Тайна Смерти. Беру Къенце Ринпоче.
Часть 2


 
Элементы, энергии и жизненные функции

Наше тело, являющееся опорой нашего сознания, состоит из пяти элементов: земли, воды, огня, воздуха, пространства на физическом и на тонком

плане одновременно. На уровне тела элемент «земля» соответствует костям, наиболее плотным частям организма. Элемент "вода" соответствует крови, лимфе и различным жидкостям, которые циркулируют в нашем теле. Элемент "огонь" соответствует внутреннему теплу. "Воздух" ассоциируется с дыхательным движением, а также с циркуляцией тонких энергий. Элемент "пространство" соответствует промежуткам, которые обеспечивают подвижность одних внутренних органов по отношению к другим. Благодаря этому они образуют живую движущуюся систему. В момент смерти сознание покидает плотную оболочку и тело становится трупом, который начинает постепенно разлагаться. Пять элементов возвращаются в мир, в окружающую среду, из которой они были в свое время заимствованы для образования нашего тела.

В процессе смерти тонкие элементы, составляющие наше тело, переходят одни в другие. Так, элемент "земля" переходит в "воду", затем "вода" — в "огонь". "Огонь", в свою очередь, переходит в "воздух", а "воздух" — в элемент "пространство". Одновременно "лунги", т.е. "воздух", тонкие энергии, действующие в нашем теле, прекращают циркулировать и воспроизводиться, вызывая остановку жизненных функций, которые с ними связаны, и соответствующие симптомы смерти.

Когда две из этих энергий перестают циркулировать, организм становится неспособным усваивать и переваривать пищу; тело прекращает вырабатывать внутреннее тепло. Таким образом, начинается постепенное охлаждение конечностей. Остановка другого типа "лунгов" — жизненной энергии, которая

циркулирует по срединным каналам, — вызывает потерю способности понимать и мыслить.

Другая энергия регулирует выделительную функцию, и ее исчезновение влечет за собой полную потерю контроля над выделениями. С уменьшением двигательной энергии, которая соответствует в чем-то нервной энергии моторной системы, появляются судорожные спазматические конвульсии, а с ее исчезновением тело становится совсем неспособным к движению. Еще одна энергия управляет глотательными и дыхательными функциями. С ее остановкой теряется способность глотать, а также вдыхать и выдыхать.

Последовательное растворение. Ощущения и симптомы

Как при жизни различные элементы, взаимодействуя между собой, образуют

наши физическое и тонкое тела, так и при наступлении смерти они переходят одно в другое, проявляясь во внутренних и внешних признаках.

При переходе "земли" в "воду" тело становится неспособным к связным движениям, исчезает возможность держать голову, и кажется, что падаешь, скользишь в глубину. В этот момент умирающий просит посадить его прямо на кровати, взбить подушку, он цепляется за одеяло, как бы боясь упасть. Но уже ничто не может ему помочь, потому что внутреннее ощущение падения — верный знак того, что смерть неизбежна. Для тех, кто активно практиковал медитацию, появляется также тайный знак, содержащийся в возникновении некоего сияния, являющегося отблеском в уме истинного света.

Затем наступает переход "воды" в "огонь", связанный с исчезновением чакры на уровне сердца. В этот момент появляются нарушения сердечного ритма, слизистые оболочки высыхают и ощущается интенсивная жажда. Сознание теряет контроль над эмоциями, которые внезапно обостряются — можно неожиданно впасть в гнев или пережить другое эмоциональное состояние.

Затем наступает переход "огня" в "воздух", который сопровождается исчезновением чакры на уровне горла. В этот момент тело начинает остывать с конечностей и становится все труднее дышать: вдохи становятся короткими и болезненными. Теперь дыхание будет, так сказать, "холодным", то есть выдыхаемый воздух становится все холоднее. Наше восприятие мира становится шатким и прерывистым, в некоторые моменты мы узнаем окружающих, в другие погружаемся в темноту.

Переход "воздуха" в "пространство" соответствует растворению чакры, которая находится в области половых органов. Появляются предсмертные хрипы — агония, которая может сопровождаться короткими выдохами с хрипом и болью, почти без фазы вдоха.

