Тартанг Тулку Ринпоче
"ЖЕСТ РАВНОВЕСИЯ"
Часть четвертая. Осознавание.
Глава 2. Визуализация и видение - вопросы и ответы.

Предыдущая глава  Следующая глава  Оглавление

Вопрос: Осознавание и видение — это одно и то же?

Ринпоче: Да. В конечном итоге, когда разовьется наше понимание, все отвечает совершенному образцу. "Смотреть" и "видеть", однако, разные вещи, "осознавать" и "осознавать что-либо" — также различны, "Осознавать что-либо" — значит быть на страже, наблюдать за мыслями и пи объектами ощущения. Совершенное же осознавание не имеет содержания. Оно ни с чем не входит в соприкосновение — это просто полностью осознавать.

Вопрос: Является ли визуализация частью памяти?

Ринпоче: На относительном уровне время существует. На более высоком уровне времени нет. Осознавание это целое, подобное шару — внешнее и внутреннее, прошлое, настоящее и будущее — одно и то же. Так что визуализация — это не воспоминания, но иногда мы можем принимать их за таковые или так их интерпретировать.

Вопрос: Я не уверен, что понимаю разницу между вызыванием образа, обращением к памяти и просто "видением". Это все кажется мне одним.

Ринпоче: Один вид видения базируется на прошлом опыте — восприятиях, образах и воспоминаниях. Другой вид виденья не имеет особой формы, но и тогда образы из памяти могут вмешиваться. Когда бы мы ни подумали о чем-либо, мы немедленно создаем образ мысли. Мысль и образ существуют одновременно — подобно матери, вынашивающей ребенка. Все мы связаны нашими воспоминаниями, так что "видение" может включать много специфических образов, основывающихся на нашем прошлом опыте. В общем случае образы затемняют прямое переживание, задерживают спонтанный поток мысли и отнимают положительную энергию из медитативных состояний. Но мы можем и трансмутировать их форму, так что ее больше не останется. Образы становятся чистым знанием, чистым видением, чистым осознаванием. Однако, мы можем "видеть" и без всяких образов так, что наша способность смотреть преобразуется в осознавание. Так мы проникаем в природу экзистенций — мы выходим за время, реализуя понимание, что прошлое, настоящее и будущее являются одним. Если мы поняли это, то можем понять, как действует ум.

Вопрос: Визуализируя образ, я испытываю сильный запах цветущих яблонь моего детства. Интересно, не включает ли визуализация также и чувство, осязание, вкус и запах?

Ринпоче: Да, все. И все же я думаю, что, вероятно, вы затрагиваете только поверхностные аспекты без ясного схватывания основного. Пусть запах остается, но вы можете увидеть также и окружение: сад и деревья, контур ландшафта, что вы делали во время прогулки, утром или вечером; могут всплыть воспоминания, которые, вы думали, уже забыты.

Вопрос: Однажды я попытался визуализировать цветок, мне трудно было увидеть его. Тогда я подумал, что если я зажгу спичку, я, возможно, смогу увидеть его.

Ринпоче: Но "видение", о котором мы говорим,- не обязательно физическое зрение. "Видение" — это то, что немедленно приходит к вам, когда вы убираете рациональный ум и остаетесь раскованными и уравновешенными. Что-то необычное. Это и есть путь к тому, чтобы начать "видеть".

Вопрос: Может ли это быть осознаванием звуков или других вещей вокруг нас?

Ринпоче: Да, но осознавание не обязательно ограничивается объектами восприятия. Различие состоит в том, что когда мы "осознаем" видимое или слышимое, предметы зрения и слуха, мы все еще зависимы от объекта вследствие связи с ним. Это осознавание имеет тонкую энергию хватания, которая поддерживает осознаваемый нами объект и тем самым привязывает нас к нему. Мы постоянно теряем энергию в этом процессе. Однако когда мы осознаем не какую-то вещь, когда мы просто полностью сознательны, наша энергия и наше знание свободны и интегрированы.

Когда качество визуализаций становится очень редактированным, происходит "видение", хотя мы вовсе не обязательно увидим образы. Видение есть переживание, а не его интерпретация. Если "видение" становится частью нашей жизни, мы продолжаем видеть мир вокруг нас, но мы более не привязаны к тем формам и образам, которые видны. Хотя это может оказаться для вас сейчас не слишком ясным, когда-нибудь вы поймете — переживание скажет само за себя.

Вопрос: Иногда кажется, что осознавание прекратилось и стало очень спокойным...

