Три Страдания

   

Пять Скандх (Пять накоплений) являются основой всех страданий. Привязанность к Пяти Скандхам заставляет переживать следующие три вида страданий:

Страдание составного, или вездесущее страдание - всё составное снова распадается, все обусловленные явления непостоянны.

Страдание изменения, вызванное привязанностью к постоянству. Даже высочайшие радости в цикле существования никак не могут быть постоянны.

Страдание страдания - привязанность к Пяти Скандхам является источником всех загрязнённых состояний ума и негативных действий, вызывающих страдание.

Это более подробное объяснение первой из Четырёх Благородных Истин, Истины Страдания.

Другое объяснение Четырёх Благородных Истин дал Лама Гендюн Ринпоче:

Мы ощущаем страдание, находясь в собственном теле. Поэтому совершение негативных действий остаётся в качестве физического переживания внутри нас, и то, что любая физическая форма, состоящая из Скоплений, неизбежно поражается страданием, это первая Благородная Истина - Истина Страдания.

Совершение негативных действий на основе пяти мешающих эмоций производит все виды страдания. Поэтому Будда объяснял, что это причины страдания. Такова вторая Благородная Истина - Истина Источника Страдания.

Если мы хотим отбросить эти пять ядов ума и тем самым - страдание, происходящее из них, то мы должны последовательно практиковать путь с помощью Колесницы духовного развития, которое в конечном счёте приведёт к Освобождению и Просветлению. Это поучение составляет третью Благородную Истину - Истину Прекращения Страдания.

Наконец, согласно Будде, следование пути Малой Колесницы приведёт к достижению Состояния Архата, буквально - «Победителя Врага», где под врагом понимается эго, а следование пути Великой Колесницы приведёт к достижению совершенного Состояния Будд. Таким образом Будда показал четвёртую Благородную Истину, Истину Пути.

Созвучные материалы:
 

Обсудить  Учение  Главная  страница