Знаки на пути
из книги Намхая Норбу Ринпоче «Кристалл и путь Света»
 

…Достигнув созерцания любым методом, нужно продолжать пребывать в нем. Практика внесения созерцания в каждое действие и ситуацию называется трэгчод, что буквально означает "высвободить, рассекая", в том смысле, что вы полностью расслабляетесь, наподобие того, как рассыпаются туго связанные прутья, если разрезать стягивающую их веревку. Продолжение трэгчод - практика тодгэл, что означает "превзойти наивысшее". Это поистине глубоко тайная практика, и здесь уместно дать лишь самое общее ее описание, которое никоим образом не может считаться наставлением по практике.

Тодгэл есть только в учении Дзогчен. Благодаря этой практике можно быстро привести свое состояние к конечной цели. Занимаясь практикой "четыре света", достигают четырех видений тодгэл, а далее, благодаря единству видения и пустоты, достигают реализации Тела Света. Это - исчерпание бытия, когда само физическое тело растворяется в сущности элементов, которая есть свет. Мы коснемся этого позже, когда будем говорить о Плоде, или реализации. Но чтобы осуществить практику тодгэл, необходимо довести до совершенства практику трэгчод, когда практикующий будет способен постоянно пребывать в состоянии созерцания.

Хотя я получил наставления по практике тодгэл еще в Тибете от Чангчуба Дордже, когда жил у него, по-настоящему применять их на практике я стал только много лет спустя. Просто я не считал, что достаточно развил свои способности. Но однажды, когда я уже много лет прожил в Италии и преподавал в Неапольском университете, мне приснился сон. В этом сне, как это часто бывало в моих снах, я вернулся в Тибет навестить своего учителя Чангчуба Дордже. На этот раз Учитель встретил меня и сказал:

- Что, приехал из Италии?!
- Да, ответил я, только мне придется сразу же вернуться назад.
Я слегка волновался, как бы меня здесь не обнаружили китайские власти. Затем Учитель спросил, как продвигается моя практика. Я ответил, что, по-моему, неплохо, а он снова спросил:
- Какой практикой ты больше всего занимаешься?
- Все еще трэгчод, ответил я.
- Все еще трэгчод, повторил он. - Значит, ты еще не начал практиковать тодгэл?

Я ответил, что не начал, так как он всегда говорил мне, что сначала необходимо основательно утвердиться в практике трэгчод.

- Да, согласился он, но я не говорил, что ты должен потратить на эту практику всю свою жизнь; теперь тебе пора практиковать тодгэл. А если у тебя возникнут какие-нибудь сомнения, пойди спроси Джигмэда Лингпа.

Я подумал, что он говорит нечто странное, поскольку, конечно, знал, что Джигмэд Лингпа, великий учитель Дзогчена, жил в восемнадцатом веке и его уже давно нет в живых.* Может быть, я неверно понял сказанное Учителем? Я попросил его объяснить, но он только сказал: "Джигмэд Лингпа на горе за домом. Иди к нему сейчас же!"

* Джигмэд Лингпа (1729-98) был великим учителем Дзогчена школы нингмапа и жил в Восточном Тибете. Он был воплощением Вималамитры, великого учителя Дзогчена, который жил в восьмом веке и стал официальным наставником тибетского царя Трисонг Дэцена. Джигмэд Лингпа завершил возрождение Учения, начатое Лонгченом Рабчжампа (1308-63), от которого он в течение жизни получил много видений. Он никогда не проходил традиционного курса обучения, но, завершив пятилетнее затворничество, проявил благодаря своей ясности такие широкие познания, что повсюду стал знаменит как великий ученый. Он переработал и составил Лонгчен Нингтиг. Его наследие составляет девять томов собрания сочинений, в том числе авторитетные труды по тибетской истории и медицине, а также тексты о целебных свойствах носимых на теле драгоценных камней. Он был зачинателем римэд, или экуменического, несектарного движения, которое возникло в Восточном Тибете в противовес разобщенности и замкнутости разных школ с целью призвать их к более гармоничному сотрудничеству

За домом, где жил Учитель, была высокая скалистая гора. Он велел мне взобраться на вершину этой горы и там найти пещеру, в которой должен быть Джигмэд Лингпа. Но я хорошо знал эту гору, потому что раньше, когда жил у Учителя, много раз залезал на нее, собирая лекарственные травы, и, по крайней мере тогда, не видел там никакой пещеры. Я подумал: "Очень странно, вряд ли там есть какая-нибудь пещера," - а вслух спросил: "По какой тропе мне добраться до той пещеры?", потому что наверх вело две тропы. Но Учитель только сказал: "Поднимайся прямо здесь! Ступай, не мешкая! Попроси Джигмэда Лингпа прояснить любые сомнения по тодгэл, которые у тебя есть, а потом практикуй". Чтобы не раздражать Учителя, я не стал больше задавать вопросов. Я подумал, что он отругает меня, если я буду упорствовать, и потому сказал: "Хорошо, уже иду", и вышел.

