Шесть Совершенств (Шесть Парамит)

Шесть Совершенств включают в себя Жертвование (Даяние или Щедрость), Соблюдение Заповедей и Обетов, Терпение, Упорное Усилие (Радостное Усердие), Медитация и Мудрость.

Порядок очень важен, поскольку одно следует из другого. Если человек не хочет заниматься бескорыстным служением и жертвовать, он не сможет соблюдать заповеди. Если человек не может соблюдать заповеди, то его мысли будут блуждать, он не будет способен сосредоточиться и не сможет вытерпеть возвращение плохой кармы, не говоря уже о том, что у него не будет намерения прилагать предельные усилия для развития медитативных способностей.

Совершенство Жертвования.
Для чего нужна эта ступень? С помощью правильных пожертвований очищается карма, и усилия направляются на то, чтобы получить возможность осознавать высокие миры. Существует три основных вида жертвования или дарования.
Первое – материальные пожертвования денег и вещей истинному Наставнику или истинному учению;
Второе – дарование душевного успокоения, приносящее окружающим счастье;
третий вид жертвования – проповедь Учения с целью его распространения.

Первый вид жертвования необходим для установления кармической связи или отношений с высокими мирами, отношений, направленных на очищение души. Очень важно правильно выбрать объект пожертвования, иначе эффект может быть прямо противоположным.

Дарование душевного успокоения. Здесь имеется в виду следующее: нужно избавлять окружающих от страданий, утешая их и давая ценные советы, соответствующие Учению. Благодаря этой практике человек обретает духовную зрелость, а окружающие – кармическую связь с Учением Будд.

С помощью третьего вида жертвования – распространения Дхармы – устанавливается ещё большая связь с Учением Будд, и благодаря этому даже мирянину станет легко практиковать Парамиту Соблюдения Заповедей и Обетов.

У монахов может быть несколько сотен заповедей, а у мирян их обычно десять. Первые три связаны с телом. Первая – не убивай. Затем – не кради. Далее, не увлекайся тратой сексуальной энергии вообще и особенно сексуальными отношениями без любви. Затем следуют четыре заповеди для праведной речи: Не лги, Не сквернословь, Не говори того, что приводит ко вражде между людьми, не клевещи и не злословь. Не пустословь (например, в большинстве случаев не следует рассказывать что-то просто так – анекдоты и тем более, сплетни). И три заповеди для ума: не желай сверх необходимого; Не испытывай ненависти; не думай неприязненно о людях. И последнее – принимай правду, не отвергай её. Таковы десять заповедей. И когда вы сможете легко их соблюдать, благодаря упорной и последовательной практике ваша карма отмоется, укрепится сила воли и сама собой появится способность к терпению во время длительной медитативной практики. Это третья Парамита – усиление воли, совершенство Терпения. Затем, на основе того, что уже достигнуто, надо в полную силу вести практику, имеющую форму. И это будет совершенством Упорного Усилия. А на стадии, когда достигнуто и это состояние, переходят к пятому процессу, то есть начинают упорно заниматься медитацией, направленной непосредственно на Достижение (Сиддхи). Это пятая Парамита – совершенство Медитации. Собственно говоря, все Парамиты становятся воистину Парамитами, только когда достигается совершенство в последней – Парамите Мудрости. А если после первых достижений состояния Мудрости культивировать её постоянно, то в конце концов достигается настоящее Просветление. Это – одно из учений буддизма Махаяны, а этот способ практики называется Шестью Совершенствами.


Учение
 Главная страница