Учение о постепенной трансформации ума - о преобразовании проблем в путь
Лама Сопа

   

Научиться считать нежелательное желанным - одно из самых мощных упражнений в тренировке ума. Это способ преобразовать свои страдания в счастье.

Его Святейшество Триджанг Ринпоче говорил, что в наше упадочническое время особое значение имеет способность преобразовывать неблагоприятные условии существования в Путь к просветлению.

В такие времена возникает столько препятствий для практики Дхармы, что их просто невозможно избежать. Есть некоторые трудности, как, например, болезни, с которыми вы просто вынуждены столкнуться. У нас нет выбора. Поэтому следует научиться преобразовывать эти неблагоприятные условия, создающие препятствия, в благоприятные и даже необходимые. Если вы не в состоянии делать это с любыми встречающимися обстоятельствами, как желательными, так и нежелательными, то подвергаетесь опасности потери Дхармы.

Например, опасность потери Дхармы возникает, если вы вдруг разбогатеете. В учении о тренировке ума сказано:

"Нет ничего хорошего в богатстве; лучше оставаться бедным. Если ты беден и испытываешь трудности, то ты можешь исполнять Учение Будды. Тело нищего - цель Дхармы."

Многие ламы линии преемственности, такие как Миларепа и прочие, достигли просветления, ведя аскетический образ жизни. Прочтя такие строки, вы можете решить, что следует действительно сделаться нищим, но на самом деле имеется в виду вовсе не это. Главное в том, чтобы отсечь мирские заботы, являющиеся основой всех препятствий для завершения практики Дхармы. В других строках говорится:

"Нет блага в том, чтобы нас восхваляли; лучше быть порицаемым. Нет блага в том, чтобы иметь уют; лучше быть без удобств. Если вы живете в уюте, вы истощаете то благо, которое было накоплено вами в предыдущих жизнях. Ваши трудности - это благословение гуру."

Когда вы обретаете хорошую репутацию или высокое положение, то снова возникает опасность потери Дхармы. Когда ваше положение становится таким, что может быть названо хорошей, счастливой жизнью, то возникает опасность потери Дхармы. А также, поскольку вы опасаетесь утери этих благоприятных условий существования после того, как обрели их, то опять возникает опасность потери Дхармы. И когда вы встречаетесь с противоположной ситуацией и переживаете период неблагоприятных условий, то и в этом случае возникает опасность потери Дхармы.

Все это весьма затрудняет практику Дхармы. Если вы потеряете даже малейшую Дхарму, которую вы пытаетесь или желаете практиковать, то ваша жизнь станет весьма убогой. Независимо от того, хороши или плохи условия существования, вы должны научиться преобразовывать их таким образом, чтобы они не смогли повредить вашей практике Дхармы. Ваши трудности помогут вам достичь просветления.

Когда вы сталкиваетесь с проблемой, думайте так: "Это благословение гуру. Это очищает меня, истощая мою дурную карму, и помогает мне упражнять ум с помощью махаянского учения о преобразовании сознания, благодаря которому я могу достичь просветления на благо всех существ. Данная трудность предоставляет мне возможность развития ума".

Ваши страдания не прекратятся, пока вы будете всякую неприятность рассматривать как проблему и делать себя несчастным, снова и снова думая о ней как о трудности. Одна мысль интерпретирует происходящее с вами как проблему; только другая мысль, которая распознает и интерпретирует происходящее как счастье, может прекратить эти страдания ума.

Поэтому, когда возникают проблемы, сохраняйте радостное настроение, видя их благотворное влияние и ту поддержку, которую они оказывают вам в зарождении пути к просветлению в вашем уме. Радуйтесь всякий раз, когда вам встречается препятствие. Немедленно думайте так: "Хотя здесь видится проблема, но на самом деле это не является препятствием для меня. В действительности это помощь, оказываемая мне для моего вступления на Путь к просветлению." Радуйтесь этому и будьте счастливы.

