Йога и Православие
Автор:П'таха.

"Мне кажется, что тем, кто живет в православных странах нельзя заниматься йогой. Это что-то такое чуждое для нас. По крайней мере, у меня эта йога вызывает какое-то опасение", - сказала как-то моя подруга.

"Но почему?", - очень удивилась я. Оказалось, что она имела очень смутные представления, что же такое йога, и ее ощущения основывались на услышанных где-то когда-то краем уха мнениях священников.

Еще одной моей знакомой заниматься йогой запретил духовник. Она его сильно побаивалась, уж больно строг и суров батюшка, и поэтому не поинтересовалась причинами отказа в благословении на такие занятия.

Я задумалась, какие же аргументы против йоги выдвигают священники. И с этим вопросом обратилась напрямую к служителям церкви.

"Йога - это грех, - мягко ответил отец Александр. - Православие и йога несовместимы. Она настолько же разнятся, как для желающего перебраться на другой берег реки лодка и камень на шее. Йога - это жестокий самообман, не стремление к Богу, а желание самому стать Богом. Стерегитесь этого - вот что я могу сказать вам про йогу".

"Аскетика православия и аскетика йоги действительно похожи. Но это только на первый взгляд кажется. На самом деле разница огромнейшая, - сказал отец Викентий. - Православный подвижник, совершая подвиг, укрепляется в смирении, углубляется в видении своих грехов, своих недостатков, начинает плакать о своих грехах. А йог, когда занимается своими упражнениями, тем больше укрепляется в гордыне, превозносит себя, считая, что становится всемогущим.

Опросив еще нескольких священников, я пришла к выводу: никто не знает толком, что такое йога и чем занимаются ее приверженцы. А если кое-что и слышали, то уверены, что цель йогов - принять самую сложную позу и сильно гордиться этим. А кто даже какие-то труды почитал, приводит такие аргументы греховности йоги: в ней нет покаяния за грехи, нет любви к богу, йоги холодны и безразличны, потому что сосредоточены на себе, своем теле и психике, что говорит о стремлении достичь только личного благополучия, в них нет любви к людям, потому что им предписано не общаться с людьми, не испытывать эмоций.

Действительно ли йога и православие такие разные?..

У меня нет теологического образования и не я не достигла просветления в йоге. Но я родилась и всю жизнь прожила в православной среде и занимаюсь йогой достаточно давно, чтобы не видеть существующих точек соприкосновений. Давайте порассуждаем вместе.

Какая цель-минимум у йоги? Избавиться от болезней, чтобы не отвлекать душу от совершенствования. Какой основной метод совершенствования души? Растворить свое Эго, убрать его с почетного пьедестала, с переднего плана, перестать считать себя центром Вселенной. Только избавившись от преобладания Эго можно очиститься от шелухи мелких страстей, обид, ненависти и презрения и воспринимать мир с той непосредственностью, радостью и любовью, которые присущи только маленьким детям.

Теперь посмотрим на теорию йоги.

Десять "заповедей" йоги.

В "Йога сутрах" Патанджали даются десять установок для практикующего йогу: пять запретных (яма) и пять предписывающих (нияма) - "нельзя" и "следует" духовного пути. Как пишет Свами Криянанда, значение их в том, что они предотвращают "утечку" нашей энергии. Первое правило ямы - ненасилие, непричинение вреда. Как только из сердца изгоняется склонность притеснять других, так или иначе обижать их (в том числе и стремясь к личной выгоде за их счет), то сама собой появляется благожелательность. Четко прослеживается параллель с недопустимостью гнева и шестой заповедью закона Божьего "не убий".

Четвертая яма - самоконтроль (брахмачарья). Обычно эту установку соотносят с практикой полового воздержания, однако она имеет более широкий смысл. Брахмачарья означает контроль всех естественных потребностей, из которых половое влечение - самое сильное, но не единственное. Огромное количество энергии уходит на мысли или на поиски чувственных наслаждений. То есть, здесь следует вспомнить не только о 7-й православной заповеди "не прелюбодействуй" и смертном грехе прелюбодеяния, но и грехе обжорства.

Под "чистотой" разумеется сердечная, духовная, а не телесная чистота, хотя, конечно, она включает и последнюю. "Удовлетворенность" это не самодовольство, а состояние, в котором следует мужественно пребывать перед лицом самых тяжелых превратностей. То есть, нужно принимать все, что ни случается, как волю Божью, и быть довольным. Эти две ниямы ассоциируются с недопустимостью уныния и добровольным следованием воле Божьей.

"Самоограничение" - это не несение внешних аскез, а состояние невовлеченности во все внешнее. Следует научиться быть хозяином своих "хочу" или "не хочу" и уметь доводить до конца свои начинания. Эта нияма прямо перекликается с ямами "непринятие" и "нестяжание" и с соответствующими грехами и заповедями.