Ринпоче: Правильно. Это качество переживания. Также иногда вы можете почувствовать это качество переживания, когда вы очень сердиты или взволнованы, так как в эти моменты ум очень бдителен и все, на что вы смотрите, особенно ярко. В моменты, когда ваше осознавание однонаправленно, отрицательные силы не могут вытащить вас из центра. Осознавание имеет качество целостности... Никто не может разделить его. Оно имеет совершенное качество сияния, подобно алмазу. Один из видов упражнения по увеличению и очищению осознавания в медитации — это возбудить гнев, не будучи внутренне пойманным им. Некоторые сострадательные божества могут принимать ужасные формы, но их внутреннее отношение всегда преисполнено мира. Чувство может быть чрезвычайно интенсивно, но без агонии и дискомфорта, без боли и отделенности, без разрушительности и связанного с ней запустения. Эта гибкость важна, но выполнение этой политики продолжительное время ведет к трудностям в сохранении равновесия, так что лучше не делать эти упражнения слишком часто и слишком долго.

Каждый момент на протяжении дня несет в себе эмоцию, с которой можно работать, и всякая ситуация очень полезна для обновления и перезарядки вашей энергии. Это не означает, что нужно напоминать себе осознавать — осознавание уже там. Вам не обязательно говорить себе об этом, так как, делая это, вы утрачиваете осознавание. Очень трудно быть все время внимательным, но даже когда вы несколько возбудитесь, вы всегда можете начать снова в следующий момент. Сам момент есть осознавание.

Важно попытаться быть осознающим и гибким в каждой ситуации вашей повседневной жизни. Вы можете решить, что следует уединиться, а затем практиковать, но учения не зарезервированы, не приучены к какому-либо определенному времени. Нужно практиковать все время — полезен всякий аспект опыта и нет никаких периодов, когда, как вы чувствуете, можно отложить это на некоторое время. Сама жизнь — это живая практика.

Вопрос: Когда вы говорите, что каждая мысль драгоценна, вы имеете в виду, что нам не следует дифференцировать мысли на хорошие, плохие, безразличные?

Ринпоче: Правильно. Ценно всё наше переживание. Мы уже рождены в своей истинной природе. Всякая отдельная мысль несет послание, силу, знание. Поэтому каждый отдельный аспект нашего опыта драгоценен, нет ничего, что следовало бы отбросить.

Ум продуцирует вид движения, когда мысли и образы постоянно двигаются через него, а это движение порождает определенную энергию. Мы можем также сказать, что на самом деле ум приводит себя в действие, это — самоподдерживающее течение. Далее ум не является твердым. Он так же и не просто собрание перцепции или самоотождествления, а развивающийся процесс — нет ничего, наблюдающего с заднего плана, направляющего послание ума; ум действует, не имея какого-либо основания, фундамента или субстанции. Нет ничего реального в себе, человеческий ум может показаться почти магическим в своей работе.

Подобным же образом действует визуализация. Возникает образ, и мы думаем, что должно быть нечто вызывавшее его появление, но ничего нет. Это магическое качество ума. Когда мы увидели эту силу ума и познакомились с ней, тогда мы можем направить ее и использовать для более высоких целей. Например, когда мы пользуемся водой реки, она может быть весьма полезной в производстве электричества, но река сама по себе не имеет особой ценности, пока она не запружена, не "запряжена". Когда мы неправильно используем ум, мы допускаем утечку энергии. Но когда мы используем его правильно, ум открывает нам значительно большие ресурсы, чем мы могли бы себе вообразить. Существует огромный потенциал человеческого ума, но поскольку умы наши весьма не дисциплинированы, обычно мы можем иметь дело только с одной идеей или образом в одно время. Визуализация может быть очень полезной для направления энергии и силы, необходимых для испытания, усиления и развития ума.

Лучшие визуализации развиваются естественно. Если визуализированный процесс начинает работать по-настоящему, могут произойти различные естественные феномены. Некоторые практики могут привести к очень мощным эффектам, а некоторые из них, будучи усиленными, могут стать опасными, как физически, так и ментально, если мы не понимаем, что мы делаем. Когда эти энергии не используются конструктивно, они либо застаиваются, либо тратятся впустую — даже хуже, они могут причинить вред. Так что важно с такими энергиями работать осторожно и так их интегрировать, чтобы они на самом деле могли питать нас.

Ментальная энергия, направляемая путем визуализации, очень действенна и иногда может оказаться очень пугающей. Некоторые неприятные формы могут возникнуть перед нами — но эти формы не для того, чтобы ужасать нас, а лишь учить тому, что состояния, которые они выражают, составляют часть природы наших умов и что эти состояния при правильном использовании могут продуцировать положительную энергию ума. Визуализация учит использовать весь ум.

Когда мы узнаем, как использовать визуализацию, сама визуализация будет учить нас, как двигаться дальше. Объяснения на концептуальном уровне больше не обязательны, так как цель, ценность и значение обнаруживает себя как в системе автоматической обратной связи. Визуализация работает естественно, без ввода новой информации. Уму не нужно говорить, как медитировать или визуализировать, он уже сам делает это в совершенстве.

Предыдущая глава  Следующая глава  Оглавление



Созвучные материалы:

Обсудить(Для обсуждения нужно зарегистрироваться на форуме)   Библиотека    Главная  страница

Практика!


Rambler's Top100