В этот момент появляются видения, галлюцинации, которые сильно различаются в зависимости от индивидуума и являются отражением существования, которое он вел. Тому, кто убивал людей или животных, будет казаться, что они приближаются, чтобы отомстить за себя. Тому, кто вел мирное существование, практикуя Дхарму, будет иногда казаться, что Будда Амитабха пришел за ним, или какие-либо подобные видения мирного характера. Бывает, что многие практикующие Дхарму произносят имя Амитабхи в момент смерти.

Для того, кто осуществлял практику при жизни и чей ум спокоен, это момент воспоминания своего духовного учителя и установления в практике наступления смерти такого перехода, при котором можно, не испытывая иллюзий Бардо, войти прямо в Чистые поля. Воспоминание о ламах и йидамах всегда очень большая помощь в момент смерти даже для тех, кто не достиг нужной степени стабильности.

До этой стадии есть возможность вернуться из смерти, то есть из того, что называется состоянием комы. Так, некоторые люди, если их вынуждают обстоятельства, возвращаются из так называемой мнимой смерти.

Точка невозвращения: слияние двух жизненных начал

Следующим этапом является клиническая смерть — полная остановка сердца и внешнего дыхания: это момент растворения элемента "пространство" в сознании. В это мгновение входят в область, из которой нет возврата. Здесь прекращаются всякие явления рассудочной мысли: ум подвержен влияниям разложения того, что является основой жизни. При жизни в нашем теле есть два так называемых тигле, которые являются центрами сосредоточения тонкой энергии. Эти тигле не имеют реального цвета, но определяются как шар белого света на макушке головы, который является мужским началом, происходящим от нашего отца, и шар красного света на уровне пупка — женского начала, исходящего от нашей матери. Эти два шара являются полюсами нашего тонкого тела. В момент смерти они сходятся в области сердца, способствуя появлению в уме того, что называют белой дорогой и красной дорогой. Появление в уме белого пути — проявление мужского начала, сравнимо с ярким прекрасным светом, нежным и белым, который появляется на небе, когда выплывает луна. Красная дорога, происходящая от женского начала, проявляется как яркий луч, также очень нежный и красивый, медного цвета, похожий на сияние, которое заполняет небо перед восходом солнца. Эти "дороги" появляются также в момент погружения в сон, но они совершенно не замечаются. Тот же, кто умеет входить в сон сознательно, имеет возможность уловить мгновение, когда сознание охватывается вначале белым, а затем медным и золотистым светом.

В то самое мгновение, когда два шара сходясь сливаются на уровне сердца, происходит полное затемнение сознания, полное исчезновение ментальных явлений. Это часто сопровождается ощущением сильного шума, подобного удару грома. Эта фаза отсутствия сознания длится до трех-четырех дней для обычного человека, для подготовленных же она может длиться всего несколько секунд или даже может быть почти неощутима. Из этого состояния полного отсутствия сознания существо переходит в мир Ясного света Дхарматы, — мир истинной природы явлений. Великие мастера входят прямо в созерцание этого Ясного света, минуя фазу бессознательного пребывания, которая следует за слиянием двух жизненных начал.

Пробужденная смерть

Тот, кто осуществлял практику Дхармы в течение жизни, в момент приближения смерти садится в позу медитации. Если это невозможно, то можно лечь, принимая

позу вхождения в паринирвану Будды: вытянуться на правом боку, подложить правую руку под щеку, закрыв безымянным пальцем правую ноздрю для того, чтобы обеспечить тонкую циркуляцию, которая содействует положительному настрою и успокоению ума. Левая рука при этом лежит на левом боку. Такое вхождение помогает преодолению возможных препятствий в процессе перехода.