Самоанализ все так же держит ум привязанным к эго, тогда как, прежде всего, подразумевается обращение ума к Богу. Интроспекция позволяет нам увидеть Бога в себе. И, наконец, набожность - это преданность, направленная вовнутрь, а не разбрасываемая вовне в религиозных церемониях и ритуалах. Набожность направляет естественную любовь сердца от мирских объектов к Богу. Эти две ниямы заставляют вспомнить первые две православные заповеди, напрямую связанные с отношением к Богу.

Как видите, смертные грехи очень сильно перекликаются с принципами ямы-ниямы. А если вспомнить и 10 заповедей, то эта взаимосвязь становится еще более очевидной.

Дхарана и Дхияна.

Патанджали выделял в йоге восемь ступеней: яма, нияма, асана, пранаяма (контроль дыхания), пратьяхара (освобождение ума от власти чувств и внешних объектов), дхарана (концентрация), дхияна (созерцание) и самадхи (состояние сверхсознания, наступающее в результате углубленной дхияны, когда адепт сливается со Вселенским Духом).

Для того чтобы достичь высшего состояния йоги - самадхи - необходимо неустанно практиковать концентрацию и созерцание, а для этого контролировать свои чувства. Все действия - внутренние и внешние - происходят, когда сознание соединяется с нервными центрами или органами, с помощью которых человек воспринимает окружающий мир. Тот, кто достиг способности по желанию соединять и разъединять свое сознание с нервными центрами, усвоил пратьяхару (контроль над чувствами).

Контролируя свои чувства, человек может целиком сосредотачиваться на одном объекте или задаче. Упражнения в концентрации направляют сознание по внутреннему кругу психической энергии. Это позволяет добиться гораздо более тонкого восприятия действительности. Это и будет дхараной (концентрацией).

Когда сознание привыкло удерживаться сосредоточенным на каком-либо объекте, оно приобретает способность как бы непрерывного течения по направлению к этому объекту. Непрерывная Дхарана называется Дхияной. Тело, дыхание, чувства, ум, рассудок и эго, - все соединяется в объекте созерцания.

Успокоив все мысли, чувства, эмоции, контролируя дыхание и практикуя непрерывную дхияну, человек достигает состояния самадхи - последняя ступень и конечная цель йоги, при которой сознание подымается выше пределов самосознания и происходит единение с Верховным Вселенским Духом, во время которого переживается непрерывная радость и покой.

Но только ли йоге присущи такие методы достижения высших состояний сознания? Удивительно, но в православии, адепты которого так уничижительно отзываются о йоге, издревле существует духовная практика, в результате которой человек переживает единство с Богом. И способы достижения такого состояния очень похожи на перечисленные выше ступени йоги. Смотрите сами.

Православная йога?..

Не правда ли очень напоминает техники, присущие не только йоге, но и другим восточным практикам, а "телесные центры" вызывают совершенно четкие ассоциации с чакрами? Но автор очень мудро ушел от ответа на этот вопрос. "Учение о телесных центрах, а также приемы практики, связанные с дыханием и многократным повторением одних и тех же слов вызывают естественные ассоциации с рядом восточных традиций, однако мы не ставим себе цели в данной статье развивать эти ассоциации по ряду причин, главная из которых - самодостаточность всякой духовной традиции и наличие потенциальной возможности объяснять ее идеи, оставаясь в пределах самой этой традиции", — говорит он.

Заинтересовавшись исихазмом и изучив работы по истории и философии этой духовной практики, я увидела еще больше общего в самой теории исихазма и йоги. Не буду сильно углубляться в даты и имена, расставлю только некоторые акценты, чтобы ярче проиллюстрировать свои утверждения.

Так и просится назвать эти стадии пратьяхара, дхарана, дхияна и самадхи, не правда ли? Но пойдем дальше.

Я не преследую цель доказать, что в православии используются элементы йоги. Это было бы неразумно, равно как и сравнивать несравнимое - йогу и религию. Это два совершенно разных пути. Но, мне кажется, что они проходят параллельно и ведут к одной цели. Поэтому и методы самосовершенствования, духовные практики, способы созерцания, избавления от Эго или гордыни сходны. Разве это не свидетельствует об их эффективности?..

Если высшая цель религии, в данном случае православной, привнесение в душу частицы света Божьего, раскаяние в грехах и пестование безграничной любви к Богу в сердце, то я православная. Потому что люблю Бога всем сердцем и вижу присутствие Его во всем, что есть на земле, и стремлюсь дарить всем существам - живым и неживым - радость и свет Господней любви. Разве это не йога в том высшем понимании этого слова, которое означает ЕДИНСТВО?..

Моя подруга, о которой шла речь в начале, ходит в Киевскую школу Йоги. Моя знакомая ходит в церковь. Каждая - прекрасной, светлой души человек. Много общего я вижу в их стремлении к совершенству. Дай Бог им сил на их Пути.



Созвучные материалы:

Обсудить   Библиотека    Главная  страница



Rambler's Top100