Когда вы сталкиваетесь с неблагоприятными условиями, очень важно уметь применять искусные средства. Говоря другими словами, всегда существует медитация, которую можно соединить с переживаемым вами страданием. Для одной проблемы применяйте один метод, а для другой проблемы - другой. Если вы применяете учение таким образом, то в любом страдании сможете найти преимущество. Все страдания превращаются во благо.

Принятие трудностей взамен отвержения их совсем по-особенному влияет на ум, помогая временно избавиться от чувства обеспокоенности и страха. Если вы сможете на основании этого соединить ваши проблемы с совершенствованием, связать их с учением о постепенном изменении ума и использовать для развития трех основных составляющих Пути (отвержение сансары, бодхичитта и пустотность), то все они станут для вас реальным опытом Дхармы. Сама проблема превратится в причину счастья. Столкновение с трудностями уничтожает предыдущую негативную карму и, превращая любой жизненный опыт в благо, имеет своим результатом счастье.

Усиленно и многократно размышляйте о великом благе, которое приносят вам страдания. Отмечайте каждую возможность для применения искусных средств. Такое отношение к проблемам оказывает схожее благоприятное влияние на выполнение предварительных практик, таких как подношение мандалы, выполнение простираний и медитация бодхичитты. Очень важно в деталях размышлять о благотворности трудностей, поскольку это главный метод выработки все большей любви к неблагоприятным условиям существования. Научиться прозревать желанное в нежелательных ситуациях - одно из самых мощных упражнений по тренировке ума. Это способ преобразовать свои страдания в счастье.

ИСПЛЬЗОВАНИЕ ТРУДНОСТЙ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ УМА В ОТРЕЧЕНИИ

Трудности как раз и являются той формой учения, которая дает ясное понимание Дхармы отречения от сансары. Здесь вы можете легко и быстро развить отрешенность, поскольку наличие проблем ясно показывает, что сансара по своей природе есть только страдание.

Встречаясь с трудностью, думайте так: "Пока я еще блуждаю в сансаре, не имея свободы и находясь под властью кармы и заблуждений, все испытываемые мною страдания не есть нечто, не заслуженное мною. Такова природа сансары." Когда вы размышляете подобным образом обо всех встречаемых вами проблемах - о падениях во время проведения затворничества, о болезнях, и в особенности о проблемах взаимоотношений с другими людьми, - все страхи и сожаления немедленно исчезают или, по меньшей мере, уменьшаются. Вы начинаете чувствовать себя гораздо менее раздражительным и более мягким. Ваши проблемы перестают казаться непереносимыми или огромными. Из невыносимых они превращаются во вполне сносные.

Затем думайте так: "Если даже эти обычные страдания счастливых сансарических существ кажутся мне невыносимыми, то как же я смогу вынести страдания несчастных сансарических существ?" По сравнению со страданиями существ, живущих в аду, которые терпят тяжелейшие мучения от жара и холода, страдания счастливых сансарических существ столь подобны огромному наслаждению. Даже единая искра адского огня в сто тысяч раз горячее, чем весь огонь на земле, собранный вместе. "Если даже эти незначительные трудности счастливых сансарических существ невыносимы для меня, то, несомненно, я не смогу перенести

мучений, существующих в аду." Очень полезно размышлять таким образом о тяжелейших страданиях существ ада.

Сталкиваясь с трудностями, размышляйте о страданиях, существующих в мире людей. Подумайте о тех, чьи проблемы больше и хуже ваших. Некоторые люди имеют не просто болезни, но трудноизлечимые или просто неизлечимые заболевания, такие как рак или СПИД. Подумайте о людях, которые не могут найти работу; о беременных женщинах, оставшихся в одиночестве; о покинутых мужьях и женах; о детях, страдающих от своих родителей; о людях, имеющих проблемы личных отношений; о таких проблемах, как алкоголизм или наркомания. Даже внутри одной семьи существует множество проблем. И каждый человек имеет свою собственную отдельную проблему.

