Как избавиться от и самоуничижения и гордости
   

Многие люди, слишком часто сравнивая себя с другими, страдают из-за самоуничижения, духа соперничества, зависти и высокомерия. Различение между собой и другими - фундаментальное пагубное желание. Когда вы его превзойдете, то почувствуете значительное облегчение.

Как же его преодолеть?

1. Прежде всего, если мы будем восхвалять успехи других людей и брать с них пример, то в будущем это приведет к успеху и нас. Другими словами, успех других равен нашему успеху. Нам повезло, что перед нами есть хорошие примеры чужих успехов. И нет никакого смысла завидовать им.

2. Плохая карма других - это плохая карма, которую и мы тоже накапливали в прошлом или же это плохая карма, накопления которой в будущем нам следует опасаться. Поэтому на таких людей нужно смотреть как на «отрицательных» учителей, благодаря которым мы можем дисциплинировать себя. Мы никогда не должны их презирать.

Закон кармы гласит, что если на ваших глазах совершают дурные поступки, то это - следствие того, что в прошлом и вы сами совершали подобные недобродетельные поступки. Вам следует думать, что плохая карма других равна собственной плохой карме прошлого или же той карме, опасность возникновения которой существует в будущем. Это - образ мышления в Карма-йоге. Сострадание в отношении плохой кармы, накапливаемой другими, желание устранить ее посредством практики Дхармы - вот что поможет вам совершенствовать Святое Сострадание, одно из Четырех Безмерных Состояний Души.

3.Также и наши достоинства, и наши успехи - это не нечто лично наше, приобретенное только лишь за счет собственных усилий. Существует семь процессов Тантры. Один из них называется «Превознесение». В этом процессе мы возносим благодарность своим заслугам, и одновременно с этим выражаем признательность Всевышнему, Гуру и всем Учителям, благодаря которым они были накоплены. Все наши заслуги, достоинства, успехи «дарованы» нам многочисленными Гуру и друзьями по Дхарме.

Если бы мы не жили, то не могли бы практиковать. Однако поддержание самой нашей жизни требует сотрудничества множества живущих (включая и живых существ, убиваемых ради нашего пропитания). Таким образом, не «мы живем», а «нам позволяют жить», не «мы имеем успех», а «нам даруют успех». Поэтому для людей, добившихся успеха, совершенно естественно в знак благодарности поделиться этим успехом с другими. В противном же случае ваш успех вызовет зависть.

К тому же, действуя так, вы сможете избежать ловушки высокомерия под видом сострадания, как, например: «Я из сил выбиваюсь, чтобы вас спасти!» Собственные успехи обретаются благодаря усилиям других, иначе говоря, собственный успех - это и успех другого. Здесь - тот же принцип: не существует различения между собой и другими. Все мы зависим друг от друга и все связаны между собой.

4. Также и наши недостатки, наши неудачи - это не только лично наше. Многие люди тоже совершают аналогичные ошибки. Мы живем в мире, обществе, группе людей, терпящих похожие неудачи. Поэтому, чем больше мы преодолеем своих недостатков, тем больше мы сможем помогать другим в решении схожих проблем. Тот, кто никогда не страдал, не сможет помочь страдающему.

Сами по себе явления не являются ни плохими, ни хорошими. То же самое касается и проявлений нашего сознания. Хороши они или плохи - зависит от того, способствуют ли данные явления развитию зрелости вашей души, или приводят вас к негативной работе сознания. Так что ваши нынешние недостатки или же низкий духовный уровень - не то, что можно однозначно назвать абсолютно плохим. Преодолев эти недостатки, вы обретаете способность помогать людям с аналогичными проблемами.

В этом заключается один из смыслов обета «Я делаю свои страдания своей радостью, я делаю страдания других своими страданиями».

Говоря другими словами, нет абсолютных недостатков или абсолютных достоинств, они являются двумя сторонами одной медали. То есть, они - просто части нашей индивидуальности. Если быть позитивным, то и низкий уровень превратится в потенциал для будущего развития. В противном же случае даже высокий духовный уровень станет лишь ловушкой, ведущей к падению (например, когда из-за высокомерия перестаешь прилагать усилия).

