обретению созерцательного перерождения как результата; и что касается безучастного созерцания, то существует восемь подготовительных, восемь действительных созерцаний и особое созерцание. Созерцательным перерождением как результатом является состояние семнадцати семейств богов сферы форм и боги четырех видов, [характеризуемые] бесформенными аятанами [источниками сознания].

Общим для этих причин и результатов является применение практики десяти добродетелей.

Первое подготовительное созерцание отбрасывания - это отсутствие неспособности медитировать беспрепятственным путем, из чего возникает первое действительное созерцание усовершенствования, являющееся медитативным погружением, которому присущи концепции, анализ, радость и счастье, и в силу этого происходит перерождение богом области Брахмы. Медитацией особого созерцания [достигается] перерождение Великим Брахмой.

Второе подготовительное созерцание отбрасывания - это медитация беспрепятственного пути, из чего возникает второе действительное созерцание усовершенствования, являющееся медитативным погружением, в котором концепции и анализ отвергнуты, но имеется счастье и радость, и в силу этого происходит перерождение богом второго созерцания Малого Света и прочих.

Подобным же образом сочетаются [прочие] подготовительные отбрасывания. Третье действительное созерцание усовершенствования является медитативным погружением, в котором радость отвергнута, но имеется счастье, и в силу этого происходит перерождение богом третьего созерцания Малой Добродетели и прочих. Четвертое действительное созерцание усовершенствования является медитативным погружением, в котором концепции, анализ, радость и счастье отвергнуты, и в силу этого происходит перерождение богом четвертого созерцания Безоблачности и прочих.

Что же касается возникающего из обособленности от четырех созерцаний, то это аятаны Безграничного Пространства; в силу медитации на это происходит перерождение богом аятан Безграничного Пространства. Возникающее из обособленности от этого - это аятаны Безграничного Сознания; в силу медитации на это происходит перерождение богом аятан Безграничного Сознания. Возникающее из обособленности от этого - это аятаны Вообще Ничего; в силу медитации на это происходит перерождение богом аятан Вообще Ничего. Возникающее из обособленности от этого - это аятаны Ни Различения, Ни Неразличения; в силу медитации на это происходит перерождение богом аятан Ни Различения, Ни Неразличения.

Что же это за путь, называемый "возникновением из обособленности"? - Это суть умственное явление низкого уровня, хотя и ведет к высвобождению от желания и привязанности.

Тогда потому ли аятаны Безграничного Пространства и так далее именуются, или называются, вышеупомянутым образом, что происходит сосредоточение на самом пространстве и так далее? - Нет. Первые три являются Безграничным Пространством во время безучастности. Такими и подобными действиями в уме к этому прикрепляется созвучное имя, однако впоследствии, когда безучастность завершается, этих действий в уме более нет. Последние названы так из-за низкого различения, однако [здесь] не присутствует ни ясное различение, ни [его] отсутствие.

Опять-таки все восемь действительных [созерцаний] являются однонаправленным добродетельным умом.

Об объяснении причин и результатов неподвижных действий в "Драгоценном украшении" сказано так:

"Посредством неизмеримых и бесформенных созерцаний

Испытывается счастье Брахмы и других".

Таким образом, эти три загрязненных действия являются порождающим началом самсарических сущностей.

Третья тема, так называемая "принадлежность действия себе", - это то, что результат совершенного действия применяется к самому себе и созревает в скоплениях самого совершившего действие, а не в другом. Подобным же образом об этом сказано в "Энциклопедии всего истинного": "Что же такое активность собственного действия? Поскольку полное созревание совершенного действия испытывается самим собой и не является общим с другими, это называется 'принадлежностью себе'". Если бы это не было так, то совершенные действия терялись бы, и возникали бы ошибки столкновений с несовершенным. Также сказано в сутре: "Действия, свершенные Девадаттой, не созревают в земле, воде и так далее, но становятся созревшими лишь в его собственном собрании скоплений и аятанах. В ком другом они могут созреть?"

Четвертая тема, так называемое "соответствующее проявление в судьбе",- это то, что результатом свершенного добродетельного или дурного действия является неизбежное переживание счастья или страдания: так, в результате накопления добродетельных действий переживается счастье, а в результате накопления дурных действий испытывается страдание. Подобным же образом об этом сказано в "Энциклопедии всего истинного": "Что же такое соответствующее проявление в судьбе действия? Испытывается полное созревание свершенного самим собой, потому что добродетельные или недобродетельные действия соответственно проявляются в судьбе каждого". Также в "Малом объяснении о памяти" сказано:

"Добродетелью обретается счастье,

Из недобрдетели возникает страдание;

Так добродетельные и недобродетельные

Действия и результаты ясно объясняются".

Также в "Сутре вопрошений Сураты" сказано:

"Жгучие семена

Рождают жгучие плоды;

Сладкие семена

Рождают сладкие плоды. -

В этом примере

Созревание дурного - в жгучем

И созревание светлого - в сладком

Мудрый распознает".

Пятая тема - это созревание великого результата из малого действия, и сказано, что в силу свершения дурного действия будут испытываться кальпы адского состояния по числу мгновений [состояния] ума. Также во "Вхождении на путь Бодхисаттвы" сказано:

"Кто в отношении подобных царственных жертвователей

Замышляет недоброе -

Тот столько кальп, сколько мгновений дурное обдумывал,

Будет в аду пребывать, - так Святой возвестил".

Также сказано, что за каждое преступление речи следует пятьсот перерождений в страданиях ада и так далее.

Также в "Ассамблее" сказано:

"Даже если свершен малый проступок,

Это становится ужасающим иным миром,

Исполненным великих бед,

Подобно яду, проникшему вовнутрь".

Также через малое добродетельное действие даруется великий результат. Так, в "Ассамблее" сказано:

"Даже свершение малого достохвального

Направляет в иной мир великого счастья,

Появляются великие блага,

Подобно созреванию налитых зерном колосьев".

Шестая тема, так называемая неутрачиваемость: за исключением случая, когда применено противоядие, несозревший результат не уничтожается, или не утрачивается, даже на протяжении неизмеримой кальпы; и состояния, дремлющие в хранилище в течение долгого времени, при встрече с соответствующими условиями оборачиваются данным результатом.

Таким образом, если бояться страдания самсары и верить в действие и результат,-

"Отворачиваясь от самсарического существования

И отвращаясь от дурных действий, тот, кто лишь для себя

Ища мира и блага, -

Этот человек называется средним",-

то, как сказано, он является развивающим ум среднего человека, как, например, [в истории] с семью девушками короля Тритри. Также и в "Сотой сутре" сказано:

"Действия обладающих телом

Не истощаются, утрачиваясь, даже сто кальп.

Когда приходит время, накопленное

Становится созревшим в самом результате".

Также в "Малом объяснении о памяти" говорится так:

"Даже пламя может стать холодом,

Даже ветер можно поймать арканом,

Даже солнце и луна могут упасть на равнину -

Но полное созревание действия не обманешь".

На этом шестая глава, полностью объясняющая действие и результат, из "Драгоценного украшения освобождения, [подобного] исполняющей желания драгоценности превосходного учения", завершается.



Созвучные материалы:
 

Обсудить   Библиотека    Главная  страница


Практика!



Rambler's Top100