Свами Вивекананда
Христос - Посланник

Лекция, прочитанная в Лос-Анджелесе, Калифорния, 1900
 

Волна, вздымаемая на поверхности океана, оборачивается пустотой. Затем вырастает новая волна, может быть, даже больше предыдущей, и тоже проваливается в бездну; снова поднимается и - несется дальше. В чередовании. событий мы наблюдаем те же подъемы и низвержения и обычно замечаем взлеты, забывая про падения. Но и те и другие необходимы, и в обоих есть величие. Это - основа Вселенной. И в нашей социальной жизни, и в области духа существует та же непрерывность движения, непрерывность взлетов и падений. Либеральные идеалы, как и величайшие из событий, в своем движении вперед переживают периоды упадка, усвоения, размышления о происшедшем и приспосабливания, сбережения, накапливания сил для еще одного подъема и взлета.

История народов всегда выглядела так. Великий дух. Посланник, к которому мы обратимся сегодня, появился в тот период истории своего народа, который мы можем определить как глубокий упадок. Мы располагаем лишь скудными сведениями о сказанном и содеянном им, содержащимися в случайных записях; ибо истинно говорится: если бы было записано каждое слово его и каждое деяние, то он бы заполнил собою весь мир. А его пастырская деятельность - это целая эпоха, сжатая в три года, на осмысление которой понадобилось девятнадцать столетий и, кто знает, сколько понадобится еще! Маленькие люди, такие, как вы и я, суть простые получатели незначительного количества энергии. Нескольких минут, нескольких часов, в лучшем случае нескольких лет достаточно, чтобы растратить ее всю, взять всю силу, которой эта энергия обладает, и потом уйти навсегда. Но это был - титан: прошли века, а оставленная им миру энергия еще не использована, не исчерпана до конца. Сила ее с годами только увеличивается.

А сейчас мы немного коснемся жизни Христа - воплощения Бога у евреев. Когда Христос родился, евреи находились в том состоянии, которое я называю впадиной между двумя волнами; в стадии консерватизма, когда мысль человеческая исчерпала себя в движении вперед и пеклась лишь об уже достигнутом; в стадии, когда больше внимания уделялось деталям, мелочам, а не общим, глобальным жизненным проблемам; в стадии стагнации, а не развития; в стадии, когда преобладала забота о сохранности, а не о прогрессе. Должен заметить, я не обвиняю это время. Мы не имеем права критиковать его - не было бы этого падения, не было бы и подъема, воплощенного в Иисусе из Назарета.

Чрезмерное внимание к формам, догмам, каждодневным деталям культа, к ритуалам может показаться смешным, но именно в них содержится сила. Часто в стремлении вперед мы растрачиваем силу. Как правило, фанатик сильнее либерала. У фанатика есть большое достоинство, он накапливает энергию в огромных количествах. Но энергия скапливается как в отдельной личности, так и у целого народа. Окруженный со всех сторон врагами, угнетаемый Римом, испытывающий интеллектуальное воздействие эллинизма, влияния Персии, Индии и Александрии - окруженный в физическом, ментальном и нравственном смыслах - выстоял народ, обладающий огромной, накопленной, присущей только ему силой, нерастерянной потомками до сих пор. Все усилия были направлены на концентрацию энергии вокруг Иерусалима и Иудаизма. Но, однажды собранная в одном месте, сила не может оставаться неизменной, она должна расходовать и вырабатывать себя. Не существует на земле энергии, способной удерживаться в ограниченных пределах. Она не может находиться долгое время в сжатом состоянии без освобождения в последующие периоды.

Эта сконцентрированная в еврейском народе энергия нашла свое выражение в период появления Христианства. Собранные потоки сошлись в теле. Мало-помалу они слились в один поток, стали вздымающейся волной, на вершине которой возвышалась личность Иисуса из Назарета. Таким образом, каждый Пророк - это творение своего времени, творение истории своего народа; но он, в свою очередь, является творцом будущего. Сегодняшнее существование - это следствие прошлых усилий и причина для появления будущих. Так надо рассматривать Посланника. В нем воплощено все великое и прекрасное своего народа, знания, жизнь, за которые этот народ боролся веками; а сам он - это импульс для будущего не только одного народа, но многих.

