Тайна Смерти. Беру Къенце Ринпоче.
Часть 5
Пробужденное сознание ума и Бардо, Бардо становления

Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
 
Пробужденное сознание ума и Бардо

Прежде чем получить учение, следует определиться в правильной мотивации в состоянии пробужденного ума. Эта бодхичитта развивается на двух уровнях: уровне стремления и уровне осуществления.

В первую очередь, нужно осознать нежелательность ситуации, в которой оказались все существа, блуждающие в цикле существований, чье сознание находится во власти эмоций, вовлекая их в нескончаемый поток рождений и смертей. Видя страдания, которым подвержены существа, бывшие нашими матерями бесчисленное множество раз, развивают постоянное стремление освободить их всех от мучений, которые они испытывают, и привести их к незыблемому счастью за пределами страданий. Это бодхичитта устремленности, выраженная в пожеланиях и молитвах.

Из сказанного становится ясным, что одного определения недостаточно, необходимо подкрепить его конкретными действиями, и это — второй аспект бодхичитты. Эти действия осуществляются благодаря практике шести высших совершенных добродетелей (парамит), которыми являются: щедрость, нравственность, терпение, воодушевление, медитация и знание мудрость. Это добродетели, которые позволяют нам действовать для истинного блага всех существ. Не пытаясь извлечь пользу для себя, начинаем жить с единственным намерением помочь всем без исключения существам избавиться от страданий.

Итак, будем стараться совершать добрые поступки, направленные на благо других, действия, соответствующие пробужденному сознанию. Проявлять великодушие простым и естественным образом, давая пищу и одежду тем, кто в этом нуждается, помогая больным: в общем, всеми возможными способами. Следует также совершать благие действия на уровне речи, обращаясь к ближнему ровным вежливым тоном, выбирая выражения, которые не задевали бы его прямо или косвенно, избегать неуместных намеков. Стараться также развивать благородство ума, максимально освобождаться от мыслей, вызванных ревностью и гневом, обращаясь к другим с максимальной доброжелательностью, помогая всем — естественно и без гордости.

Эти благие деяния тела, речи и ума, безусловно, нужны не только другим, но и полезны для нас самих, освобождая наш ум от затемнений и гневных эмоций, которые его наполняют. Эти благие деяния, устанавливая внутренние состояния спокойствия и доброжелательности, в гармонии с внешним поведением наполняют нас миром и покоем, ясностью и светом высшего ума.

Существует много способов развития бодхичитты в наших отношениях с окружающими. В первую очередь, следует относиться к другим, как к себе, основываясь на собственном опыте страдания и счастья, и уяснить тот факт, что все живые существа также желают избежать страдания и достичь счастья. Следовательно, если мы не хотим боли для себя, мы воздержимся от причинения страдания другим; если мы не хотим потерять то, что у нас есть, мы должны избегать брать у других то, что нам не принадлежит; также если мы сами ищем счастья, мира и безопасности, мы постараемся помочь в этом другим, обеспечив им такие условия, которых бы мы хотели для себя.

Так мы будем поступать в духе пробужденного сознания, на практике проявляя сострадание, желая избавить от страданий других, и любовь, желая сделать все существа счастливыми. Итак, мы принимаем такой образ мыслей и поведения, который поможет сделать людей счастливыми и освободить их от страданий так же естественно, как мы инстинктивно хотим этого для себя.

Как уже было сказано, поведение, наиболее близкое к бодхичитте, заключается в отношении к ближнему лучшем, чем к самому себе, в отдаче другим счастья, которого хотелось бы для себя, в принятии на себя чужих страданий. Медитация тонглен, которая заключается в контроле дыхания, помогает развивать такое поведение. Делая выдох, представляем, что выдыхаемый воздух — это свет, наполняющий мир и приносящий счастье и благодать всем существам, без деления на своих и чужих, друзей и врагов. Этот благодатный свет пронизывает все существа без различия подобно свету солнца. Делая вдох, думаем, что вдыхаем черный густой дым, конденсирующий все страдания, эмоции и негативности существ, таким образом освобождая их от мук. Этот темный дым растворяется в нас и исчезает. Такая медитация тренирует ум в альтруистической направленности и очень полезна для тех, кто ее практикует, так как она ослабляет привязанности — источник конфликтных эмоций, наполняющих ум.

Практика всех аспектов бодхичитты, особенно специальных практик, таких, как медитация тонглен, не только полезна для всех, но и чрезвычайно важна при входе в промежуточные состояния Бардо. Когда, например, человек оказывается прямо перед опасными и ужасающими ситуациями, которые являются материализацией наших страхов, эмоций и подсознательных стремлений. Чем больше мы заняты собой, привязаны к собственной персоне и подвержены власти эмоций, тем сильнее проекции и галлюцинации Бардо будут казаться реальными и ужасными. Таким образом, практика бодхичитты и всех практик в целом приносит эффект не только в данном существовании, но имеет целью облегчить момент смерти и переход в Бардо в той мере, в какой наш ум привыкает отходить от собственных проекций и беспокоящих эмоций. Эта тренировка поможет избежать захвата ужасными видениями Бардо. Более того, в предвидении будущего рождения согласно силе нашего желания и практики, мы будем направлены к благоприятному состоянию существования —драгоценному человеческому существованию, которое предоставляет нам возможность продолжить наш путь к просветлению и помощи другим существам.

Бардо становления

Мы уже знаем, что усердно занимавшийся буддийскими практиками в течение жизни и узнавший Ясный свет Пути, может освободиться в самый подходящий момент — момент смерти. Менее преуспевший в медитации способен освободиться в Бардо Ясного света Дхарматы. Еще менее способный медитирующий может освободиться в Бардо Становления. Для большинства же существ изначальный Ясный свет обычно появляется только на короткий промежуток времени и остается неузнанным и закрытым для понимания. Сознание в это мгновение погружается в состояние, лишенное всяких ментальных проявлений, глубокое, как сон, которое может длиться от нескольких секунд до нескольких дней в зависимости от индивидуальных особенностей. Затем, выходя из этого состояния бессознательности, попадают в Бардо Становления. Продолжительность этого Бардо индивидуальна. Некоторые остаются пленниками этого промежуточного состояния в течение очень долгого времени. Для других этот переход длится от нескольких мгновений до нескольких дней. Традиционно считается, что его максимальная длительность — сорок девять дней.

Существуют внешние признаки, указывающие, что человек покинул Бардо Дхарматы и вошел в Бардо Становления. Обычно появляется жидкое выделение на уровне ноздрей или сексуального отверстия. Это не имеет ничего общего с расслаблением запирающих мышц, которое происходит в момент смерти. Это явление происходит гораздо позже — при выходе из Бардо Дхарматы и через два-три дня после наступления смерти, в зависимости от индивидуальных особенностей. Появление этих знаков означает вход в Бардо Становления. Заканчивается это Бардо в момент, когда сознание вовлекается в новый процесс рождения через ту или иную матрицу.



Созвучные материалы:
 

Обсудить   Библиотека    Главная  страница


ПРАКТИКА!



Rambler's Top100