О монашестве
Отрывок из лекции, прочитанной Намхаем Норбу Ринпоче
в Цегъялгаре 11 мая 2002 года
 


Китайцы говорят, (и я помню об этом), что когда они пришли в Тибет, там жило 3 миллиона человек. Мы, тибетцы, считаем, что в то время население составляло 6 миллионов. Во времена последнего Тибетского царя (Речь идет о конце позапрошлого тысячелетия, около 1100-1200 лет назад ) было тринадцать миллионов населения (минимум) - так говорят китайские официальные источники.

Намхай Норбу Ринпоче в Цегъялгаре

Так почему население уменьшилось? Везде оно увеличивалось, а в Тибете - уменьшилось.

В Тибете со временем большое влияние получили монастыри. Сачапа и другие ламы стали учителями китайских императоров. Императоров почитали, те были счастливы, что управляли Тибетом. Пока они правили Тибетом, они увеличивали количество монастырей и монахов. Если у вас есть большой монастырь, в котором много монахов, у вас есть власть, особенно когда [существует] много школ и традиций. У кого больше монахов, у того больше власти, и это, естественно, стало иметь значение. Поэтому все были заинтересованы в том, чтобы монахов было больше. Таким же образом поступали все - для того, чтобы увеличить свои возможности. И все стали увеличивать количество монахов.

В древнем Тибете не было таких больших монастырей, как те, что появились недавно. И также в то время быть монахом было проще. Если вы - мирянин и живете в деревне, то обязаны изо всех сил трудиться, обязаны платить правительству. Проблем много, жизнь нелегкая. Но если вы - монах, и идете в монастырь, особенно в монастырь традиции Гелугпа, которым ввиду того, что они считались государственными монастырями, платило правительство, живете там, и если хотите, немного учитесь. В противном случае, немного молитесь. Это - легкая жизнь. По этой причине все шли в монастыри и в перенаселяли их. Например, до китайской революции в таких монастырях, как Дрепунг было более десяти тысяч человек.

Когда вы становитесь монахом, конечно, вы не умножаете население. Мужчины шли в монастыри и женщины тоже пытались стать монахинями. Кто будет увеличивать население? Вместо увеличения оно уменьшалось, уменьшалось, уменьшалось, и в итоге получилось шесть миллионов. Вместо увеличения. Это - одна из наших ошибок.

Люди думают: О, быть монахом, жить в монастыре, это - духовная жизнь, это - фантастика! Если вы становитесь действительно серьезным, прекрасным монахом, то даже если населения не осталось, это не страшно. Гораздо лучше, если все достигнут реализации. Но такого не было. Было одно лишь уменьшение населения.

Намхай Норбу Ринпоче в Цегъялгаре

Далее, Учение, Дхарма - не такая. Вам не обязательно быть монахом. Можно быть и мирянином, практиковать и достигать реализации. Но в Тибете это отношение [к монашеству] очень укоренилось.

Я помню, что когда был очень молод, перед приездом в Италию, Кармапа, который считал, что быть монахом очень важно, и когда я был в Сиккиме и работал в офисе развития Сиккима, Кармапа прислал мне письмо, в котором говорилось, что я должен приехать к нему.

"Ты обязательно должен стать монахом." - он прислал мне приказ стать монахом. Я не поехал, так как у меня была работа, я должен был бывать в офисе, и я написал письмо: "извините, у меня нет времени да и вообще я не хотел бы становиться монахом".

Позже, через несколько недель он послал ко мне человека. Прибыл монах и я не мог сказать, что я не могу ехать на встречу с Кармапой. Потом я приехал к Кармапе, мы поговорили. Он сказал, что я обязательно должен стать монахом. Я сказал, что у меня нет мыслей о том, что я хочу стать монахом. "Если бы мы жили в Тибете, как раньше, когда я учился, я захотел бы стать монахом, потому, что монахов много, все в порядке. Но сейчас мы живем здесь. Я не знаю, как сложится будущее, куда я поеду и где я буду жить, я не могу быть монахом. Если я действительно захочу стать монахом, мне надо будет стать им, делать раскаяния каждые пятнадцать дней, как полагается, и так далее, но это невозможно. "

Он сказал: "Это очень важно. Ты - очень важная реинкарнация, у тебя будет больше возможностей для того, чтобы принести пользу живым существам." Я не согласился и сказал, что это не так. Дело в том, что если я хочу принести пользу другим, я могу сделать это даже и не становясь монахом. Потому, что, например, в Махаяне у нас есть такие важные Бодхисаттвы, как Манджушри и ли Авалокитешвара - и они - не монахи. Они принесли огромную пользу, так что не обязательно становиться монахом.

Так мы беседовали. В конце он осознал, что я не хочу [становиться монахом]. Но когда я уезжал в Италию, я приехал, чтобы повидать Кармапу. И он дал мне очень хорошую статую Будды, очень древнюю, прекрасную. И он сказал мне, когда давал эту статую: Я хочу дать тебе эту статую для того, чтобы ты помнил, что однажды ты станешь монахом. Я пообещал, что "если я когда-нибудь захочу стать монахом и принять обет, то приду к тебе."



Созвучные материалы:
 

Обсудить   Религии    Главная  страница



Rambler's Top100