Но мы должны иметь в виду следующее: мой взгляд на великого Пророка из Назарета - это взгляд с точки зрения жителя Востока. Вы давно забыли, что Назаретянин сам был представителем Востока. Со всеми вашими попытками изображения его голубоглазым и светловолосым, он, тем не менее, был восточным человеком. Все сравнения, образы библии - декорации, местоположение, отношения, категории, поэтика и символика - говорят вам о Востоке: о сияющих небесах, о жаре, о солнце в пустыне, о томимых жаждой людях и животных; о стадах, землепашцах, о возделываемых полях, простирающихся вокруг; о водяных мельницах с мельничными прудами, колесами и жерновами - о всем том, что и сейчас можно видеть в Азии.

Голос Азии - голос религии. Голос Европы - голос политики. Каждый велик по-своему. Голос Европы - это голос древней Греции. Для греков предметом любви было непосредственно их общество. Все, что ни делали сами греки, считалось верным и правильным, а все, что существовало в мире кроме них,- ложным, порочным и не имеющим права на существование. Они были очень сильны в своих человеческих проявлениях, очень естественны, очень артистичны. Греки жили полностью в этом мире. Они не грезили. Даже их поэзия практична. Их боги и богини не просто люди, а прежде всего люди, со всеми человеческими страстями и чувствами, которыми обладает каждый из нас. Они любили прекрасное, но, уверяю вас, только во внешних проявлениях: красота гор, снегов, цветов, красота форм и фигур, красота человеческого лица и, гораздо чаще, тела - вот что нравилось грекам. Для всей окружающей Европы греки стали учителями, Европа заговорила голосом Греции.

В Азии все по-другому. Представьте себе огромный, обширный континент, вершинами гор достающий до облаков и касающийся голубых небес, простирающуюся на многие мили пустыню, где не найти ни капли воды, не говоря уже о клочке травы, непроходимые леса и огромные реки, несущиеся к морю. Среди всего этого окружения любовь Востока к прекрасному и возвышенному развивалась в ином направлении. Она направлена вовнутрь, а не вовне. Здесь также есть тяга к природе, та же жажда власти, превосходства, что и у греков и у варваров, но она захватывает .более широкий круг понятий. Даже теперь в Азии цвет кожи и язык не определяют народ. То, что образует народ,- религия. Мы все - христиане; мы все - мусульмане; мы все - индуисты или буддисты. Не имеет значения, что буддист - китаец или выходец из Персии, они считают себя братьями, так как исповедуют одну религию. Религия - связующая нить человечества. И, возвращаясь к теме, человек Востока рожден мечтателем, фантазером. Шум водопадов, пение птиц, великолепие солнца, луны и звезд прекрасны, но не достаточны для его сознания. Он хочет мечтать о нереальном. Он хочет уйти за пределы настоящего. Настоящее, в том виде, как оно существует,- ничто для него. Восток - колыбель человечества, и судьба его полна всяческих превратностей. Царства сменялись царствами, империи сменялись империями, человеческая власть, слава и благополучие - все прошло здесь: Голгофа власти и учений. Таков Восток: Голгофа власти, царств, учений. Неудивительно, что ум Востока смотрит с презрением на этот вещественный мир и хочет увидеть среди нищеты и смерти нечто неизменное, благодатное, вечное. Пророк Востока никогда не устает отстаивать эти идеи; а что касается Пророков, то, должен напомнить, что все без исключения Посланники были представителями Востока.

Итак, прежде всего, Иисус из Назарета - настоящий, преданный сын Востока. Он не питал веры ко всему, что принадлежит этому быстроисчезающему миру.

У него не было другого занятия в жизни, другого понятия, кроме того, что он - Дух. Это был отъединенный от тела, раскованный, освобожденный Дух. Но дело не только в этом; он, со своей удивительной проницательностью, был убежден в том, что каждый человек, будь то мужчина или женщина, еврей или не еврей, богач или бедняк, праведник или грешник, является воплощением того же нетленного Духа, что и он сам. Поэтому, как видно из всей его жизни, все усилия его были направлены на пробуждение духовной сущности каждого. Отбросьте, он говорил, суеверные представления о собственной ничтожности и обездоленности. Думайте не о том, что вас унижают и истязают как рабов, а о том, что внутри вас существует нечто, что нельзя унизить, растоптать, убить. Вы все - Сыновья Бога, Бессмертного Духа. Знайте,- провозглашал он,- Царство Божие внутри вас. "Я и Отец - одно". Надо отважиться и сказать не только: "Я - Сын Божий", но и то, что лежит в самой глубине души: "Я и Отец - одно". Вот, что говорил Иисус из Назарета. Он никогда не разговаривал об этом мире и об этой жизни. Он не хотел ничего совершать в ней, но он хотел дать толчок для движения всего существующего мира по пути достижения сияющего Божественного Света, к реализации каждым своей духовной сущности, когда будет побеждена смерть и изгнаны страдания.