Подумайте также о тех, кто не встретил Дхарму, кто вовсе не способен практиковать Дхарму, чтобы создать причины счастья и избежать причин страдания.

Когда вы подумаете о людях с более значительными трудностями, то ваши собственные проблемы покажутся вам небольшими и вполне сносными - даже приятными. А когда вы сравните их с проблемами, переживаемыми в адских мирах, ваши проблемы покажутся вам настоящим наслаждением. Научившись думать таким образом, вы перестанете пугаться ужасных условий существования. Такое чувство исчезнет.

Затем помыслите в себе: "Эта сансара есть бездонный океан страданий." Слова "эта сансара" не обозначают данное место; они означают пять скандх (накоплений), которые заражены семенами кармы и заблуждений. Поскольку вы еще не породили в своей душе противоядие, каковым является истинный путь и истинное прекращение страданий, то вы еще и не стерли отпечатки, оставленные кармой и заблуждениями в вашей душе. По причине этих отпечатков и по причине того, что вы не практикуете учение о постепенном развитии ума, привязанность возникает сразу же, как только вы встречаетесь с объектом вожделения; гнев возникает при встрече с нежелательным объектом и неведение возникает при встрече с безразличным (нейтральным) объектом.

Эти омрачения возникают прежде всего от того, что вы не устранили их отпечатки посредством соответствующего лекарства; а во-вторых, вы не применяете учение, не медитируете на постепенном пути для того, чтобы добиться контроля над своим умом. Отрицательные эмоции, возникая, становятся мотивацией для кармически обусловленных действий, сложных поступков, которые накладывают свой отпечаток на ваше душевное пространство, что становится причиной будущего сансарического существования. Результатом отрицательных эмоций является не только возникновение скандх (накоплений), но и накапливание дальнейшей негативной кармы. Таким образом, скандхи и это сансарическое бытие, становятся связью между этой и следующей жизнью. Пока вы не пресечете карму и отрицательные эмоции, которые привязывают вас к сансаре, эти скандхи будут постоянно переходить из одной жизни в другую.

Не ищите какой-либо внешней сансары; укажите на свои собственные скандхи и скажите: "Именно эта сансара есть бездонный океан страданий". Думая так, развивайте в себе отвращение к сансаре и направьте ум к освобождению. Совместите переживаемые вами трудности с постепенным путем к просветлению, со святой Дхармой. Размышление о том, что сама природа сансары есть страдание является причиной развития мысли об отречении от сансары. Отвергнув сансару, направьте свой ум к совершенствованию.

Сталкиваясь с трудностью, хорошо также подумать: "Ничего. Эта проблема - просто детская игра." Какие бы беды ни обрушились на вас - даже если кто-нибудь украдет все ваше имущество: одежду, деньги, все полностью; даже если у вас начнется сердечный приступ; даже если ваша жена, муж или друзья покинут вас, - думайте: "Ничего, это детская игра, я накопил в прошлом столько негативной кармы, что, конечно, имею проблемы. Поскольку я создал для этого причины, проблемы просто должны появляться. Я сталкиваюсь с результатами моей негативной кармы; это не есть нечто, не заслуженное мною. Поскольку это является природой сансары, то не о чем печалиться. И поскольку я создал гораздо более тяжелую карму, то эти трудности для меня - просто удовольствие. В будущем возникнут гораздо более тяжелые проблемы."

Ожидание более тяжелых проблем в будущем заставляет ваши нынешние трудности казаться меньше. Это психология. В действительности все учения постепенного пути Махаяны о преобразовании мышления - это очень глубокие психологические методы для полного уничтожения самих причин страдания. Когда вы практикуете учение о постепенном изменении ума, оно не только полностью устраняет карму и отрицательные эмоции, но даже те тончайшие отпечатки, которые они оставляют в вашей душе, - и приводят вас к несравненному счастью просветления. Это учение содержит в себе мастерские средства буддийской психологии, которые приводят живых существ к всеведению.

