Чже Цонкапа
БОЛЬШОЕ РУКОВОДСТВО К ЭТАПАМ ПУТИ ПРОБУЖДЕНИЯ

(Ламрим-ченмо)
Том III
Этап духовного развития высшей личности
[С внесением исправлений по списку опечаток из второго тома]
(Всего 5 томов)
Перевод с тибетского А. Кугявичюса

Книга опубликована издательством «Нартанг» в 1996-2000 гг.
Новое, исправленное издание Ламрим ченмо и другие буддийские книги
можно приобрести прямо в издательстве через сайт www.buddhismofrussia.ru


 
ЭТАП ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ ВЫСШЕЙ ЛИЧНОСТИ
ЭТАПЫ ПРАКТИКИ [БОДХИСАТТВЫ]

[МЕТОДИКА ПРАКТИКИ ОБЩЕЙ МАХАЯНЫ]

ПОРЯДОК ПРАКТИКИ
[ОБЩАЯ ПРАКТИКА ДЕЯНИЙ]
[ПРАКТИКА ПАРАМИТ]

1. [Даяние]
IV. Заключение

3. Парамита терпения
III.
Разновидности терпения
§2. Взращивание [способности] терпеливого перенесения страданий
1. Причина сущей необходимости терпеливо переносить страдания

"Во "Введении в практику" (6.12): сказано:

"Причины счастья так редки,
причин страданья ж очень много."

Соответственно нам постоянно приходится испытывать всяческие страдания. Поэтому надо знать, что с ними делать, как использовать на Пути. В противном случае, согласно сказанному в "Собрании практик", они вызывают или недовольство, или малодушие при освоении Пути и становятся препятствием к благим занятиям.

Что касается страданий, то некоторые из них причиняются другими; некоторые порождает прошлая карма, независимо от того, усердствуем или не усердствуем в Пути; некоторые же, как увидим ниже, возникают, когда занимаемся благими делами, и не возникают, когда не занимаемся.

От страданий, которые непременно возникают в силу прошлой кармы и теперешних условий, никак не избавиться: с ними надо смириться. В противном случае, к этому естественному страданию прибавляется страдание душевной подавленности, порожденное нашими [горькими] мыслями, кои бывает перенести очень трудно. Если же смириться, то, хотя и не избавляемся от основного страдания - душевной подавленности, - чувство угнетенности из-за направления внимания на [основное страдание] вовсе не возникает. Если при этом к [основному] страданию применить умение использовать [его] на Пути, страдание сильно уменьшается и становится терпимым.

Итак, очень важно научиться терпеливо переносить страдания.

2. Способ взращивания [способности]терпеливо переносить страдания
А. Устранение поглощающего недовольства, возникшего из-за страдания

Если возникшее страдание устранимо, унывать не надо. Если же оно неустранимо, то, хотя и будешь унывать, ничего не поделаешь. Поэтому унывать бесполезно, а ущербность [уныния] налицо: ведь при неумении терпеть очень трудно перенести даже ничтожное страдание, а если какое-то умение есть, мы способны стерпеть даже великое страдание. Как сказано (6.10):

"Что унывать, когда поправить можно [дело]?
Что унывать, когда [оно] непоправимо?!"

И далее (6.16):

"Жара или холод, дождь или ветер,
болен ли, связан я, иль избиваем, -
мне нетерпимость негоже являть:
с нею все станет лишь хуже."

Б. Разъяснение, что страдание следует терпеливо переносить
1. Размышление о достоинствах самого страдания

[У страдания] пять достоинств:

(1) достоинство побуждения к Освобождению: ибо, если бы не было страдания, не возникло бы желание окончательно спастись от него;

(2) достоинство устранения высокомерия: ибо, когда приходит страдание, пропадает надменность;

(3) достоинство отвращения греходеяний: ибо [приходится осознать], что, если испытываем что-то мучительное, оно возникло от неблагих деяний, поэтому, если не хотим таких плодов, надо сторониться их причин;

(4) достоинство вдохновения к совершению благих дел: ибо мученик желает счастья, а необходимая для него причина - совершение благодеяний;

(5) [достоинство] порождения сострадания к скитальцам сансары с помощью сравнения их положения со своим: "Другие существа тоже так страдают".

Зная об этих [достоинствах страдания] и о других достоинствах, доступных нам благодаря им, неустанно упражняйтесь в мысли: "Эти страдания желанны". Как сказано [во "Введении в практику" (6.12)]:

"Без страданий не случится
отреченье [от сансары];
потому ты постоянно, ум мой,
стойкость сохраняй."

И далее (6.21):

"К тому же страданий достоинства славны:
горесть высокомерие губит,
жалость к скитальцам сансары рождает,
от действий дурных [существ] отвращает,
к благодеяниям вдохновляет."