Мы прочли все, что было написано о нем, мы знаем схоластиков, их работы, их высокую критику и мы знаем все, что может дать наука. Мы здесь не для того, чтобы обсуждать, насколько Новый Зачтет подлинен, мы здесь не для того, чтобы обсуждать, 'насколько описанное там совпадает с историей. Не имеет значения ни то, что Новый Завет писался в течение пяти веков после рождения Иисуса, ни даже то, насколько реальна его жизнь. Но что-то ведь стоит за всем этим, что-то, что мы пытаемся имитировать. Для того чтобы солгать, нужно сымитировать правду, и эта правда и есть истина. Вы не можете сымитировать то, чего никогда не было. Вы не можете сымитировать то, чего никогда не ощущали. Должна была существовать сконцентрированная, колоссальная энергия, удивительное проявление духовной силы - вот о чем мы говорим. Вот что стоит за всем этим. Поэтому нам не страшна вся критика схоластиков. Если я, как представитель Востока, хочу верить в Иисуса из Назарета, существует один данный мне способ - верить в него как в Бога и не иначе. Вы хотите спросить, имеем ли мы право верить в него как-нибудь по-другому? Но если мы низведем его до собственного уровня, отдавая ему должное просто как выдающемуся человеку, зачем тогда вообще верить? Наши священные книги говорят: "Эти великие дети Света, через которых проявляется Свет, кто сами - Свет, когда в них уверуют, станут единственными для нас, и мы станем единственными для них".

Человек постигает Бога в три этапа. На первом этапе необразованный человек с неразвитым интеллектом представляет Бога где-то очень высоко в небесах, сидящим на троне, словно великий Судья. Он взирает на Него как на огонь, как на внушающего страх. И это хорошо, . так как в этом нет ничего плохого. Вы должны помнить, что человечество продвигается не от заблуждения к истине, но от истины к истине, или, если хотите, от низшей истины к более высокой. Представьте, что вы со своего места по прямой направляетесь к солнцу. Отсюда солнце выглядит очень маленьким. Представьте, что вы прошли уже миллион миль, солнце стало гораздо больше. С каждым этапом ; солнце становится все больше и больше. Представьте, что будет сделано двадцать тысяч фотографий солнца с различных точек; все эти 20 тысяч фотографий будут немного отличаться друг от друга. Но сможете ли вы отрицать, что на каждой из них изображено солнце? Так и все формы религий, как высшие, так и низшие, суть различные этапы на пути к вечному Свету, который есть Бог. У кого-то примитивные понятия, у кого-то более высокие, и в этом все различие. Таким образом, во всем мире религии невежественных масс должны быть, и всегда были, верой в Бога, находящегося за пределами вселенной, живущего на небесах, правящего оттуда, карающего за зло, вознаграждающего за добро и т. д. По мере духовного развития человек начинает ощущать, что Бог вездесущ, что Он внутри, что Он везде, что Он не где-то далеко, а в душе каждого. Как моя душа управляет телом, так и Бог управляет моей душой. Душа в душе. Некоторые личности, которые достаточно развиты и достаточно чисты, идут гораздо дальше и, наконец, приходят к Богу. Как сказано в Новом Завете: "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят." И они, наконец, понимают, что они и Бог - одно.

Вы находите эти три этапа и в учении Великого Учителя из Нового Завета. Вспомните Общую Молитву: "Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое." и т. д. ,- примитивная молитва, детская молитва. Заметьте, это - "Общая Молитва", потому что предназначена для необразованных масс. Для тех, кто немного продвинулся вперед, кто находится на более высоком уровне, его учение сложнее: "Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас". Помните ли вы это? А позже, когда иудеи спрашивали его, кто он есть, он объявил им, что он и Отец-одно. Что он подразумевал под этим? Вашими ветхими Пророками уже было сказано: "Вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы." Отметьте все те же три этапа. Вы найдете, что для вас проще начать с первого и закончить последним.