……

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРУДНОСТЕЙ для УНИЧТОЖЕНИЯ ГОРДЫНИ

Какие бы трудности вам ни встретились, используйте их для уничтожения гордыни. Как я уже объяснял, у вас нет свободы, а поэтому вы постоянно находитесь под влиянием кармы и отрицательных эмоций и вынуждены переживать три типа страданий: всепроникающего страдания обусловленности, мучения изменчивости и мучения от страдания. Помня об этом, размышляйте так: "Я намереваюсь отсечь гордыню, врага, разрушающего многие хорошие качества. Я отсеку эти злые эгоистические мысли, чуждые заботе о других существах."

Когда вы думаете о своих проблемах, гордость не возникает. Как сказано в Бодхичарьяаватаре, переживание страданий устраняет гордыню и вызывает сострадание ко всем, живущим в сансаре. Вы будете также стараться не создавать негативную карму и любить добрые дела.

В учении о тренировке ума говорится:

"Нет блага в том, чтобы вас восхваляли; лучше быть порицаемым. Когда вас восхваляют, возникает гордость. Когда вас порицают, ваши ошибки уносятся прочь."

Другими словами, одно из преимуществ того, чтобы быть порицаемым, состоит в уничтожении гордости. И тогда вы сможете достичь некоторого прогресса.

Когда вас хвалят, возникает чувство гордости. Если позволить гордости возникнуть, то результатом этого будет рождение в таком месте, где нет возможности практиковать Дхарму, либо в семье бедняков, у представителей низшей касты, слепым или в рабстве. Тогда даже при наличии сильного желания у вас будет мало возможностей сделать что-либо для собственного счастья или для счастья других. Вы не сможете добиться успеха.

Главное, если вы позволяете возникать гордости, то не сможете развить свой ум или достоинства. Вы не сможете даже узнать о Дхарме. Как говорили Кадампинские геше, если лить воду на что-нибудь совершенно круглое (как мяч или шар), вода не сможет там удержаться. Подобным же образом благие качества не могут пребывать в уме, наполненном гордыней. Также они говорили, что все учение Будды имеет целью разрушение гордыни.

Один из главных способов контролировать гордость - думать о собственных ошибках. Размышление о своих успехах пробуждает гордость; но когда вы посмотрите на свои ошибки, ваша гордость исчезнет. Думайте, например, о том, как вы невежественны, как мало осведомлены в обширных учениях сутры и тантры. Думайте обо всех открытых вам стадиях Пути, которые вы не освоили по-настоящему. Есть веши, которые вы будто бы знаете, но вы знаете только слова, не имея реальных достижений. Думайте о своей невежественности в смысле даже простой мирской образованности. Вы не понимаете даже природы своих пяти скандх (накоплений) и органов чувств. Такие размышления помогут вам избавиться от гордости.

БЛАГИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ РАДОСТИ

Пребывание в радости - это другая важная практика, служащая для предотвращения гордости, зависти и гнева. Когда вы слышите о том, что кто-то достиг успеха, радуйтесь. Вы должны постоянно культивировать со-радование даже в отношении сансарических успехов. Например, если вы услышали о том, что кто-то достиг успехов в бизнесе, следует радоваться. Если вы узнали, что некто - независимо от того, друг это или враг - нашел спутника жизни, снова радуйтесь: "Как это прекрасно, что они обрели счастье, о котором мечтали!" Будьте так рады за них, как радовались бы сами, обретя то, о чем мечтали. Короче говоря, заботьтесь о других так же, как вы заботитесь о себе. Будьте счастливы, когда другие находят счастье, как если бы вы сами обрели его.

Заботясь только о самом себе, вы не сможете обрести счастье, но заботясь о других, как о себе, вы добьетесь того, что оно возникнет само собой. Научившись заботиться о других, вы без рассуждений почувствуете себя счастливым, если кто-то обретет счастье. Когда что-то хорошее случается с другим человеком, вы испытываете счастье естественным образом.