Ринпоче так вспоминает о смерти Калу Ринпоче: "В момент приближения смерти он проявил желание сесть в позу медитации. Его приближенные помогли ему и стали читать учения, наставления, позволяющие ясно увидеть своего «йидама». Калу Ринпоче оставался в этой позе совершенно прямым целую неделю. Когда подошло время, ему были даны надлежащие указания, которые гласили: «Теперь, сын достойной семьи, тебе нужно сделать выбор — останешься ли ты в Чистой земле или вернешься для блага всех существ. Настало время расстаться с этой плотской оболочкой, чтобы продолжить свой путь». В этот момент голова Калу Ринпоче упала набок и из одной ноздри вытекла белая, а из другой красноватая жидкость. Это были четкие знаки того, что в это мгновение индивидуальное сознание покинуло тело, и проявились они очень явно".

Ринпоче рассказал также историю об одном из своих учителей Кьемпо Шиме, который умер один в больнице. Он находился в отдельной палате и за ним ухаживал санитар. Незадолго до этого врач сказал ему: "Вам нужно ампутировать обе ноги, иначе я ни за что не отвечаю". Кьемпо Шиме ответил: "Нет, я уже стар, это ничего не изменит, оставьте все как есть". Он попросил санитара одеть его, затем, усевшись на кровати, сказал, что ему совсем хорошо и что тот может заниматься своими делами. Сосредоточившись, он сказал: "Ах, ах!" — и направил свое сознание в Дхармакайю. Он оставался неподвижным, сидя в медитации, три дня.

Есть также история Махасиддхи, достигшего йога, по имени Джамьян Тенпел, который жил в 19 веке и был одним из первых учеников Джамгена Конгтрула. Вначале он был торговцем, но однажды внезапно понял, что потерял зря время, разъезжая по свету, покупая и продавая товары. Он осознал глубокую неприязнь к циклу перерождений и попросил посвящения в учение. Получив его, он практиковал так хорошо, что добился удивительных результатов. Его видели летящим на лошади в пространстве в пустынной местности, и это было действительно чудесное явление. В конце своей жизни он пожелал выполнить ретрит в пещере, где и расположился, медитируя. В момент смерти, уже совсем больной и одряхлевший, он, тем не менее, как последнее доказательство своей реализации, выдавил на скале отпечаток своей руки. Этот след сохранился до сих пор, Ринпоче сам видел его, медитируя в этой пещере. Говорят также, что у него была прирученная коза, которая оставила след своих рогов на потолке грота. Возможно, она тоже иногда летала!

Ринпоче знал еще одного йога такого же уровня, умершего всего три-четыре года назад, которого он встретил, возвращаясь в Тибет. Этот йог практиковал форму аскезы, позволявшую ему есть всего лишь щепотку поджаренной ячменной муки в день и немного воды. Такой существовал в течение более двадцати лет, медитируя на высоте свыше четырех тысяч метров, облаченный в простую одежду из белого хлопка. Он жил в некоем подобии хижины — жилище, сложенном из необработанных камней, оставаясь всегда спокойным и в отличном здравии. Существует много подобных великих лам. А именно, в монастыре Ринпоче в Индии есть лама, который может по желанию не дышать в течение трех-четырех часов или оставаться в медитации без перерыва и без сна — он никогда не хочет спать! Два года назад этот лама сообщил, что он видел знаки своей будущей смерти. Он вошел в процесс умирания, и в момент перехода границы, из-за которой нет возврата, он услышал женский голос. Он поведал ему, что еще рано умирать, что нужно подождать. Процесс прервался, и он вернулся с "того света". Он и сейчас живет в монастыре Ринпоче.

Как мы уже упоминали ранее, освобождение осуществимо в момент смерти без прохождения Бардо Становления при воспоминании о своем духовном учителе и с помощью искренней молитвы о встрече с Буддой Амитабхой.

В случае достижения правильного отношения к родителям, друзьям и любимым, к другим привязанностям, с которыми нужно расстаться, и при успокоении ума, можно также миновать Бардо Становления. На основе этого стабильного покоя ума и при узнавании Ясного света Дхарматы — истинной пустотной и прозрачной природы всех явлений и ума, проявляющейся в конце Бардо смерти, будет возможно мгновенное освобождение от цикла рождений и смертей.



Созвучные материалы:
 

Обсудить   Библиотека    Главная  страница


ПРАКТИКА!



Rambler's Top100