Посланник пришел указать путь: нельзя определить Дух, нельзя познать Дух, решая смутные, запутанные задачи философии. Лучше быть безграмотным и не прочесть ни одной книги в жизни. Для спасения совершенно не нужны ни богатство, ни положение, ни власть, ни даже знание, но необходимо только одно - чистота: "Блаженны чистые сердцем", так как Дух чист по своей сути. А как может быть по-другому? Все от Бога, все пришло от Бога. Выражаясь языком Библии: "Это дыхание Бога". Выражаясь языком Корана: "Это душа Бога". Вы хотите сказать, что Божий Дух может быть нечистым. Он, увы, как и раньше, покрыт грязью и пылью веков, скопившейся на протяжении всей нашей деятельности, полезной или вредной. Необходимо только смыть пыль и грязь, и тогда Дух мгновенно засияет. "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят". "Царство Божие в вас". Зачем куда-то ходить, чтобы найти Царствие Божие, спрашивал Иисус из Назарета, когда оно здесь, внутри вас? Очистите Дух, и оно - здесь. Оно - ваше. Как вы сможете получить то, что не ваше? Оно - ваше по праву. Вы - наследники вечности, сыновья Бессмертного Отца.

Это - великий урок, данный Посланником; а другой, являющийся основой всех религий,- отречение. Как можно Духом стать чище? Путем отречения. Богатый юноша спросил Иисуса: "Учитель Благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?". И Иисус отвечал ему: "Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною". Услышав эти слова, юноша отошел с печалью, потому что было у него большое имение. Кто в большей степени, кто в меньшей, но мы все похожи на него. Голос звучит в наших ушах денно и нощно. Среди развлечений и удовольствий, в мирской суете, мы думаем, что забыли обо всем. Но вдруг все смолкает, и в ушах звучит Голос: "Отвергнись себя и следуй за Мною". "Ибо кто хочет жизнь свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет жизнь свою ради Меня, тот обретет ее". Кто отдаст жизнь за Него, тот обретет жизнь вечную. Все наши мелкие страсти на какой-то миг утихают и раздается Голос: "Откажись от всего; раздай все нищим и следуй за Мною". Это - главное, что он проповедовал и что проповедовали все великие Пророки мира: отречение. Что подразумевается под отречением? Основной нравственный идеал: бескорыстие. Будьте бескорыстны. Идеал - это совершенное отсутствие корысти. Если человека ударят по правой щеке, он подставит левую. Если у человека возьмут рубашку, он отдаст и верхнюю одежду.

Мы должны достичь наивысшего уровня, какого сможем, не снижая идеала. Идеал вот в чем. Когда в человеке отсутствует его "Я", когда он не обладает ничем, что можно назвать "МОЕ", когда он полностью отказался от себя, уничтожил себя - в таком человеке присутствует сам Бог, ибо в нем подавлено, уничтожено самовольство. Это - совершенный человек. Мы еще не можем подняться на этот уровень; давайте пока верить в идеал и стремиться к достижению идеала. Может быть завтра, а может быть через тысячу лет, но мы придем к идеалу. Но это не только цель, но также и средство. Быть совершенно бескорыстным - это и есть само спасение, ибо человек умирает и остается один Бог.