Когда вы видите культуриста с великолепным телом, думайте так: "Как это замечательно, что он имеет такое прекрасное тело, Это результат развития им сострадания и добродетели в предыдущих жизнях." Когда вы видите богатого человека, думайте: "Как прекрасно, что он имеет такую хорошую карму как результат раздачи милостыни и совершения подношений Трем Драгоценностям в предыдущих жизнях." Если кто-то образован более, чем вы, или лучше вас понимает Дхарму, вы также должны радоваться. И если кто-то совершил много затворничеств, в то время как вам не удалось совершить ни одного, порадуйтесь за него.

Используя все эти возможности для со-радования, вы накопите неисчислимое количество благих заслуг. Если умственные способности другого человека меньше ваших, то, радуясь о накопленной им добродетели, вы накопите даже больше благих заслуг, чем он, - вдвое больше. А если другой имеет более высокий, чем вы, ум, то благодаря радости за него накопите половину от его благих заслуг.

Просто благодаря радованию, без выполнения сложных приготовлений или совершения специальных усилий телом и речью, вы можете обрести невероятное количество благих заслуг. В одну секунду ваши благие заслуги станут безграничны, как небесное пространство. Если вы действительно способны искренне радоваться, то радость является для вас простейшим и вместе с тем наиболее действенным способом накопления добродетели.

Немедленно радуясь, обнаруживая в других положительные качества, вы предотвращаете чувство зависти. Результатом зависти может стать то, что вы попытаетесь воспрепятствовать успеху и счастью других. Но, избегая зависти и культивируя со-радование, вы создаете тем самым причины для обретения успехов в будущем, даже если не имеете их в настоящее время. Радуясь за других, что они имеют возможность интенсивно практиковать Дхарму, совершать затворничества и достигать понимания и реализации, вы создаете тем самым причины того, чтобы самому получить впоследствии такой же опыт.

Гордость и зависть создают препятствия для успеха теперь и в будущем - препятствия не только для практики Дхармы и совершенствования ума, но даже для успеха в мирской деятельности. Со-радование - весьма искусный психологический прием против гордости и зависти, а также очень важная составляющая нашей повседневной жизни. Радость от того, что другие достигли успеха в этой жизни и обрели искомое ими счастье, помогает разрешению многих проблем.

Если вы не культивируете радость и не способны поставить себя на место другого, то неважно, сколько лет вы владеете этим драгоценным человеческим телом, неважно, сколько здоровья, ума, светской образованности или познания Дхармы вы имеете, все равно в вашей жизни не будет мира и счастья. Именно неспособность к радости делает людей безумными и заставляет их совершать безумные поступки. И тогда, как бы долго вы ни жили, вы безумны. Если вы имеете превосходное человеческое тело и природа Будды находится в вашем сердце, - вы можете принести себе и другим невероятное благо. Но, не применяя подобные практики в своей повседневной жизни, вы сами отсекаете все эти возможности.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРУДНОСТЕЙ ДЛЯ ОЧИЩЕНИЯ НЕГАТИВНОЙ КАРМЫ

Следующая выгода от наличия трудностей состоит в том, что, используя их, вы можете очистить свою негативную карму. Думайте так: "Все мои проблемы проистекают только из моей негативной кармы." Запомните четыре характеристики кармы и приложите их к своим нынешним трудностям: карма закономерна; карма оказывает продолжительное действие; никто не может получить результат, не создав предварительно его причину; однажды возникнув, карма никогда не теряется.

Если, например, вы переживаете неустройство в личных отношениях или потеряли спутника жизни, вспомните о созданной вами негативной карме; вспомните также о том, что вы накопили негативную карму в течение предшествующих жизней: под влиянием любви к самому себе вы должно быть вступали в недозволенные сексуальные связи и этим разрушали гармонические отношения между другими.

