Пять Потенциалов и Пять Способностей
   

Практика Пяти потенциалов и пяти способностей - это один из видов практики, проповедованный Буддой Шакьямуни. Он входит в семь видов и тридцать семь элементов духовной практики.

Перечислим Пять Потенциалов: Потенциал Приверженности, Потенциал Упорного Усилия, Потенциал Овладения Запоминанием, Потенциал Самадхи и Потенциал Мудрости.

Каждый из них выражается через соответствующие Способности. Иногда считают, что Пять Потенциалов равны Пяти Способностям, но это неверно. Гораздо правильнее думать, что скрытые факторы - это пять корней, или Пять Потенциалов, а проявленные факторы - это Пять Способностей.

Представьте себе человека, который воспитывает в себе приверженность, старается делать Бхакти, совершает пожертвования и соблюдает заповеди. Но это вовсе не значит, что он будет немедленно вознаграждён. Естественно, что в виде информации все его Заслуги будут проецироваться на его Пять Накоплений Захваченностей. Под воздействием этой информации Пять Накоплений Захваченностей будут изменяться.

Современные люди легко бросают дела, которые не приносят немедленного результата. Однако, если вы хотите получить реальный результат, то следует помнить о том, что на то, чтобы Потенциал Приверженности породил Способность Приверженности, потребуется много времени.

Быть приверженным значит иметь абсолютную веру в Гуру или Всевышнего, практиковать бескорыстное служение, жертвовать и соблюдать заповеди, данные Гуру, указывающие на то, что следует делать, и на то, чего делать не следует.

В чём заключается второй - Потенциал Упорного Усилия? Примером этому может служить Овладение Запоминанием, направленное на то, чтобы уничтожить существующую тенденцию к накоплению плохой кармы.

Простейшим примером может служить аппетит. Предположим, вы обладаете большим аппетитом. Тогда следует думать так: «Я искореню свой аппетит, я искореню свой аппетит», или «Я не буду есть так много, я не буду есть так много», или «Я не буду нарушать заповеди о еде, я не буду нарушать заповеди о еде».

До определенного момента будет казаться, что никакого результата нет. Однако вводимая информация будет постепенно укореняться в подсознании. И однажды, основываясь на ней, вы сможете умерить свой аппетит, чего не могли сделать раньше, и сможете есть не слишком много. Так Способность Упорного Усилия помогает уничтожить плохую карму. Это указывает на этап, на котором потенциал прерывания плохой кармы превращается в способность. Вот в чём суть вторых по счёту Потенциала и Способности Упорного Усилия.

Таким же образом можно накопить потенциал, ведущий к уничтожению плохой кармы в будущем. Имеется в виду следующее: нужно прилагать усилия к тому, чтобы ввести правильные данные еще до того, как в будущем проявится возможность возникновения пагубных желаний.

Далее: усилие в позитивном аспекте. Возьмём для примера практику. Предположим, вы практикуете мантру Приверженности. Если человек произносит эту мантру 1000 раз в день, то он должен думать о том, чтобы увеличить число раз до 2000: «Я увеличу число раз до 2000, я увеличу число раз до 2000».

Однако никакая сила не сможет заставить его произносить мантру 2000 раз, пока он не достигнет определенной ступени. Когда он ее достигнет, проявится Потенциал в позитивном аспекте и он, безусловно, сможет дойти до 2000 раз - его Потенциал превратится в Способность.

Точно так же необходимо обрести намерение в будущем накопить великую Заслугу, которую невозможно накопить сейчас. Представим себе человека, который пока не может выступать с лекциями, потому что еще не овладел Учением в достаточной степени. Но он хочет выступать с ними. Ему следует постоянно думать о том, что при помощи таких выступлений многие люди смогут искоренить свои пагубные желания.

Затем, если это укоренится в его подсознании, то определит его действия и усилит желания распространять истинное Учение. Это поможет его духовной практике и приведёт к тому, что он сможет достичь Освобождения и читать прекрасные лекции. И в тот момент, когда он сможет это делать, Потенциал изменится в Способность.

Третьим идёт Овладение Запоминанием. Представим человека, который прочитал сутру один, два или три раза. Даже если он сделал это трижды, вполне возможно, что она не осталась в его памяти. Возможно, что он тут же всё забыл. Однако если бы он прочитал ее пять, десять или пятнадцать раз, то слова, выражающие суть, слетали бы с его языка. Это и есть Овладение Запоминанием. Это - стадия, на которой Потенциал становится Способностью.

Овладение Запоминанием приносит следующую пользу: если сутра легко слетает с языка говорящего, как и в обыкновенном разговоре, то она - полностью «его». Она станет его опорой и будет определять ход развития его поступков тела, слов и работы сознания.

Часто люди жалуются: «Я изучаю Учение, но никакого результата нет». Их проблема состоит не в том, как они изучают Учение, но в том, сколько времени тратят на это. Иначе говоря, хотя они и обладают потенциалом, его недостаточно для того, чтобы появилась тенденция к изменению.

То же происходит и с Самадхи. Всё начинается с Самадхи Пустоты. В таком состоянии человек не видит, не слышит, не чувствует, то есть это бессознательное состояние. Но со временем этот человек сможет ясно осознавать свой внутренний мир. В этот момент потенциал перерастет в способность. То есть состояния Самадхи, с помощью которого постигается всё, невозможно достичь сразу.

Последним идёт Потенциал Мудрости. Он появляется постепенно, по мере того как мы овладеваем с первой по четвёртую Ступенями Вхождения в Поток Истины и по мере того как уничтожаются наши пять препятствий к медитации. Мудрость можно считать гениальностью. Это - синонимы. И когда человек, искоренив пять препятствий к медитации, становится чистым, он может получать разнообразные данные из Вселенского «банка данных».

Когда Потенциал Мудрости увеличивается, она расцветает таким удивительным образом, что становится способной принести людям благо в истинном смысле. Таковы Пять Способностей и Пять Потенциалов.



Созвучные материалы:
 

Обсудить  Учение  Главная  страница