И ещё. Все учителя человечества были бескорыстны. Представьте проповедующего Иисуса из Назарета и человека, который пришел и говорит ему: "То, чему ты учишь, прекрасно. Я верю, что это - путь к совершенствованию, и я готов следовать ему, но я не хочу верить в тебя, как в единственного Сына Божьего". Каков был бы ответ Иисуса из Назарета? "Очень хорошо, брат, следуй идеалу и иди своим путем. Мне все равно, веришь ли ты в мое учение или нет. Я не лавочник, я не торговец религией. Я всего лишь учу истине, а истина - это не чья-то собственность. Никто не может обладать истиной. Истина - это сам Бог. Иди вперед". Но вот что говорят его последователи сегодня: "Не имеет значения, следуете ли вы учению или нет, но верите ли вы в Него? Если вы верите в Учителя, вы будете спасены, если же нет - не будет вам спасения". И этим извращается все учение, и вся борьба ведется только из-за личности Учителя. Они не понимают, что, навязывая это разделение, они, в некотором смысле, покрывают позором того самого Человека, которого хотят облагородить,- того самого Человека, который содрогнулся бы от стыда от подобной идеи. Беспокоился ли Он о том, будет ли помнить Его хоть один человек или нет? Он должен был выполнить свою миссию, и Он выполнил ее. И если бы у Него было двадцать тысяч жизней, Он отдал бы их все самому нищему человеку в мире. Он бы миллионы раз подверг себя пыткам, ради миллиона презренных самаритян, и, если бы Только от его жизни зависело спасение каждого из них, он бы пожертвовал ею. И все это без стремления сделать свое имя известным хотя бы одному человеку. Он должен был действовать тихо, в беззвестности, молча, так же, как действует Господь. А теперь, что скажет его последователь? Он скажет вам, что вы можете быть совершенным человеком, абсолютно бескорыстным, но пока вы не поверите в нашего Учителя, в нашего Святого, все это бесполезно. Почему? Где истоки этого предрассудка, этого невежества? Последователь думает, что Господь может проявить себя только однажды. В этом вся ошибка. Бог является вам в человеке. А в природе устроено так, что все, что случается однажды, уже происходило раньше и произойдет в будущем. В природе не существует ничего, что не было бы скреплено законом, а это значит, что имевшее место однажды, уже было и повторится еще.

В Индии существует та же идея Божественных воплощений. Одно из великих воплощений, Кришна, чье величайшее учение, заключенное в Бхагавад-Гите, которую некоторые из вас читали, говорит: "Хотя Я - нерожденный, и Мое трансцендентное тело нетленно, хотя Я - Господин всех живых существ. Я все же в каждое тысячелетие являюсь в Своем изначальном трансцендентальном образе. Когда на земле религия приходит в упадок, и воцаряется безбожие. Я нисхожу Сам. Чтобы освободить праведников и уничтожить злодеев, а также восстановить религиозные принципы. Я Сам спускаюсь на землю в каждую эпоху". Когда мир деградирует. Господь приходит на помощь, время от времени Он делает это в разных местах. Он говорит об этом проявлении в другом отрывке: "Если ты когда-нибудь услышишь о великом человеке огромной энергии и чистоты, ведущем борьбу за возрождение человечества, знай, что он рожден от Моей славы, что вершу через него".

Поэтому давайте искать Бога не только в Иисусе из Назарета, но и во всех Великих, которые предшествовали ему, которые пришли после него, и во всех, кто еще придет. Наша вера свободна и ничем не связана. Они все суть проявления одного Бесконечного Бога. Они все чисты и бескорыстны; они боролись и отдавали свои жизни за нас, за нищие человеческие существа. Каждый из них и все вместе, они претерпевали страдания ради искупления вины каждого из нас, а также всех, кто придёт после.

В душе вы все Пророки: каждый из вас - Пророк, несущий мировое бремя на своих плечах. Видели ли вы когда-нибудь мужчину, видели ли вы когда-нибудь женщину, которые бы не несли тихо и терпеливо бремя своей жизни? Великие Пророки - титаны, они взвалили огромный мир на свои плечи. По сравнению с ними мы - пигмеи, но, будьте уверены, мы делаем то же самое; в наших маленьких мирках, в наших маленьких домах мы несем наши маленькие кресты. Нет ни одного настолько порочного, настолько никчемного человека, который бы не нес свой собственный крест. Но со всеми нашими недостатками, со всеми нашими дурными мыслями и дурными поступками, существует где-то светлое пятно, существует где-то золотая нить, через которую мы все время находимся в соприкосновении с божественным. Ибо, если момент соприкосновения с божественным будет утерян, то, я знаю наверняка, все должно быть уничтожено. А так как ничто не может исчезнуть, значит где-то в глубине души, как бы низки и извращены мы ни были, должно быть небольшое светлое пятнышко, которое находится в постоянном контакте с божественным.

Мы приветствуем всех Пророков прошлого, чьи учения и опыт жизни мы унаследовали, независимо от их принадлежности к расе, убеждений и мест проживания! Мы приветствуем всех этих богоподобных мужчин и женщин, которые работают для спасения человечества, кем бы они ни были по происхождению, цвету кожи, национальности! Мы приветствуем тех, кто придет в будущем,- живых Богов, чтобы бескорыстно трудиться ради наших потомков!



Созвучные материалы:
 

Обсудить   Религии    Главная  страница



Rambler's Top100