Подумайте: "Я создал негативную карму и поэтому я обязательно столкнусь с результатами моих поступков. Причина моих постоянных столкновений с этими проблемами на протяжении столь длительного времени состоит в том, что карма оказывает продолжительное воздействие. Если бы я избегал непозволительных сексуальных связей и прочих негативных поступков в предыдущих жизнях, я не встретился бы с этими проблемами теперь. Моя личная жизнь негармонична, полна ссор и проблем оттого, что я не воздерживался от неправильных сексуальных отношений в предыдущих жизнях. Если бы в своих предыдущих жизнях я следовал добродетели и морали, моя нынешняя жизнь была бы счастливой и гармоничной. Но поскольку я не создал положительной кармы, то и не имею теперь такого результата."

И хотя может пройти сотня веков, прежде чем эти результаты наступят, накопленная карма никогда не теряется. В должное время и при наступлении подходящих условий она созреет. Поэтому думайте так: "В прошлом я не очистил свою негативную карму посредством четырех противодействующих сил и не применил лекарство, каковым является Путь. Это означает, что я не создал никаких условий для того, чтобы предотвратить свою встречу с плодами этой кармы. Поскольку я ничего не противопоставил своей негативной карме, теперь я переживаю результат этого." Приложите четыре характеристики кармы к своим нынешним проблемам таким образом.

Хорошенько подумав, скажите себе затем так: "Эта проблема учит меня. Она сообщает мне о том, что, если я не люблю саму проблему, то я должен избегать ее причину, безнравственность." В отношении к любой негативной карме, уже накопленной в прошлом, первое, что следует сделать, - это осуществить раскаяние с применением четырех противодействующих сил, а второй важной вещью является воздержание от повторного совершения негативных поступков. И тогда трудности станут весьма полезным способом обучения.

Например, Миларепа после того, как убил множество людей и животных при помощи черной магии, почувствовал: "Я очень злой человек. Я должен покаяться во всех этих поступках и очистить их, а затем практиковать Дхарму." Человек, который учил Миларепу черной магии, посоветовал ему отправиться к Марпе. С сильным желанием практиковать Дхарму Миларепа

пошел к Марпе и, в конце концов, достиг просветления в этой жизни.

Есть много подобных историй о людях, которые, встретившись с какой-либо тяжелой проблемой, полностью пресыщались мирской жизнью, отправлялись на поиски гуру, получали учение и затем в одиночестве выполняли затворничество. Практикуя, они обретали три главные составляющие Пути, высокую степень реализации тантры и, наконец, просветление. Такое происходило много раз и со многими людьми: мирянами, монахами и монахинями. Сначала они не имели намерения полностью посвятить свою жизнь Дхарме, но. затем столкновение с некоторыми тяжелыми проблемами заставляло их породить полное отречение. Позднее они становились настоящими практиками Дхармы, практикующими, несмотря на множество трудностей, и достигшими очень высокой степени реализации Пути.

Воздерживаться следует не только от создания очень тяжелой негативной кармы; насколько это возможно, воздерживайтесь от совершения даже малейших негативных поступков. Вы ведь желаете не только великой радости, но также и мельчайших удобств, даже во сне. И помимо нежелания крупных проблем, вы не желаете также и малейшего дискомфорта; вы не желаете даже неприятных сновидений. Поэтому следует избегать даже малейшей негативной кармы.

КАК ТРУДНОСТИ ПОБУЖДАЮТ К ОБРЕТЕНИЮ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ

Еще одна польза от проблем состоит в том, что благодаря им вы начинаете любить добродетель. "Жалкие условия существования побуждают вас практиковать добродетель." Его Святейшество Триджанг Ринпоче однажды сказал, что существование трудностей предупреждает вас о том, что, если вы не любите страдания, то должны избегать дурных деяний, очистить предыдущую негативную карму и постараться накопить благие заслуги. Сталкиваясь с трудностью, вы на самом деле желаете счастья. Отсутствие его состоит именно в том, что у вас имеется данная проблема. Подумайте: "Если я желаю счастья, то есть отсутствия данной трудности, я должен создать причины для этого." Таким образом вы можете учиться на всех своих повседневных трудностях. Они побуждают вас творить благо, которое является причиной счастья.