Во сне я стал карабкаться на гору прямо за домом. Тропы там не было, а поверхность скалы была совершенно гладкой, но мне удавалось взбираться по ней. В одном месте я заметил на скале надпись. Вначале мне показалось, что на камне высечены мантры, тибетцы часто высекают их на таких скалах. Приглядевшись, я увидел, что это совсем не мантры. Прочитав несколько фраз, я обнаружил, что это целая тантра - как мне показалось, тантра Дзогчена. "Не очень-то хорошо ходить по тантре!" - подумал я и, продолжая карабкаться вверх, стал читать стослоговую мантру Ваджрасаттвы, чтобы очистить свой дурной поступок.

Затем я добрался до стоявшего вертикально камня, на котором было написано название этой тантры. Позже я обнаружил, что это было название одного из тэрма Упадэши, или раздела Мэннгагдэ. Я продолжал взбираться дальше и добрался до ровной луговины, на дальнем конце которой виднелось большое каменистое обнажение. Я медленно пошел туда и там, действительно, обнаружил пещеру. Хотя никакой уверенности, что в ней окажется Джигмэд Лингпа, у меня не было, я все же медленно вошел в отверстие пещеры.

Заглянув внутрь, я увидел, что пещера довольно велика, а в середине ее лежит большой белый камень. На этом камне сидел ребенок, совсем маленький мальчик, на котором было легкое прозрачное голубое одеяние из материи, похожей на ту, из которой на Западе шьют ночные рубашки. У него были очень длинные волосы, и он сидел в обычной позе, вытянув ноги вперед, а не в позе медитации или практики.

Я забрался на большой белый камень и осмотрелся по сторонам: нет ли здесь еще кого-нибудь, но больше никого не оказалось. Я подумал: "Вряд ли это Джигмэд Лингпа, он же совсем ребенок", и медленно приблизился к нему. Мальчик смотрел на меня с таким же изумлением, как и я на него. Тогда, поскольку Учитель послал меня специально для того, чтобы я встретился с Джигмэдом Лингпа, а больше в пещере никого не было, я решил, что, должно быть, это он и есть, и нельзя проявлять неучтивость. Мальчик продолжал смотреть на меня, и я почтительно обратился к нему: "Мой Учитель послал меня к вам".

Тогда ребенок, не произнеся ни слова, знаком велел мне сесть. Я подумал: "Интересно, что он будет делать", и сел. Мальчик поднес руку к голове - его волосы не были собраны в прическу, а падали свободно, вытащил свернутый листок бумаги размером с половину сигареты и развернул его. Он начал читать вслух, и голос у него оказался совсем детским. Мне стало ясно: то что он читает, это тантра, и я подумал: "Видно, не случайно Учитель послал меня сюда найти Джигмэда Лингпа!" - потому что все, что читал мальчик, относилось к четырем светам тодгэл. Я искренне изумился и в этот самый миг проснулся у себя дома, в Италии. Тогда я понял, что для меня настало время практиковать тодгэл.

Такие знаки часто проявляются из собственной ясности ученика, когда рядом нет Учителя, который мог бы дать ему наставление или совет, но здесь важно не спутать фантазию с истинной ясностью. Фантазия - это нечистое видение, которое возникает из кармических следов в обусловленном потоке сознания человека, в то время как ясность - это проявление чистого видения. Если начать практику тодгэл преждевременно или не в должное время, не достигнув необходимого уровня в трэгчод, то это, несомненно, повлечет за собой серьезные препятствия на пути, и здесь лучшее средство защиты - руководство квалифицированного Учителя и полное доверие ученика к его наставлениям.



Созвучные материалы:
 

Обсудить   Библиотека    Главная  страница


ПРАКТИКА!



Rambler's Top100