2. [Размышление о достоинствах терпеливого перенесения добровольно взятых на себя тягот]
а. Размышление о пользе [этого] для Освобождения и других великих целей

Укрепляйте дух, вновь и вновь размышляя: "Если раньше, вращаясь в Круговерти, я, хотя и знал, что каждая низменная нужда, малейшее желание влечет за собой страдание, не обращал внимания на многие причины страдания и тем самым навлек на себя массу будущих бессмысленных страданий, то ныне, когда я на стезе добродетельного осуществления безмерного блага для себя и других, мне следует взять на себя безмерно больше страданий, чем ранее, что уж говорить о меньшем [количестве]". И во "Введении в практику" (6.74-75) сказано:

"Идя тропою [низменных] желаний,
я сотни [раз] в аду страдал от жара.
Не помогло мне это в достижении
ни цели-для-себя, ни цели-для-других.
А эти [тяготы] мучительны не так,
как те. К тому же, их одолевая,
великие мы достигаем цели:
поэтому лишь радоваться нужно
страданьям, избавляющим от бед."

Согласно сказанному, размышляйте, что вы раньше предавались лишь таким тяготам, которые нисколько не приближали ни цели-для-себя, ни цели-для-других, и вселяйте в себя бодрость, думая: "Почему же мне ныне не переносить страданий, благодаря которым исполняются великие цели: ведь, хотя и приходится страдать, зато я обрету благо!"

Также, размышляя о том, что обманываемые плохими учителями на дурном пути протыкают себя трезубцами, терпят жар "пяти огней"158 и творят прочие бессмысленные истязания, и о том, что ради низменной мирской нужды [люди] берутся терпеть страдания земледелия, торговли, сражений, да и многие другие, - порождайте бесстрашие перед [благородной] аскезой.

б. Размышление о пользе терпеливого перенесения взятых на себя тягот ради избавления от бесчисленных страданий

Если как следует подумать о различиях краткого и долговременного страдания: "Когда человек спасается от смерти, отделываясь лишь отрубленными пальцами, он очень радуется. Так если и я, благодаря таким малым страданиям подвижничества, смогу совершенно избавиться от бесчисленных страданий сансары, а в особенности - от адских и прочих страданий дурных уделов, - будет прекрасно!", - тогда зарождается бесстрашная сила духа в отношении подвижничества. Как сказано [во "Введении в практику" (6.72)]:

"Если ты от смерти спасся, потеряв лишь только руку,
разве это не прекрасно?!
Если малые страданья защитят тебя от ада,
разве это не прекрасно?!"

3. О том, что, если постепенно привыкнуть [к терпеливому перенесению страданий, оно становится] нетрудным

[Во "Введении в практику" (6.14)] сказано:

"Такого нету качества [характера],
которого б привычка не меняла.
Коль к малому терпение освоишь, -
то стерпишь и великие страдания."

Согласно сказанному, если, надев панцирь готовности, терпеливо переносить страдания, понемногу привыкать к страданию, то способность перенесения страданий постепенно увеличивается. И в "Собрании практик" об этом говорится:

"Если сначала привыкнуть к малым страданиям, вырабатывается привычка к тяготам средним и большим. Например, по привычке все существа смотрят на страдание как на счастье159. И мы, благодаря привыканию неустанно смотреть на всякое возникшее страдание как на счастье, укрепляемся в понимании [страдания] как счастья."

"Когда оно (т.е. страдание) приходит, - отбрасывайте [мимолетные] мысли, подобные хлопковому пуху," -

сказано в "Вопросах Угры". А в "Устройстве древа":

"Дочь! Чтобы уничтожить все клеши, взращивай стойкость духа."

Согласно сказанному, необходима весьма стойкая сила духа: душевная слабость не годится.

Итак, если с самого начала взрастить немалую силу духа, то даже великие страдания становятся помощниками: так, например, когда некоторые храбрецы во время сражения видят свою кровь, их отвага растет.

Если же с самого начала принижать себя, говоря: "Я об этом не слышал, а если и слышал, таким стать не могу", - то даже ничтожное страдание может послужить поводом отступления от Пути: как, например, некоторые малодушные падают в обморок, увидев даже чужую кровь. Как сказано (6.17-18):

"Одни при виде собственной крови
делаются намного храбрее,
иные, при виде крови другого
от слабости теряют сознанье.

[Первые] - мужественны и тверды духом,
а вот [вторые, увы,] малодушны."

3. Подробное изложение предметов [терпения]

Возникающие страдания надо терпеливо переносить. Но в связи с чем же возникают эти страдания? Здесь восемь [предметов]:

[Страдания], связанные с [монашескими] принадлежностями

Монашеская одежда, подаяния, спальные принадлежности, подстилка для сидения, лекарства и [прочее монашеское] имущество - это вещи, способствующие чистому образу жизни.

Не унывая и не печалясь, если они плохие, если их мало, если другие не относятся к ним с почтением или слишком медлят подносить их, - терпеливо переносите проистекающие от этого страдания.

[Страдания], связанные с мирским

Бедность, бесславие, хула, несчастье, разрушение, истощение, старость, болезнь и смерть - уничтожение [всего] смертного - это девять мирских явлений160. [Следует] поразмыслить о страданиях, связанных со всеми сразу или с отдельными из них, и терпеливо их переносить.

