Христианство и буддизм - 3
 
Любовь и сострадание в Христианстве


В «Библейском словаре» объясняется, что Библия содержит в себе попытку выделить любовь, отличая её от вожделения, привязанности и других типов того, что обычно считается любовью. В словаре говорится:


…«Любовь» – одно из важнейших понятий в Библии, поэтому оно имеет строгое определение. В греческом языке есть четыре слова для обозначения любви: «эрос» (эротическая любовь), «сторге» (чувство привязанности к семье), «филиа» (дружба, любовь к друзьям) и «агапэ» (христианская любовь). Для выражения христианской любви в Новом Завете используется только слово «агапэ». В греческом переводе Ветхого Завета «агапэ» также является единственным словом, которое используется для передачи слова «ахава», означающего «любовь» на еврейском языке. Всё это делается для того, чтобы отличить христианскую любовь от других типов любви.

Любовь можно подразделить на три категории: любовь Бога к человеку, любовь человека к Богу и любовь людей друг к другу. Это ясно выражено в следующем месте Библии:

В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Возлюбленные! Если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга.

1-е Иоанна 4: 10,11


Очевидно, что любовь Иисуса и есть Святая Любовь. Почему её можно так назвать? Дело в том, что в основе этого чувства лежит стремление взять на себя страдания других и поднять их на более высокий уровень.

Тогда что есть Святая Любовь согласно Учению? Это означает следующее: привести все существа, сперва тех, с кем имеется тесная кармическая связь, а, в конце концов, и тех, с кем она слаба, к практике Дхармы и вхождению в Святые Небеса (Небеса Брахмы, Рай, Царствие Небесное – все эти названия обозначают один и тот же мир). А затем из Святых Небес, благодаря претворению в жизнь учения более высокого уровня, привести их сначала к разрушению мирских желаний (Нирване), а потом к полному разрушению мирских желаний (Маха Бодхи Нирване). В этом и состоит смысл Святой Любви. Кроме того, искренне радоваться, когда все души претворяют в жизнь Учение – это и есть Святая Любовь.

Как видите, «любовь» – учение Иисуса – входит и в буддизм. Тогда что можно сказать о Святом Сострадании, втором из Безмерных Состояний Души? Если заглянуть в Библию, то там можно найти и описание практики Святого Сострадания:


Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфей, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидевши то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьёт с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Пойдите, научитесь, что значит: «милости хочу, а не жертвы»? ибо Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию.

От Матфея, 9: 9-13

И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?

Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего как самого себя.

Иисус сказал ему: правильно ты отвечал, так поступай, и будешь жить.

Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?

На это сказал Иисус: некоторый человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставивши его едва живым. По случаю один священник шёл тою дорогою и, увидев его, прошёл мимо. Также и левит, быв на том месте, подошёл, посмотрел и прошёл мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашёл на него и, увидев его, сжалился. И подошед перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привёз его в гостиницу и позаботился о нём. А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нём; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.

Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?

Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

От Луки, 10: 25-37


Христос ставит сострадание выше любви. В буддийской практике Четырёх Безмерных Души первой ступенью является Святая Любовь.

Сострадать – значит сочувствовать несчастью всех людей и испытывать печаль вместе с ними. Печаль должна быть не только в вашей душе: когда она начнёт проявляться в ваших словах и поступках, это будет означать, что в вас впервые появилось сострадание.

Давайте обсудим первый случай. Здесь говорится о том, что Иисус пригласил мытарей и грешников и ел и пил вместе с ними. Другими словами, он избрал людей, имеющих низкое общественное положение, а не тех, кто уже был счастлив, чтобы благословить их и сделать их счастливыми. Это – основа сострадания.

Другими словами, основа сострадания такова: помочь грешникам исповедаться в своих грехах, раскаяться и перевоплотиться в высшем мире, а также всем сердцем сочувствовать тому, что они накопили дурную карму.

Во втором случае Иисус учит тому, как нужно практиковать сострадание в повседневной жизни. Он беспристрастно объясняет, как следует относиться к несчастному. Это действительно прекрасное объяснение.

На этот раз были рассмотрены Святая Любовь и Святое Сострадание, чтобы показать общие черты буддизма и христианства. Эти религии имеют один путь, поскольку в них до определённого уровня всё совпадает. Этот определённый уровень – Святые Небеса, так как христианство проповедует путь, ведущий к ним. Святые Небеса – это мир, находящийся выше Мира Страстей (включающего и мир Людей), так что он существует в Верхнем Мире Форм. Этот мир расположен на пути к Маха Бодхи Нирване, которая является конечной целью буддизма.

Созвучные материалы:
 

Обсудить   Религии    Главная  страница



Rambler's Top100