Если ваша жизнь свободна от трудностей, вы будете постоянно отвлекаться от практики Дхармы своим комфортным существованием и даже не вспомните о ней. Такие проблемы, как ложные обвинения или страдания от болезней и потерь, заставляют вас возненавидеть сансару и начать практиковать совершенствование.

Пока вы любите даже малейший комфорт, вам не удастся стяжать не только обширные благие заслуги, но даже малейшее совершенство. Если вы имеете возможность накапливать добродетель хотя бы при совершении четырех основных типов действий (в процессе еды, питья, сидения и сна), вам следует использовать ее. Например, когда вы едите или пьете, используйте возможность для накопления благих заслуг посредством совершения подношения вашей еды и питья Трем Драгоценностям. Насколько можете, заботьтесь обо всех существах, о людях и животных окружающих вас, с добрым сердцем и старайтесь принести им пользу, оказывая ту помощь, в которой они нуждаются. Давайте им всякую вещь, которая может сделать их счастливыми; даже несколько теплых слов или интересный разговор, приносящий благо их уму, отодвигают их проблемы и делают их счастливыми. Используйте каждую возможность, каждое движение вашего тела, речи и ума для продвижения по пути самосовершенствования.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРУДНОСТЕЙ ДЛЯ УПРАЖНЕНИЯ УМА В СОСТРАДАНИИ И ЛЮБЯЩЕЙ ДОБРОТЕ

Наличие трудностей дает вам также возможность упражнять ум в сострадательности. Только безумец может не счесть это хорошим делом. Даже люди, не признающие теории кармы и перерождений, согласны в том, что очень хорошо иметь сострадание.

Подумайте о многих существах, чьи трудности подобны вашим, а также и о тех, которые имеют гораздо более серьезные проблемы. А если они даже имеют такие же проблемы, то могут видеть их гораздо более тяжелыми или иметь помимо них множество других проблем.

Подумайте: "Точно так же, как я желаю счастья и не хочу страданий, любой другой тоже желает счастья и не желает страдания. Мы в этом совершенно схожи. Как будет замечательно, если все эти существа освободятся от всех своих страданий!" На основе такого безмерного сострадания зародите в себе великую сострадательную мысль: "Именно я освобожу их от всех их страданий." Используйте таким образом свои проблемы для тренировки ума в великой сострадательности.

Когда другие люди не уважают вас или плохо к вам относятся, очень полезно вспоминать следующие строки из Бодхичарьяаватары:

"Моя карма побуждает меня обрести этот вред. Но не навредил ли я сам этому существу, ввергнув его в глубины ада?"

Шантидэва говорит, что определенные люди вредят вам оттого, что вы в прошлых жизнях установили с ними связь, нанеся им вред. Эта карма в свою очередь заставляет их вредить вам в настоящей жизни. Вредя вам, они вынуждены тем самым создавать неблагоприятную карму, и эта новая карма низвергает их в глубины ада. Вынуждая их создавать эту негативную карму, вы действительно отправляете их в ад.

Если вы вспомните эти строки в тот момент, когда кто-то создает для вас проблемы, то тогда не останется никакой возможности для возникновения гнева. Вместо этого, без вашего выбора, само собой, возникнет сострадание к ним. И, поскольку вы побуждаетесь к действию состраданием, в вас возникает желание помочь им посредством тела, речи и ума, а не принести огорчение. Вашим желанием становится успокоить их ум, предотвратить создание новой негативной кармы и помочь очистить ту негативную карму, которую они уже накопили.

Точно так же вы можете использовать ваши трудности для упражнения ума в любящей доброте. Когда у вас есть проблемы, вы лишены временного и абсолютного счастья. Вспомните обо всех живых существах, также лишенных временного и абсолютного счастья. И вы, и они совершенно одинаковы в своем желании счастья. Подумайте: "Как было бы замечательно, если бы все живые существа были счастливы." И породите не только одну безмерную любящую доброту, но также и великую любящую доброту: "Я создам причину их счастья".

Созвучные материалы:
 

Обсудить  Учение  Главная  страница