[Страдания], связанные с положениями тела

Хождение, стояние, сидение и лежание - это четыре положения тела161. Когда денно и нощно очищаем ум от омрачений при помощи первого [второго и] третьего из них, следует терпеливо переносить проистекающие от этого страдания, а не ложиться не вовремя на кровать, матрас, на подстилку из травы или листьев.

[Страдания], связанные с преданностью Дхарме

(1) Совершать подношения Трем Драгоценностям и почитать их,
(2) совершать подношения Учителю и почитать его,
(3) соблюдать положения Дхармы,
(4) подробно разъяснять другим соблюдаемые [положения],
(5) декламировать гимны,
(6) с праведными помыслами пребывать в уединении и
(7) совершать йогу - освоение Безмятежности и Проникновения - это семь [аспектов] преданности Дхарме.

Терпеливо переносите страдания, проистекающие от усердствования в них.

[Страдания], проистекающие от житья подаянием

(1) Бритье волос и бороды и прочее, что делает тело некрасивым;
(2) ношение одежды из кусков и некрасивого цвета;
(3) полный отказ от всех мирских дел - ведение другого образа жизни;
(4) отказ от земли и прочей [собственности], получение [необходимого] у других - ведение жизни, зависимой от других;
(5) ненакапливание имущества - прошение всю жизнь у других монашеской одежды и прочего;
(6) отказ от нечистого образа жизни - избегание до самой смерти человеческих желаний;
(7) отказ от танцев, шуток и подобного - избегание до самой смерти людских увеселений и игр, отказ от приятелей, любимых, дружков и подобного и от привычки к веселью и пению - это семь [аспектов] житья подаянием.

Терпеливо переносите проистекающие от них страдания.

[Страдания], связанные с усталостью от прилежания

Терпеливо переносите страдания из-за усталости: изнеможение, утомление ума и тела от усердствования в благих занятиях.

[Страдания], связанные с трудом на благо существ

Бодро переносите страдания, проистекающие от одиннадцати [видов] труда на благо [существ].

[Страдания], проистекающие от повседневных дел

Есть повседневные дела, [связанные] с чашей для подаяния, монашеской одеждой и прочим, и хозяйственные - такие, как безгрешные сельскохозяйственные работы, торговля, служение за жалованье государю и тому подобное. Терпеливо переносите проистекающие от них страдания.

Какие бы страдания ни возникали от этих восьми предметов, следует, ни в чем не ослабляя усердия, стремиться к Пробуждению, не позволяя им стать отвращающими препятствиями и не допуская уныния.

§3. Порождение незыблемой убежденности, веры в Дхарму
(1) [Предметы веры]

Предметов веры восемь:

(1) Предмет благоговения - достоинства Трех Драгоценностей.
(2) Предмет выявления - реальность отсутствия двух видов самости162.
(3) Предмет желания - великая сила Будд и бодхисаттв; а именно, три силы: сила сверхъестественных способностей, сила шести парамит и сила "вместерожденности"163.
(4 и 5) Предметы, которые следует принять или отбросить - благие и дурные поступки с их желанными и нежеланными результатами; т.е. здесь два [предмета].
(6 и 7) Предметы культивирования - это цель достижения - Пробуждение и средство достижения - весь Путь практики бодхисаттвы; здесь тоже два [предмета].
(8) Предмет постижения вследствие слушания и размышления - это, по мнению Долунгпы, сфера познания: т.е. непостоянство и прочее. [Но] в "Главе о видах силы" сказано, что восьмое - это двенадцать подразделений Слова164 и прочая святая Дхарма. Поэтому думаю, что нужно с этим согласиться.
-----------

Способ [проявления] веры - хорошо ознакомившись с этими предметами, хранить безукоризненную преданность им и неустанно размышлять о них.

Эти две группы по восемь [предметов, касающиеся] безропотного перенесения страдания и убежденности в Дхарме, изложены, согласно "Уровням бодхисаттв", где, в частности, об убежденности в Дхарме говорится подробнее.


Примечания:

158. Четырех костров и палящего солнца. - Прим. перев.

Внешняя часть ритуала, однако, не всегда дает представление о его сущности. Так, в Брихадараньяка Упанишаде "пять огней" объясняются как "тот мир, Парджанья, этот мир, человек, женщина". О ритуальном значении "пяти огней" см., напр.: Семенцов B.C. Проблемы интерпретации брахманической прозы. М.: "Наука". 1961. Гл. 3. Назад

159. Подробнее об этом см.: т.2, т.2. 2.I, §1, 3. "Размышление о трех [аспектах] страдания". Назад

160. Санскр.: лока-дхарма. Назад

161. Санскр.: ИрьЯпатха. Назад

162. То есть "самосущего Я" и "самосущих явлений". Ср. прим. 141 к т. 1. Назад

163. Санскр.: сахаджа. Т.е. гармоничного сочетания мудрости и метода. - Прим. перев. Назад

164. О двенадцати разделах Слова см.: т.1. Прим. 149. Назад



Созвучные материалы:
 

Обсудить   Библиотека    Главная  страница


Практика!



Rambler's Top100