«За бедой идет удача», «Кризис дает шанс», «Радость и страдание - две стороны одной медали», «Я делаю свои страдания своей радостью…» - все эти пословицы и обеты говорят об одном и том же. И именно таков путь к обретению нерушимого сознания.

Один из самых выдающихся предпринимателей послевоенной Японии, Коносукэ Мацусита, основатель международного гиганта «Панасоник», писал в своей автобиографии, что зная о своей физической слабости, он избежал авторитарного метода управления, но научился просить подчиненных выполнять свои обязанности. Он также сделал правилом воздерживаться от крайностей, благодаря чему долго жил. Так как он был лишен возможности посещать школу, у него не было гордости, он мог с готовностью, послушно учиться у любого человека. Пойдя в ученики ремесленника, будучи мальчиком на побегушках, он смог быстро выучиться ведению бизнеса. Это - тоже хороший пример тому, как человек превратил свои страдания в свою радость.

6. Все время сожалеть о совершенных в прошлом ошибках и заниматься самоуничижением - это ошибочный подход. Анализ же своих ошибок - это залог успеха. Думая об ошибках как об источнике успеха, а о недостатках как об источнике достоинств, мы должны всегда обладать позитивным мышлением. Люди, испытавшие множество неудач, становятся добрее к окружающим. Неудачи - драгоценное имущество. Бессмысленно и невежественно намеренно терпеть неудачи, однако нельзя, боясь неудач, впадать в негатив и самоуничижаться из-за прошлых ошибок. Нужно постоянно думать и жить позитивно.

7. Люди, захваченные гордостью и самоуничижением, даже если и практикуют, но поскольку в основе их сознания лежат эти качества, то в процессе их практики происходят резкие взлеты и падения. Когда их состояние хорошее и у них все получается - тогда они могут удовлетворить свою гордость, но когда их состояние ухудшается, то из-за невозможности удовлетворить гордость, они вообще не могут практиковать и полностью забрасывают практику. А ведь так важно практиковать настойчиво и ежедневно.

Поскольку карма по своей природе непостоянна, ошибочно думать: «У меня не получается» или «Моя карма слишком плоха». Потому что так называемое «я» - это продукт кармы, и не бывает так, чтобы «я» было вечно на что-то неспособно или чтобы «моя» карма была постоянно плоха. Раз карма непостоянна, то и «я» непостоянно, и если прилагать усилия, «я» сможет измениться. Основываясь на Дхарме, следует выразить решимость: «Я могу это сделать», «За счет усилий карма изменится», «Я буду практиковать!»

8. На обратной стороне такой негативной и раболепной работы сознания, как «Я не могу практиковать», «Моя карма плоха» - часто находится лень. Иначе говоря, слабая сила воли. В этом случае с сегодняшнего дня следует начать с реально возможной, посильной для вас практики. Начав с того, что вам делать сравнительно легко и реально возможно, следует настойчиво продолжать выполнять это каждый день, постепенно увеличивая время, уделяемое практике. Карма непостоянна и может измениться, но не резко, а мало-помалу. Вот почему нужно продолжать настойчиво практиковать. (Есть случаи, когда на ступени преобразования потенциала в способность резкие изменения во внешних явлениях происходят в один момент: например, увеличивается длительность задержки дыхания или время сидения в позе Лотоса).

9. На обратной стороне лени находится невежество. Ленивым людям следует изучать Учение и за счет этого заново осознать, что если человек не практикует, то он втягивается в поток перевоплощений и может упасть в Три Скверных Мира, а также то, насколько драгоценным шансом он одарен, если в этой жизни может вести духовную практику. Если же лениться, то ваши страдания и ощущение бессмысленности существования не исчезнут, но по мере того как плохая карма будет накапливаться, страдания будут расти. И нет иного пути, кроме как настойчиво практиковать, будучи всегда позитивным.


Созвучные материалы:
 

Обсудить  Учение  Главная  страница